Тип: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма: практикум.
Цели:
- Обобщение и систематизация знаний.
- Применение свойств логарифмической функции в нестандартных ситуациях.
- Учиться творчеству.
«Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет».
Л. Татьяничева
Ход урока
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Попробуйте изобразить это графически.
Да, вы построили график логарифмической функции.
Потому-то, словно пена,
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Борис Слуцкий
Как вы уже поняли, наш урок посвящён логарифмической функции, а именно её свойствам.
Заканчивая школьный курс, вы уже накопили некоторый опыт применения свойств этой функции, и наступил момент, когда нужно привести свои знания в порядок.
Давайте посмотрим, какие «подводные камни» вы встретили при применении свойств этой функции.
1. Верно ли, что х = 1 корень уравненияln (x – 5) = ln(x– 3).
2. Сколько корней имеет уравнение:

3. Какие из данных чисел являются положительными, и какие отрицательными:
log1/23; log21/3; log1/31/2 .
4. Я утверждаю, что графики данных функций совпадают. Права ли я?
![]()
Настал момент перечислить свойства логарифмической функции.
Рассмотрим ещё одно свойство. Это логарифмическая диковинка.
Продолжим урок ещё одной алгебраической головоломкой, которая называется «логарифмической комедией».
Из данных трёх неравенств найдите лишнее и раскройте идею его решения:

А сейчас я предлагаю вам походить по лабиринту, составленному из заданий, где необходимо применять свойства, о которых шла речь (I группа).
Хождение по лабиринту, составленному из заданий по теории логарифмической функции.

Запиши код и выход из лабиринта.
Желаю успеха.
А с вами ( II группа – послабее ) мы выясним, кто из вас математик-бизнесмен.
«Математик-бизнесмен».
Стартовый капитал каждого из Вас - 50 тысяч.
Если даёте правильный ответ, капитал каждого из Вас увеличивается на стоимость задания. Если нет, то:
- если никто не решил верно, то уменьшается на 50%;
- если кто-то решил верно – на 100% уменьшается.
Победитель тот, в чьём банке будет больше денег.

ОТВЕТ: (4; ∞).
Учитель работает со второй группой. И подводит итог, объясняя сразу каждый этап.
Первая группа работает самостоятельно, до тех пор, пока кто-то не выйдет из лабиринта. Даю лист с решением «Проверь себя».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

2. Указать наибольшее целое число, которое не входит в область определения функции:

Ответ: 9. Выход из лабиринта – число 9.


Ответ: (1; 2).
Отвечаю на вопросы. Подводим итоги. Кто освободился раньше, решают проблему: сравнить: log23 и log34.
На вступительных экзаменах в ВУЗы часто встречаются задания на сравнения логарифмов. В этом вы убедились, решая № 1 5 3 9.
А давайте сочиним новый способ сравнения логарифмов? Сравним: log23 и log34. Таблицей и калькулятором на ЕГЭ пользоваться нельзя. Необходимо как-то преобразовать данное выражение. Как? С чем дружат логарифмы? С умножением. На 1 умножать нет смысла. Давайте умножим на 2 (объясняю). Молодцы? Да!
Не зазнавайтесь. Это так называемый «метод эталона», с которым вы встречались в 5 классе, сравнивая дроби с единицей.
Посмотрим это графически.

Как можно сформулировать это свойство?
(Чем меньше основание логарифма, тем быстрее возрастает соответствующая функция на числовом луче (1; ∞)).
Итак, вы «открыли» новое свойство !!!
«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше».
Поэтому даю д/з.
Давайте пофантазируем. Представьте себе, что вы поступаете в…
Раздаю варианты вступительных экзаменов в июле 2006 года.
Но для этого сначала надо сдать ЕГЭ.
Желаю успеха!
Спасибо за урок.