Цель:
обобщение и систематизация знаний и умений по теме “Все действия с натуральными числами”.Задачи урока:
Оборудование:
- “Шкатулка знаний”, карточки с заданиями различного уровня сложности и выборам заданий по интересам;
- Герб города Вельска;
- “Жетоны настроения”;
- Ответы к заданиям.
План урока:
Используемая литература:
- М. Алферов. Хроника Вельской земли - Вельск,1995.
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, О.И.Шварцбург – 7-е издание – М.: “Сойтком”,2000.
- Любимый Вельский край. Сборник стихов. Сост. М.Золотилова. – Вельск, 1997.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы для 5 класса – 6-е издание – М.: Просвещение, 2000.
I.
Слайд № 1. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы обобщаем и систематизируем знания по теме “Все действия с натуральными числами”. Ваша цель: закрепить умения и навыки выполнения действий с натуральными числами и научиться применять их на практике. Наш урок необычный. Ответы, которые мы будем сегодня получать, связаны с историей нашего районного центра – городом Вельском. Будьте внимательны – и вы сможете узнать много интересного. Давайте узнаем , какое настроение у нас сегодня в классе.Учащиеся поднимают “жетоны настроения”:
- красный – отличное настроение;
- жёлтый – хорошее настроение;
- зелёный – плохое настроение.
II.
Стара Москва. А Вельск ее старее, Слайд № 2Раскинулся привольно между рек.
По вечерам закаты пламенеют
Над Велью уже в 21 век.
Стара Москва. А Вельск ее старее.
В нем пыль легенд на улицах легла.
И старожилам помнится то время,
Когда он был не более села.
Первое задание связано с возникновением города Вельска.
К доске приглашаются два ученика, которые помогут нам узнать, как это произошло.
С остальными учениками класса учитель проводит фронтальный опрос, используя “Шкатулку знаний”. Ученики вытягивают из “Шкатулки знаний” вопросы по теме “Все действия с натуральными числами” и дают развернутые устные ответы.
По окончанию предложенной работы учитель дает пояснения к ответам на карточках, предварительно вывесив полученные ответы на доску: Слайд № 3
1137 – на реке Вели появляется первое поселение (Вельск), в нем проживают лишь несколько жителей.
1780 – не сразу Вельск стал городом. Он был селением, посадом, а вот в 1780 г. стал городом
III.
Как и полагается уважающим себя городам, город Вельск получил свой герб. В каком году это произошло нам поможет узнать схема, которую мы решим все вместе.Учитель приглашает к доске по два человека для выполнения действий. Каждый ученик выполняет по одному действию. Ученики класса, справившиеся с заданием, должны по схеме составить выражение.
Выражение: (507•49 - 23952) • (17226 : 29 - 592) = 1782
1782 – г. Вельску присвоен свой герб.
Слайд № 4. Учащимся демонстрируется изображение герба.
Вопрос для учащихся:
- Кто знает, почему на гербе изображен данный рисунок?
IV.
Следы истории Слайд № 5На территории
Района Вельского,
Района сельского.
И пусть путь труден
Для пешехода –
Дороги к людям всегда приводят!
У каждого из вас на столах находятся карточки разных цветов, отвечающих за темы: зеленая – “Дороги”, желтая – “Школы”, красная – “Библиотеки”. Выберите для себя одну тему, близкую для вас.
Учащиеся выполняют задания на карточках по выбору, комментируя свои решения, по мере задаваемых вопросов учителем. В конце выполненной работы группы учеников дают пояснения к ответам.
Зеленая карточка
: (простой уровень сложности)1. Вычислите: (5992 + 106 • 97) : (6812 - 6709) = [158]
2. В Судебнике 1589 года установлены были волости, ответственные за содержание “царской дороги” от Москвы до Холмогор. Эту дорогу надлежало ремонтировать, зимой очищать. За сколько верст дороги отвечала Важская земля, если ее протяженность на 52 меньше разности чисел 1589 и года основания первого поселения на реке Вели (1137)?
Решение:
Ответ: за 400 верст отвечала Важская земля.
Желтая карточка:
(более сложный уровень)1. Вычислите: 8012 – (16169 : 23 + 999) = [6310]
2. В земских училищах Вельского уезда 1891 года обучалось 1056 мальчиков и 206 девочек, что на 227 учащихся больше, чем в церковно – приходских школах и министерских училищах вместе. Сколько всего детей обучалось во всех учебных заведениях?
