“Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.
/Ян Амос Каменский/
Последние десятилетия прошедшего века – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования.
Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся в создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, колледжей, лицеев и т.д., то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности школьников.
А также, в настоящее время экология как предмет вводится в старших классах школы, идет экологизация других предметов, издаются учебники для школьников, студентов. При этом специалисты в области экологического образования часто воспринимают дошкольное звено несерьезно. Однако, как это не парадоксально звучит, в настоящее время именно в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия для экологического образования. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются.
В начальной школе экологическое образование осуществляется преимущественно через различные предметы (“Природоведение”, “Экологию”, “Окружающий мир”). На практике основное внимание по традиции уделяется получению знаний и их механическому воспроизведению. Этому способствуют и жестко регламентированные по времени уроки, и большое количество учеников в классах. Крайне мало времени уделяется в деятельностному подходу, непосредственному общению детей с природой, их участию в практической и экспериментальной работе. И хотя ряд авторов школьных учебников, в частности, Н.Ф. Виноградова, подчеркивает необходимость интегрированного подхода к естественнонаучному, экологическому образованию младших школьников, на практике этот принцип все еще редко реализуется.
В общей системе экологического просвещения, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте (да и легче) формируется основа правильного отношения к природе, труду, обществу. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к любви, нежности, состраданию к окружающему миру. Именно с раннего возраста появляется понимание человека как существа неразрывно связанного с природой, которое должно нести ответственность за свои действия.
Но экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомиться с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения и т.д.
Данный опыт заключается в том, чтобы сформировать экологические знания и экологическую культуру у обучающихся 5-8 лет путем поисково-познавательной деятельности и постоянного общения с живыми объектами ДЭС.
На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. В Рио-де-Жанейро, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяется к реализации этих идей. Основная задача устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994 г.; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994 г. В 2000 г. Разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, в котором дошкольникам и младшим школьникам посвящен отдельный раздел.
Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно только через образование. Именно поэтому и в “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам:
- формированию понимания самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы “цепная реакция”;
- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома, в детском саду, школе.
Программа дополнительного образования детей “Мир вокруг нас” помогает ребенку получить новые знания, умения через поисково-познавательную деятельность и постоянное общение с живыми объектами мини-зоопарка Детской Экологической станции, помогая тем самым сориентироваться и определиться в дальнейшем выборе детского объединения более узкой направленности.
Программа “Мир вокруг нас” является авторской (приложение 1). При ее написании основывалась на собственном опыте работы, и на программу для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (г. Москва, 1983 г.), где большая часть предусмотрена для практических работ в природе и (экскурсии, наблюдения, проведение различных опытов, исследований).
В основу программы был положен опыт деятельности Санкт-Петербургского зоопарка (КЮЗ), где изучение и наблюдение за животными и растениями проводятся в искусственно созданных условиях и Дарвинского государственного музея.
Новизна опыта заключается в том, что занятия проводятся не на основе таксидермических экспонатов, а на живых объектах. Как показывает опыт, они отличаются повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью. Детей привлекают особенности движений, голосовых сигналов, способов поведения животных, их реакция на возникшую опасность, проявления чувства к людям, забота о потомстве.
А также, новизна опыта еще в том, что занятия построены таким образом, что ребенок получает новые знания прикладывая свои усилия, а не получает их в готовом виде. Изучение нового материала проходит в процессе активной творческой деятельности, основывается на личном опыте ребенка. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями. Но несложно заметить, что этот процесс наиболее эффективно протекает в условиях специального обучения.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения используются самые разные методики и формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, практическую и лабораторную работу, творческие задания.
Активно включаются в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе.
Широко используются проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта – формирование экологической культуры и развитие творческих способностей, подготовка обучающихся 5-8 лет к ведению исследовательской деятельности.
Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, - в зрелости потеряло свое очарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация неопределенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразие жизненных ситуаций, мы можем оказаться неготовыми к значимым жизненным изменениям.
В.И. Вернадский указывал на плодотворность взаимодействия всех сфер человеческой культуры в процессе познания мира. Наука и повседневность не должны быть разделены, и только понимание их взаимосвязи поможет избежать множества ошибок и разочарований. Для того, чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.
Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников стали подлинными приметами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.
Содержание программы позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получение новых знаний на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания закрепляются с помощью рисования, по теме занятия, разгадывания кроссвордов, практическая работа с природным материалом, изготовление животных из бумаги (оригами).
На занятиях по развитию исследовательских способностей используются задания, направленные как на развитие умения наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, так и на развитие способностей делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.
В содержание программы включены традиционные занятия с включением элементов собственной исследовательской практики детей, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира; элементарные опыты, лабораторные занятия, наблюдения, экскурсии. Наблюдения и экскурсии являются очень важным методом познания природы. Которые дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, но учиться ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. Например:
Изучая тему “Живая и неживая природа” определяю цель - развитие умения анализировать, делать выводы и умозаключения.
На столе стоит горшок с цветком, покрытым платком.
- Как вы думаете, что лежит на столе? Это живое существо?
- Как вы определяете – это живой объект или неживой?
- Какие признаки живого вы знаете?
- Кто относится к живым объектам?
После ответов на вопросы показываю цветок.
- Цветы – это живой объект? Почему?
Подвожу детей к выводу, что относится к живым объектам, каковы признаки живого. Вместе с детьми формулирую выводы.
Применяется поисковая деятельность, где дети выступают своеобразными исследователями при изучении раздела программы “Вода”, “Лекарственные растения”, “Почва” и др. ” Поисковая деятельность формирует навыки экологически грамотного и безопасного поведения ребенка (приложение 2).
Развивая разносторонние интересы обучающихся, в Детской Экологической станции, программа “Мир вокруг нас” является основой для определения интересов наклонностей и увлечений и построена на принципах развивающего обучения, направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Обучающиеся приобретают умения вести простейшие исследования, что в дальнейшем позволит им проводить более серьезные исследования в области экологии, ботаники, зоологии.
Данный опыт дает возможность через познание окружающего мира формировать экологическое мировоззрение человека, поступки которого в будущем не нанесут вреда окружающей среде, а будут способствовать ее восстановлению, а также может быть использован педагогами дополнительного образования подобного профиля, учителями начальных классов, воспитателями детских садов с детьми старшей, подготовительной группы, экологами дошкольных образовательных программ.