Цели:
Образовательная:
- Познакомить с характерными особенностями звуков [б’] [б], с обозначением звуков на письме буквой Бб;
- Отрабатывать написание верхнего элемента строчной буквы б;
- Отрабатывать плавное слоговое чтение слов с буквой б;
- Отрабатывать умение решать задачи на деление практическим путём;
Развивающие:
- Научить выделять звуки [б’] [б] в словах;
- Учить сравнивать, анализировать, обобщать, логически мыслить;
Воспитывающая:
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мобилизация и формулирование темы урока
8 3 5 1 6 4 7 2 О Р Т Б И А Н У
- Посмотрите на доску. Кто сегодня будет нашим гостем? (Буратино)
- Буратино отправляется в путешествие. Пойдём с ним?
- Какими должны быть путешественники? (добрыми, внимательными, старательными, помогать товарищам)
- Я назову свои качества, вслушайтесь в слова, найдите одинаковые звуки и сформулируйте тему урока. Добрыми, дружелюбными, сообразительными.
Тема урока: Звуки [б’] [б] и буква Бб.
III. Звуковой анализ слова
На доске – две картинки: бант и бинт.
- Буратино взял с собой несколько предметов. Составьте звуковые схемы слов.(на доске появляются схемы)
- Чем похожи эти слова? (в них 4 звука, 1 слог, они начинаются и заканчиваются согласным звуком)
- Чем отличаются эти слова? (в них разный первый звук, разное значение и разные гласные)
- Какой из этих предметов не пригодится Буратино в путешествии? Почему? (не пригодится бант, потому что это лента, которой девочки завязывают волосы)
IV. Выделение и анализ нового звука
- Что происходит при этих звуках?
[б] – губы тесно смыкаются, не растягиваясь в стороны;
зубы разжаты;
язык лежит свободно;
воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.
В его произнесении участвуют голос и шум, значит это звонкий согласный.
[б’] - это согласный, мягкий, звонкий.
V. Подбор слов с изученным звуком
- Одна из особенностей путешествия – интересные встречи.
- Кого из сказочных героев Буратино может встретить в путешествии? Имена героев придумывайте в соответствии с темой урока. (игра “Снежный ком”)
Белоснежка, Барбос, Барабас, Чебурашка, Колобок, Бармалей …
VI. Физкультминутка
VII. Знакомство с новой буквой
1. К Д Б Т Р Б Д С Б Д Я Б
- Сколько букв Б? (четыре буквы)
- А какие ещё буквы повторялись часто? (Д – три раза)
На доске появляется плакат с письменными и печатными буквами Бб.
- Найдём домик букве Б в городе букв.
2. Запоминание образа новой буквы
– На что похожа буква Б?
3. Работа в тетради Тетрадь “Письмо” с.4
Печатание
Б б
Дописывание элемента – прямой линии с закруглением вверху
б б
VIII. Чтение слогов и слов
а) Повторение гласных
- Буратино оказался на поляне гласных. Неожиданно ветер унёс несколько гласных. Помогите.
* Я
О *
* *
Ы И
Э *
б) Чтение слогов (на поляне гласных добавляются согласные и читаются слоги хором, по рядам и по цепочке)
А Я
О Ё
Б У Ю
Ы И
Э Е
БА | РБА | БРА | БРАС |
- Какие слова получились? Значение каких слов вы не знаете? (бра – настенный светильник)
- Какие слоги можно дополнить до слов?
в) Чтение слогов в учебнике
- Буратино был невнимательным, оказался в воде, сорвался с берега. Он утонет? (нет, потому что он деревянный)
- Лягушки этого водоёма рассказала о беде – водоём загрязнён. Очистим его? (На доске появляется водоём с различными предметами, загрязняющими его.) После выполнения задания мы сможем убрать какой-нибудь предмет.
- Прочитайте слоги по цепочке, повторяя два раза слоги с мягкими согласными.
г) Чтение слов парами
зуб – зубы - Чем отличаются слова дуб и зуб? дуб – дубы - Какая слоговая схема подходит к слову зубы?
был - Чем отличаются слова второго столбика? бил - Какая звуковая схема подходит к какому слову? бублик - Какое слово короче? Длиннее? булка - Составьте предложения о булке, бублике.
- Сколько слоговых схем? (две)
- Сколько звуковых схем? (две)
- Сколько схем предложений? (две)
- Сколько всего схем? (шесть, по два три раза)
- Какое числовое выражение подойдёт?
2 + 2 + 2 | 2 х 3 | 2 х 2 | 2 + 3 |
д) Чтение слов
- Я утверждая, что в следующих словах только по одной букве б (барабан – две буквы б)
- Прочитайте названия животных (рыба, баран)
- Прочитайте название одежды (юбка, брюки)
- Какие слова не читали вслух? (банан, берёза, яблоко)
- Я утверждаю, что всё это плоды? (берёза - растение)
- Прочитайте эти слова снова. (хор)
- Сколько человек могли бы прочитать эти слова, если бы каждый читал по одному слову? По два слова? По четыре слова?
е) Слово рассыпалось
- Какое задание приготовил Буратино?
- Слоги в треугольниках можно брать один раз, а слоги из кругов по несколько раз.
- Какой слог из кругов использовали чаще и сколько раз? Реже?
ж) Письмо букв в словах
- Пока мы выполняли задания, проказницы-буквы спрятались.
Тетрадь “Письмо” № 1, 1 класс с.5
- Сформулируйте задание. (вставьте буквы)
КОЛО_ОК, О_ЛАКО, _ОМИК, _ЫРКА,
ЗА_АНИЯ, ПАЛУ_А, КОРА_ЛИ.
- Какое ещё задание можно выполнить с этими словами? (разделить на слоги, отметить гласные звуки)
- Эти задания вы выполните дома.
з) Работа с предложениями
- Буратино на доске выполнил следующее задание. Проверьте.
На дерёзе сибит дятел.
- Исправьте ошибки. Сделайте без ошибок в тетради.
- Добавьте одно слово, чтобы предложение стало красивым.
IX. Работа с математическим материалом
На доске 8 лягушек.
- Все лягушки вынырнули из воды и поблагодарили Буратино и ребят. А он им на память о себе что-то подарил. Расшифруйте.
И | Б | К | О | Л | Я | Т |
3 | 8 | 0 | 6 | 10 | 4 | 11 |
10 – 6 = | 3 + 5 = | 13 – 3 = |
7 – 1 = | 4 – 4 = | 6 – 3 = |
- Сформулируйте задание.
- Итак, что оставил Буратино лягушкам? (яблоки)
На доске 8 яблок.
- Сколько лягушек получила каждая лягушка? (8 лягушек, 8 яблок, каждая лягушка получит по одному яблоку)
- Часть лягушек прыгнули в воду. (Учитель убирает 4 лягушки) Сколько осталось?
- Раздайте яблоки поровну оставшимся лягушкам. Сколько получит каждая? (по две)
X. Итог урока
- Продолжите предложения.
МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ…
МЫ УЧИЛИСЬ…
МЫ ПОМОГЛИ…
Я БЫ ХОТЕЛ…