Урок грамоты в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная:

  1. Познакомить с характерными особенностями звуков [б’] [б], с обозначением звуков на письме буквой Бб;
  2. Отрабатывать написание верхнего элемента строчной буквы б;
  3. Отрабатывать плавное слоговое чтение слов с буквой б;
  4. Отрабатывать умение решать задачи на деление практическим путём;

Развивающие:

  1. Научить выделять звуки [б’] [б] в словах;
  2. Учить сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить;

Воспитывающая:

  1. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Мобилизация и формулирование темы урока

8 3 5 1 6 4 7 2
О Р Т Б И А Н У

- Посмотрите на доску. Кто сегодня будет нашим гостем? (Буратино)

- Буратино отправляется в путешествие. Пойдём с ним?

- Какими должны быть путешественники? (добрыми, внимательными, старательными, помогать товарищам)

- Я назову свои качества, вслушайтесь в слова, найдите одинаковые звуки и сформулируйте тему урока. Добрыми, дружелюбными, сообразительными.

Тема урока: Звуки [б’] [б] и буква Бб.

III. Звуковой анализ слова

На доске – две картинки: бант и бинт.

- Буратино взял с собой несколько предметов. Составьте звуковые схемы слов.(на доске появляются схемы)

- Чем похожи эти слова? (в них 4 звука, 1 слог, они начинаются и заканчиваются согласным звуком)

- Чем отличаются эти слова? (в них разный первый звук, разное значение и разные гласные)

- Какой из этих предметов не пригодится Буратино в путешествии? Почему? (не пригодится бант, потому что это лента, которой девочки завязывают волосы)

IV. Выделение и анализ нового звука

- Что происходит при этих звуках?

[б] – губы тесно смыкаются, не растягиваясь в стороны;

зубы разжаты;

язык лежит свободно;

воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

В его произнесении участвуют голос и шум, значит это звонкий согласный.

[б’] - это согласный, мягкий, звонкий.

V. Подбор слов с изученным звуком

- Одна из особенностей путешествия – интересные встречи.

- Кого из сказочных героев Буратино может встретить в путешествии? Имена героев придумывайте в соответствии с темой урока. (игра “Снежный ком”)

Белоснежка, Барбос, Барабас, Чебурашка, Колобок, Бармалей …

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с новой буквой

1. К Д Б Т Р Б Д С Б Д Я Б

- Сколько букв Б? (четыре буквы)

- А какие ещё буквы повторялись часто? (Д – три раза)

На доске появляется плакат с письменными и печатными буквами Бб.

- Найдём домик букве Б в городе букв.

2. Запоминание образа новой буквы

– На что похожа буква Б?

3. Работа в тетради Тетрадь “Письмо” с.4

Печатание

Б       б

Дописывание элемента – прямой линии с закруглением вверху

б      б

VIII. Чтение слогов и слов

а) Повторение гласных

- Буратино оказался на поляне гласных. Неожиданно ветер унёс несколько гласных. Помогите.

*         Я

О        *

*        *

Ы      И

Э       *

б) Чтение слогов (на поляне гласных добавляются согласные и читаются слоги хором, по рядам и по цепочке)

   А    Я

   О    Ё

Б  У   Ю

   Ы    И

    Э    Е

БА РБА БРА БРАС

- Какие слова получились? Значение каких слов вы не знаете? (бра – настенный светильник)

- Какие слоги можно дополнить до слов?

в) Чтение слогов в учебнике

- Буратино был невнимательным, оказался в воде, сорвался с берега. Он утонет? (нет, потому что он деревянный)

- Лягушки этого водоёма рассказала о беде – водоём загрязнён. Очистим его? (На доске появляется водоём с различными предметами, загрязняющими его.) После выполнения задания мы сможем убрать какой-нибудь предмет.

- Прочитайте слоги по цепочке, повторяя два раза слоги с мягкими согласными.

г) Чтение слов парами

зуб – зубы - Чем отличаются слова дуб и зуб?
дуб – дубы - Какая слоговая схема подходит к слову зубы?
 
был - Чем отличаются слова второго столбика?
бил - Какая звуковая схема подходит к какому слову?
бублик - Какое слово короче? Длиннее?
булка - Составьте предложения о булке, бублике.

- Сколько слоговых схем? (две)

- Сколько звуковых схем? (две)

- Сколько схем предложений? (две)

- Сколько всего схем? (шесть, по два три раза)

- Какое числовое выражение подойдёт?

2 + 2 + 2 2 х 3 2 х 2 2 + 3

д) Чтение слов

- Я утверждая, что в следующих словах только по одной букве б (барабан – две буквы б)

- Прочитайте названия животных (рыба, баран)

- Прочитайте название одежды (юбка, брюки)

- Какие слова не читали вслух? (банан, берёза, яблоко)

- Я утверждаю, что всё это плоды? (берёза - растение)

- Прочитайте эти слова снова. (хор)

- Сколько человек могли бы прочитать эти слова, если бы каждый читал по одному слову? По два слова? По четыре слова?

е) Слово рассыпалось

- Какое задание приготовил Буратино?

- Слоги в треугольниках можно брать один раз, а слоги из кругов по несколько раз.

- Какой слог из кругов использовали чаще и сколько раз? Реже?

 

ж) Письмо букв в словах

- Пока мы выполняли задания, проказницы-буквы спрятались.

Тетрадь “Письмо” № 1, 1 класс с.5

- Сформулируйте задание. (вставьте буквы)

КОЛО_ОК, О_ЛАКО, _ОМИК, _ЫРКА,

ЗА_АНИЯ, ПАЛУ_А, КОРА_ЛИ.

- Какое ещё задание можно выполнить с этими словами? (разделить на слоги, отметить гласные звуки)

- Эти задания вы выполните дома.

з) Работа с предложениями

- Буратино на доске выполнил следующее задание. Проверьте.

На дерёзе сибит дятел.

- Исправьте ошибки. Сделайте без ошибок в тетради.

- Добавьте одно слово, чтобы предложение стало красивым.

IX. Работа с математическим материалом

На доске 8 лягушек.

- Все лягушки вынырнули из воды и поблагодарили Буратино и ребят. А он им на память о себе что-то подарил. Расшифруйте.

И Б К О Л Я Т
3 8 0 6 10 4 11
10 – 6 = 3 + 5 = 13 – 3 =
7 – 1 = 4 – 4 = 6 – 3 =

- Сформулируйте задание.

- Итак, что оставил Буратино лягушкам? (яблоки)

На доске 8 яблок.

- Сколько лягушек получила каждая лягушка? (8 лягушек, 8 яблок, каждая лягушка получит по одному яблоку)

- Часть лягушек прыгнули в воду. (Учитель убирает 4 лягушки) Сколько осталось?

- Раздайте яблоки поровну оставшимся лягушкам. Сколько получит каждая? (по две)

X. Итог урока

- Продолжите предложения.

МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ…

МЫ УЧИЛИСЬ…

МЫ ПОМОГЛИ…

Я БЫ ХОТЕЛ…