Классный час "Сделай свой выбор!"

Разделы: Классное руководство


Цель: Побудить задуматься каждого школьника о будущей профессии, научить их ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”.
  • Сообщить учащимся сведения о различных профессиях, их особенностях, значении для общества и т.д.
  • Помочь учащимся в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.
  • Формирование умений работать с тестовыми вопросами, анализировать полученную информацию, делать выводы,
  • Продолжить воспитание интереса к учебным предметам необходимым учащимся для получения будущей профессии.

Оборудование:

  • видеопроектор,
  • экран,
  • слайды презентации классного часа,
  • профессиограмма “Типы профессий” на СД-дисках.

Применяемые методики, технологии, оборудование: профессиональное просвещение учащихся проводится в сочетании с традиционными методами обучения (беседы, рассказа, частично-поискового метода, тестирование) с применением компьютера, видеопроектора.

Внеклассное мероприятие проводится по плану:

  • Вводная беседа, раскрывающая важность знания и учета индивидуально-психологических и физиологических качеств личности при правильном выборе профессии.
  • Анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов (методика “Карта интересов” А.Е. Голомштока).
  • Тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности (методика “Дифференциально-диагностический опросник” Е.А. Климова.).
  • Коллективная обработка данных.
  • Работа с профессиограммами за компьютерами.

Содержательная часть:

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я вас приглашаю совершить экскурсию в мир профессий. Вы становитесь старше. Пора подумать о своем месте в этом мире. Важно определить цель жизни. А это очень важно. Отсутствие цели в жизни делает человека неинтересным, неуспешным. Цель жизни бывает ближайшая и отдаленная. Желательно, чтобы цель была реально осуществима, имела конкретные сроки исполнения. В соответствии с этим определяется жизненная позиция: активная (ориентирована на быстрый успех), или пассивная (рассчитана на неопределенный период). При активной позиции человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей. Эта позиция более плодотворна. Человек, выбравший ее, чаще добивается больших успехов в жизни.

Презентация

Внимание на экран.

Перед вами список целей. Их можно условно разделить на:

  • ближнюю цель – уважение и восхищение окружающих; дружба; хорошее здоровье; полноценное питание; красивая одежда; счастье;
  • дальнюю цель – сохранение безопасности своей жизнедеятельности; хорошее образование; любимая работа и карьера; счастливая семья; слава; богатство; достойное положение в обществе; хорошие бытовые условия; благополучие страны.

Подумайте над следующими вопросами:

  • Какие пять целей самые важные для тебя?
  • Сколько лет тебе потребуется для достижения цели?
  • Как ты будешь преодолевать препятствия на пути осуществления поставленной цели?
  • Подумай, какие качества личности помогут тебе в достижении цели?

Качества личности: активность, аккуратность, вежливость, верность, внимательность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, ответственность, оптимизм, принципиальность, решительность, сообразительность, смелость, уступчивость, целеустремленность, честность.

Определи и занеси в таблицу, какие качества присущи тебе?

Качество характера Всегда Иногда Никогда
Дисциплинированность      
Внимательность      
Настойчивость      
Ответственность      
Оптимизм      
Сообразительность      
Целеустремленность      
Честность      

А теперь подумай и занеси в таблицу, какие отрицательные качества характера мешают тебе достичь поставленной цели.

Отрицательные качества характера Всегда Иногда Никогда
Беспечность      
Вспыльчивость      
Грубость      
Завистливость      
Заносчивость      
Злопамятство      
Медлительность      
Мнительность      
Мстительность      
Нервозность      
Нерешительность      
Несдержанность      
Обидчивость      
Развязность      

Подумай о первопричине своих недостатков? Главный тормоз в воспитании волевых качеств – лень. Что делать, если она тебя одолела? Внимательно прочти каждое утверждение в таблице и ответь на вопросы.

Причина нежелания выполнять необходимую работу Всегда Иногда Никогда
Не хочу это делать, т.к. чувствую, что все знаю и в любой момент смогу выполнить (абсолютная лень интеллекта).      
Не хочу это делать, т.к. сомневаюсь, что смогу это сделать (активная лень).      
Не хочу это делать, т.к. у меня не хватает времени (целенаправленная лень).      
Не хочу это делать, т.к. чувствую, что мне не так все понятно (лень в форме нападения).      

Посмотри, что у тебя получилось, и наметь противодействие этим видам лени.

  • Если преобладает абсолютная лень, нужно убедить себя, что для достижения поставленной цели необходимо повысить интерес, выбрав лучшие способы усвоения информации. В конце дня подведи итог и мысленно накажи или похвали себя за проделанную работу.
  • Активная лень подавляется аутотренингами.
  • Целенаправленная лень преодолевается с помощью четкого распределения времени в течение суток.
  • Лень в форме нападения устраняется самоанализом и самоубеждением.

Чаще заставляй себя выполнять поставленную цель даже “через не могу”.

