Цели урока: Обеспечить повторение и отработку основных учебно-языковых и правописных умений и навыков. На основе имеющихся знаний и наблюдений учить обобщать, анализировать, делать выводы. Работать над развитием устной научной речи. Развивать навыки самооценки и самопроверки, учиться работать в сотрудничестве.
Создавать ситуации успеха.
Оборудование
- Цветные карандаши
- Карточки для самопроверки записи слов под
диктовку и выполненными с ними предложенными
заданиями.
Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха. - С.И.Ожегов “Словарь русского языка”
- Листы с аппликацией вазы для каждой команды и заготовки цветов.
- Флажки – сигналы
- Картинка с изображением водомерки
- Карточки для каждой команды с критериями оценок по всем предложенным заданиям.
Цветы голубого, зеленого, фиолетового цвета по количеству детей в классе.
Оформление
- Эмблема “Клуба почемучек”
- Девиз клуба: “Если будешь любознательным, то будешь многознающим”
- Устав клуба:
- Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа
- Не знаешь – спрашивай!
- Учись сам находить ответы в книгах-справочниках
- Береги каждую минутку, старайся узнать что-то новое
- Не стесняйся задавать вопросы “почему?”
- Рубрики:
- “Спрашивай – отвечаем!”
- “Подумай – отгадай!”
- “Почемучсправка”
- “Это интересно знать!”
- Основанные правила работы в сотрудничестве.
- Работают все.
- Учись и умей слушать.
- Уважай мнение других.
- Знаешь сам – научи других.
- Помни, что от результата твоей работы зависит результат работы всей группы.
I. Организационный момент.
Предлагаю провести урок в форме заседания “Клуба почемучек”. О теме заседания вы, ребята, догадаетесь сами, определите её по ходу работы.
Давайте вспомним о девизе, под которым у нас проходят заседания.
(На доске плакат, на котором написан девиз и устав клуба. Чтение хором девиза, устава клуба).
Девиз клуба: “Если будешь любознательным, то будешь многознающим!”
Устав клуба:
Сегодня на заседании работают рубрики:
- “Спрашивай – отвечаем!”.
- “Почемучсправка”.
- “Подумай – отгадай”.
- “Это интересно знать!”.
В процессе работы творческой мастерской на тему “Потолкуем о маме!”, посвящённой Международному Дню Матери мы говорили о том, что маму радуют ваши успехи, а самый лучший подарок, который вы бы преподнесли ей -это цветы. Потому что цветы, по вашим ассоциациям – это радость, благоухание, прекрасное настроение, нежность, доброта, красота. Дарить подарки – это прекрасно! Это значит делать человека счастливым. И делать это можно и нужно не только в праздничные дни. Я предлагаю вам приготовить подарок для ваших родителей. А подарком будет “ваза успеха”, в которую вы соберёте “букет знаний, хорошего настроения, доброты, взаимопонимания, скромности и вежливого общения”. Оценка вашей работы будет выражаться в цветах. Цветы – это частичка вашего успеха.
Для достижения поставленных целей и успеха предлагаю работать в сотрудничестве. Чтобы работа в группах была слаженной, вспомним основные правила работы в сотрудничестве (чтение хором с плаката).
Основные правила работы в сотрудничестве.
Название команд вы предложили на творческой мастерской. И уже распределились на рабочие группы. Это “Радость”, “Нежность”, “Очарование”, “Вдохновение”.
Обратимся к рубрике “Почемучсправка”
- Найдите в словаре С.И.Ожегова “Словарь русского языка” значение слова вдохновение (каждой команде розданы словари).
Вдохновение по Ожегову – это творческий подъём, прилив творческих сил. Команды получают по первому цветку за ответ на поставленный вопрос.
Желаю успеха, чтобы ваши вазы были полны “Цветов знаний и доброты”, чтобы эти прекрасные чувства, состояние души и успеха подарить близким людям.
II. Языковая разминка
Работает рубрика “Спрашивай- отвечаем!”Спрашиваю я, отвечаете вы, так как повторяем и отрабатываем основные учебно - языковые и правописные умения и навыки. А это есть языковая разминка.
1. Запись слов под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
Самопроверка (на доске помещены карточки с правильным написанием этих слов; команды проверяют).
Самооценка (на доске помещены критерии оценки работы: 0 ошибок – 3балла; 1-2 ошибки – 2 балла; 3-5 ошибок – 1балл; более 5 ошибок – 0 баллов).