Решение:
Ответ: всего обучалось 2297 детей.
Красная карточка: (более сложный уровень)
1. (2071 : 19 + 16) • (17009 - 16994) = [1875]
2. в 1905 году в городской библиотеке имелось 2089 экземпляров периодических изданий, а экземпляров книг на 252 наименования дольше. Сколько человек посещало библиотеку, если количество всех литературных изданий дольше количества читателей на число 4319?
Решение:
Ответ: 111 человек посещало библиотеку.
По окончанию работы по карточкам, учитель предлагает разминку. Правила: необходимо сосчитать пример и выполнить физическое упражнение столько раз, сколько получилось в ответе. Учитель ведет счет от 1 до 13. Учащиеся выполняют физические упражнения на счет учителя.
Слайд № 7
Примеры:
1) 10+7-9 = 8;
2) 3 • (6-4) =6;
3) (16-8) : 2 = 4;
4) 7 • 4 – 3 • 9 =1;
5) 84 : 42+5 = 7;
6) 100 : 2 – 25 = 11.
V.
Для многих из вас любимым блюдом является приготовленный картофель. О истории появления его на Севере поведает нам задача №1 на белой карточке. (Учитель вызывает 1 человека к доске).№ 1. Два столетия культивируется картофель на Севере, но к концу XIX века было посажено только 1300 десятин. Весь урожай составлял 340 пудов с десятины. Каково население было в 1899 году, если на одну душу населения приходилось 4 пуда картофеля? Сколько килограммов картофеля приходилось на одного человека, если 1 пуд примерно равен 16 килограммам? В каком году завезли картофель на Север?
Предлагаемые вопросы:
- на какие вопросы задачи можно дать ответ, выполнив лишь одно действие?
- известен ли весь урожай 1899 года? Как его можно найти?
- зная весь урожай и количество картофеля на одного человека в 1899 году, можно ли найти все количество населения?
Решение:
Ответ: картофель на Север завезли в 1699
году;
в 1899 году население составляло 110500 человек;
на душу населения приходилось 64 кг картофеля.
VI.
А теперь настало время проверить, как хорошо вы умеете самостоятельно решать задачи на все действия с натуральными числами. Вам предлагается самостоятельно решить задачу № 2 на белой карточке.№ 2. В 1858 году в городе Вельске женщин проживало в 9 раз больше, чем число 52, а общее количество мужчин и женщин больше этого же числа в 20 раз. Сколько мужчин проживало в городе Вельске в 1858 году?
Решение:
1) 52 • 9 = 468 (ч.) – женщины.
2) 52 • 20 = 1040 (ч.) – проживало мужчин и женщин
3) 1040 – 468 = 572 (ч.)
Ответ: в 1858 году в городе Вельске проживало 572 мужчины.
Дополнительное задание предлагается тем учащимся, которые справились с задачей. За это задание в журнал выставляется оценка.
Дополнительное задание: запишите выражение по следующей программе:
- Сложить числа 215 609.
- Вычесть из 590 число 319.
- Перемножить результат команд 1 и 2.
Найдите значение этого выражения.
Решение:
VII.
Сегодня мы с вами не только выполняли задания на все действия с натуральными числами, но и говорили о городе Вельске. Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного.Подводятся итоги:
- наиболее активные учащиеся;
- выставляются оценки.
Домой вам предлагаются задания на выбор Слайд № 8
Учащиеся записывают домашнее задание.
Домашнее задание:
“3” - № 787, 814
“4” - № 617, 618, 633
“5” - необходимо самим придумать задачу по данным о городе Вельске.
А теперь покажите, какое у вас настроение в конце урока (учащиеся показывают “жетоны настроения”).
Слайд № 9 И на последок я хочу прочитать вам стихотворение:
Если на усталость ты не сетуя,
Много городов и стран пройдешь,
В Вельск, скажу не по секрету я,
Приезжай – прекрасно отдохнешь!
…….
Главное – ты встретишь замечательных
Тружеников с доброю душой.
И тогда полюбишь окончательно
Городок старинный небольшой.
Спасибо за урок!