А сейчас я вам предлагаю написать виды деятельности, которыми вы могли бы выполнять несколько часов подряд, не испытывая раздражения, те виды деятельности, которые не вызывают у вас раздражения, усталости. Заполните таблицу:

Виды деятельности, которые я могу выполнять несколько часов подряд, не испытывая раздражения. Всегда Иногда
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    

Проанализируй, что у тебя получилось.

Выбери четыре любимых занятия, которыми можно объединить в любимую профессию. Для безопасного существования надо работать ежедневно и помногу часов. Следует выявить у себя способности, которые можно развивать для превращения их в умения, навыки любимой работы (учащиеся выбирают любимые занятия).

Переходим ко второму этапу нашего мероприятия.

Для начала проведем анкетирование, позволяющее определить область профессиональных интересов (методика “Карта интересов” А.Е. Голомштока.)

Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаю ответить на вопросы. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что любите или вам нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответа, в графе под тем же номером, что и номер вопроса поставьте "+"; если не знаете, сомневаетесь – "0"; если не нравится (не любите) поставьте "-". Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного.

Вопросы: “любите ли Вы”, “хотели бы Вы”, “нравится ли Вам”?

  1. Уроки по физике.
  2. Уроки по математике.
  3. Уроки по химии.
  4. Читать книги или статьи по астрономии.
  5. Читать об опытах и животных.
  6. Читать о жизни и работе врачей.
  7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях, животных.
  8. Читать о лесе.
  9. Читать произведения классиков мировой литературы.
  10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть радио.
  11. Уроки истории.
  12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
  13. Читать литературу о геологических экспедициях.
  14. Читать о различных странах.
  15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
  16. Читать о работе милиции.
  17. Читать о моряках, летчиках.
  18. Читать о работе воспитателя.
  19. Знакомится с устройством и работой станков.
  20. Готовить обеды.
  21. Читать о строителях.
  22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.
  23. Читать о достижениях техники.
  24. Знакомиться с устройством бытовых электроприборов.
  25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.
  26. Читать научно-популярную литературу об открытиях, о математике.
  27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- телепередач)
  28. Смотреть телепередачи о космонавтике.
  29. Изучать биологию.
  30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.
  31. Изучать ботанику.
  32. Проводить время в лесу.
  33. Читать литературно-критические статьи.
  34. Активно участвовать в общественной жизни.
  35. Читать книги об исторических событиях.
  36. Слушать симфоническую музыку.
  37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
  38. Узнавать о географических открытиях.
  39. Обсуждать текущие дела и события.
  40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.
  41. Путешествовать
  42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу.
  43. Знакомиться с различными инструментами.
  44. Уроки домоводства
  45. Узнавать о новых достижениях в области строительства
  46. Посещать заводы и фабрики
  47. Знакомиться с устройством механизмов и машин
  48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.
  49. Разбираться в теории физических явлений.
  50. Решить сложные математические задачи.
  51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
  52. Наблюдать за небесными светилами.
  53. Вести наблюдения за растениями.
  54. Делать перевязки, оказывать первую медицинскую помощь при ушибах.
  55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
  56. Собирать гербарий.
  57. Писать рассказы, стихи.
  58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
  59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.
  60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
  61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
  62. Изучать природу родного края.
  63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
  64. Обращать особое внимание на поведение людей.
  65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.
  66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо)
  67. Изготавливать различные детали и предметы.
  68. Организовывать питание во время походов.
  69. Бывать на стройках.
  70. Шить одежду.
  71. Собирать и ремонтировать велосипеды, механизмы часов ит.п.
  72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце листа для ответов количества знаков “+”. Каждому из 24 столбцов соответствует определенный вид деятельности.

Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков “+” (это предполагаемые области профессиональных интересов испытуемых).

1. Физика. 9. Филология. 17. Транспорт.
2. Математика 10. Журналистика 18. Педагогика
3. Химия. 11. История 19. Рабочие специальности
4. Астрономия 12. Искусство 20. Сфера обслуживания
5. Биология 13. Геология 21. Строительство
6. Медицина 14. География 22. Легкая промышленность
7. Сельское хозяйство 15. Общественная работа 23. Техника
8. Лесное хозяйство 16. Право 24. Электроника

Предлагаю вам тестирование, выявляющее профессиональную направленность личности

Тест.

Ответь на вопросы. Оцени каждый вопрос в баллах (от 1 до 5). Эти баллы занесены в таблицу в колонки, где обозначены номера вопросов.