Количество набранных баллов соответствует количеству полученных цветков.
Обращаемся к рубрике “Почемучсправка”.
- Найдите в словаре Ожегова значение слова егерь.
Верно, егерь – охотник-профессионал.
2. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – гласная буква, красным карандашом, а орфограмма – согласная буква - синим. Графически обозначьте все орфограммы.
Взаимопроверка (на доске образец выполненного задания; команды обмениваются работами, проверяют друг у друга).
Взаимооценка (на доске критерии оценки работы: 0 ош. - 3б.; 1-2 ошибки - 2б.; 3-5 ошибок – 1 б.; более 5ошибок – 0 б.) По количеству набранных баллов команды получают цветы и помещают в свои вазы.
Дополнительные вопросы командам в порядке очередности.
- Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник)
- В каком слове есть другая орфограмма – буква? (Егерь).
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Что объединяет эти слова? ( За правильный ответ команды получают цветок, если команда затрудняется ответить – право ответа имеет другая команда, первая подавшая сигнал флажком)
У нас работает рубрика
“Это интересно знать!”
Мы записали слово водомерка. Что же представляет собой это животное водоёма. Предлагаю послушать учащихся, из каждой команды, которые приготовили о ней сообщение. Представители каждой группы “цепочкой” рассказывают о водомерке.
(На доске картинка с изображением водомерки).
Представитель от группы “Нежность”:
Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка, спасаясь от врагов, бегает по водной глади не хуже, чем другие насекомые по земле. На длинные ноги водомерки как бы надеты подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром, поэтому они не смачиваются водой и животное не тонет.
Представитель от группы “Радость”:
Если по каким-то причинам жир исчезает с лапок насекомого, водомерка бестолково барахтается, проваливаясь ножками в воду, но всё равно не утонет. Водомерку утопить невозможно, так как всё её тельце покрыто такими же несмачивающимися волосками, какие имеются на ногах.
Представитель от группы “Очарование”:
Если водомерку погрузить в воду, она из воды выходит сухой. Между волосками много воздуха, и он держит животное на воде, как будто на водомерке надет спасательный пояс. Водомерок можно увидеть чуть ли не в каждой луже. Как же они попадают сюда? Оказывается – прилетают!
Представитель от группы “Вдохновение”:
Они пользуются крыльями редко, только когда их родной водоём пересыхает. Осенью водомерки выходят на сушу, чтобы спрятаться в мох, под кору деревьев на зимовку. По земле они не бегут, как по воде, а неуклюже ковыляют. Питается водомерка мелкими насекомыми.
III. Введение в раздел
Мы приступаем к изучению нового большого раздела, название которого предлагаю отгадать.
Работает рубрика “Подумай – отгадай!”
Информационный блок “Слово”
Информация состоит из пяти блоков. Если вы угадываете, о чём идёт речь, после подачи первого блока, то получаете 5 баллов, после второго – 4балла, после третьего- 3балла, после четвёртого – 2балла, после пятого – 1балл.
Сигнализируете о готовности ответа флажком, на карточке пишите свой ответ, показываете, если верно получаете соответствующее количество цветов, если ответ неверный – продолжаете работу.
- Это языковая единица.
- Это главный работник в языке.
- С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д.
- Без них нельзя сформулировать мысли .
- Без них не существует речи.
Это слово. Так называется новый раздел. В нём мы будем подробнее знакомиться с частями речи. Будем работать с предложениями, с их членами.
IV. Сообщение темы и цели урока
Вопросы и задания командам.
- Какие вы знаете части речи?
- Какие знаете члены предложения?
- Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
- Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки
- Какой буквы не хватает?
- Какова её роль в этом слове?
- Дайте полное название этой части речи.
- Какие признаки имеют имена существительные?
Мы вспомним сегодня о постоянных и непостоянных признаках имён существительных в речи и о том, какими членами предложения являются имена существительные.
V. Повторяем то, что знаем
Командам даются задания. Выполнив их команды должны сделать соответствующие выводы о роли имен существительных в речи; о признаках имен существительных; от том, какими членами предложения являются имена существительные. А также поупражняться в разборе имен существительных, как части речи.
Задание команде “Радость”
Роль имён существительных в речи
Упр.102 с.65.
В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов других частей речи – 34
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.
Задание команде “Очарование”
Признаки имён существительных
Упр.103 с.65.