  • 1 балл – никогда не занимаюсь тем или иным видом деятельности
  • 2 балл – не всегда занимаюсь тем или иным видом деятельности
  • 3 балл – иногда занимаюсь тем или иным видом деятельности
  • 4 бал – часто занимаюсь тем или иным видом деятельности
  • 5 балл – всегда занимаюсь тем или иным видом деятельности
  1. “Человек – природа” - колонка 1;
  2. “Человек – техника” - колонка 2;
  3. “Человек – человек” - колонка 3;
  4. “Человек – знаковая система” - колонка 4;
  5. “Человек – художественный образ” - колонка 5.
1 2 3 4 5
1- …балл 2- …балл 3- …балл 4- …балл 5- …балл
6- 7- 8- 9- 10-
11- 14- 12-   13-
  17- 15-   16-
19-     18-  
21- 22-   20-  
23- 27-   24- 25-
26-     29- 30-
28- 34-     33-
31- 37-     36-
32-     38-  
39-     40-  
Общая сумма в - Общая сумма в - Общая сумма в - Общая сумма в - Общая сумма в -

Вопросы теста:

Любишь ли ты...

  1. Ухаживать за животными?
  2. Ремонтировать приборы?
  3. Ухаживать за больными?
  4. Составлять таблицы, схемы?
  5. Следить за качеством кассет?
  6. Ухаживать за растениями?
  7. Статически обрабатывать материалы?
  8. Рекламировать товар?
  9. Обсуждать научно-популярные статьи, книги?
  10. Обсуждать прочитанные книги или увиденные спектакли?
  11. Выращивать животных?
  12. Тренировать и воспитывать других?
  13. Настраивать музыкальные инструменты?
  14. Водить машину или управлять другим транспортным средством?
  15. Отыскивать и разъяснять нужные сведения через справочное бюро, Интернет?
  16. Оформлять художественно стенды?
  17. Заниматься ремонтом?
  18. Искать и исправлять ошибки в текстах?
  19. Лечить животных?
  20. Выполнять статистические расчеты, вычисления?
  21. Делать прививки на деревьях, выращивать редкие растения?
  22. Конструировать что-либо по дому?
  23. Разбирать ссоры между людьми?
  24. Приводить в порядок схемы, таблицы?
  25. Наблюдать за работой кружков художественной самодеятельности?
  26. Наблюдать за биологическими объектами?
  27. Налаживать приборы?
  28. Оказывать людям доврачебную помощь?
  29. Составить точный описательный отчет о наблюдаемом явлении?
  30. Художественно описать или изобразить увиденное ?
  31. Делать лабораторные опыты?
  32. Беседовать с больными?
  33. Красить или расписывать поверхности изделий?
  34. Осуществлять монтаж приборов?
  35. Организовывать культурные мероприятия?
  36. Принимать участие в концертах?
  37. Изготавливать по чертежам изделия?
  38. Заниматься черчением?
  39. Вести борьбу с болезнями?
  40. Работать на клавишных приборах?

После заполнения таблицы, подсчитайте общее количество баллов по столбцам. Колонка, где получится 40 и больше баллов, соответствует тому виду профессии, который наиболее приближен к вашим способностям. Если получится по баллам два и даже три типа, значит, вы талантливы и можете сами выбрать ведущую профессию. Бывает, что человек способен освоить более 15 профессий. Это человек творческий.

А теперь теоретически познакомимся с основными типами профессий:

1. “Человек – природа”. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Здесь необходимы такие качества, как инициатива, самостоятельность, творческое мышление. Как ни странно, определенный интерес к природе должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…(Приложение 1)

2.“Человек – техника”.  (проходчик, столяр, техник – металлург, строитель, специалист по коммуникациям, инженер, автослесарь, механик). Такие специалисты должны быть точными, иметь сильные и умелые руки.(Приложение 2)

3.“Человек – человек” (учитель, врач, парикмахер, руководитель художественного коллектива, секретарь-референт). Важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.(Приложение 4)

4. “Человек – знаковая система” (программист, математик, переводчик, чертежник…) должны обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, воссоздающим воображением, устойчивостью внимания, усидчивостью. Главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. (Приложение 5)

5.“Человек – художественный образ” (художник, дизайнер, музыкант, артист). Люди этой профессии должны быть одаренными. (Приложение 3)

Учитывая разные требования к себе с точки зрения профессионализма, в освоении можно выделить главное направление и второстепенное. В настоящее время более жизнеспособен тот, кто имеет несколько специализаций.

Приглашаю вас за компьютеры. Рассмотрите профессиограммы (карточки с описанием профессий, вы можете получить информацию о той или иной профессии, где можно работать, что делать и т.д)

Учащиеся работают за компьютерами с профессиограммами.

Ожидаемые результаты: становление общетрудовой установки учащихся, проявляющейся в создании положительного отношения к трудовой деятельности, получение учащимися информации об интересующих их профессиях.

Презентация

Литература.

  1. Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П.Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград.: Учитель, 2006.
  2. Научно-методический журнал “Биология в школе” №1\ 2003.
  3. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ сост. Л.В. Голубева, Г.П. Попова.- Волгоград. Учитель,2006.
  4. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. -М.:”5за знания”,2006.
  5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ под ред. Е.Н.Степанова, -М. : ТЦ Сфера,2006.