Одуш. | Неодуш. |
охотник –м.р., ед.ч. | избушка – ж.р., ед.ч. |
Емеля – м.р., ед.ч. | лес – м.р., ед.ч. |
внучок – м.р., ед.ч. | земля – ж.р., ед.ч. |
Гришутка – м.р., ед.ч. | свет – м.р., ед.ч. |
окно – ср.р., ед.ч. | |
крыша – ж.р., ед.ч. | |
труба – ж.р., ед.ч. | |
кирпичи – м.р., мн.ч. | |
забор – м.р., ед.ч. | |
ворота – мн.ч. | |
сарай – м.р., ед.ч. |
Вывод: Одушевлённость – неодушевлённость, род – постоянные признаки имён существительных, число – непостоянный признак имён существительных.
Как вы понимаете выражение “постоянный признак”? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда).
Задание команде “Нежность”
Какими членами предложения являются имена существительные?
Упр.104 с.65-66.
Ученики самостоятельно списывают, вставляют пропущенные буквы.
Коллективно находят имена существительные, определяют, какими членами предложения они являются.
Вывод: Имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.
Задание команде “Вдохновение”
Упражнение в разборе имён существительных как части речи
Упр.105 с.66.
Последовательность выполнения
- Списывание, расстановка запятых
- Запись однокоренных слов
Охота, охотиться, охотник, охотно, охотный
Вывод: среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
Разбор имён существительных как части речи: (в) лесу, (на) охоте, (с) деревьев, лист, дичь.
Обратить внимание на порядок разбора, сокращённую запись.
После выполнения заданий команды в устной форме проводят защиту выполненной работы. Оценку проводят другие команды по данным критериям. Соответственно набранным баллам команды получают цветы.
VI. Итогом урока будет являться работа над развитием устной научной речи.
Объявляется конкурс ораторов на тему “Имя существительное”
- Найдите в словаре Ожегова значение слова оратор.
Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.
- Какими качествами должен обладать оратор?
Правила конкурса.
- Обращение к слушателям
- Соблюдение временных границ (не более 2-х минут)
- Приведение доказательств значимости имен существительных
Критерии оценки конкурса: 3 балла – рассказ четкий, последовательный, с опорой на примеры. Учтено все, что прозвучало об имени существительном на уроке; 2 балла – 1-2 недочета; 1 балл – 3-5 недочетов.
После подготовки представители каждой команды выступают с речью об имени существительном. Определяется лучший оратор.
Упр.106 с.72.
Образец сообщения.
- Имена существительные обозначают предметы, явления, состояние. Эта часть речи получила такое название, потому что называет существующие лица, предметы, вещи, явления. Это самая представительная, самая существенная часть речи. (Солнце, ученик, радость).
- Они могут быть одуш. и неодуш. (кошка, камень). Одуш. – люди, животные.
- Могут быть м.р., ср.р., ж.р. (девочка, мальчик, дерево)
- Одушевлённость – неодушевлённость и род – это постоянные признаки имени существительного, потому что они есть в любой форме этих слов, они есть всегда.
- Имена существительные изменяются по числам (дерево – деревья, ручка – ручки).
- Имена существительные могут быть в предложении главными и второстепенными членами.
По небу плыли грозовые тучи.
А теперь, определим, какая команда сегодня на уроке была наиболее успешной. Для этого проведем подсчет цветов в “вазах успеха”.
Независимо оттого, что количество цветов в ваших вазах разное, хочется сказать большое спасибо всем командам за работу, потому что у всех есть “цветы успеха”, а значит, каждый из вас старался и хотел сделать подарок своим родителям.
Рефлексия.
На парте у каждого ребенка лежат три цветочка разного цвета.
Голубой цветочек подарите самому вежливому в общении (кому хочется сегодня сказать спасибо), зеленый – самому уступчивому, покладистому, фиолетовый – самому скромному с вашей точки зрения.
А теперь, ребята, поднимите вверх голубые цветы. Спасибо вам за вашу вежливость. Поднимите зеленые цветы. Спасибо вам за то, что вы умеете уступать другим ребятам. Поднимите фиолетовые цветы. А вам, ребята, спасибо за вашу скромность.
Наличие у вас этих цветов говорит о том, что работа в группах удалась, что мы умеем общаться, уважать друг друга, умеем сотрудничать.
Спасибо всем за труд!