Урок мужества. Внеклассная работа в 4 -м классе. Патриотическео воспитание

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Урок мужества по прочитанным произведениям, посвящённым событиям Великой Отечественной войне (1941-1945гг.)

Цель: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев; ознакомление учащихся с историческими событиями того времени; воспитание уважения и глубокой признательности к ветеранам войны и тыла.

Оборудование: плакаты, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, лозунг 62 года победы над фашистской Германией 1945-2007г., выставка книг, рисунков учащихся, книга Сергея Алексеева “Богатырские фамилии” изд. “Детская литература” М.1981.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости, наш урок мы посвящаем самому главному событию нашей страны, Дню Победы над фашистской Германией. Провести этот урок Мужества помогут нам стихи и рассказы, прочитанные вами на уроках внеклассного чтения. Я хочу начать его с рассказа “Наше Отечество” К.Ушинского.

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

(По К.Ушинскому).

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

62 года назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула.

Кто такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик: Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.

В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами.

И мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы. Вот вам программа и указание людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей. И эти люди лишённые совести и чести, люди с моралью животных, имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, Толстого, Чехова, Пушкина, Горького, Глинки и Чайковского, Суворова и Кутузова.

Ученик: Гитлер заявил: “Мы растим молодёжь, перед которой весь мир встанет на колени. Я хочу видеть в её блеск хищного зверя”. И миллионы немцев, прошедшие фашистскую выучку в организациях: “Гитлеровская молодёжь”, “Молодая нация” превратились в садистов и убийц, которые вешали, сжигали, пытали, убивали в годы Великой Отечественной войны.

62 года прошло после окончания войны. Но и сейчас, в наши дни во многих странах есть такая молодёжь. Молодёжь, готовая в любой момент убить старика, женщину, ребёнка. И мы говорим – нет! Нет этой молодёжи места на этой земле!

Учитель: Мы презираем людей взорвавших дома со спящими людьми в Москве, тех, кто подкладывает взрывчатки в кафе и магазины, тех, кто начиняет взрывчаткой детские игрушки и подбрасывает их на улицах.

Нет прощения тем людям, кто захватывает самолеты, с людьми врезаясь в торговые дома в Нью-Йорке. 11 сентября 2001 года.

Цена мира и счастья очень велика. Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, но никогда не изгладится из памяти народной день 9 Мая 1945 года.

Ученик:

Ещё тогда нас не было на свете.
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете.
Великий май, победный май.

Учитель: Справедливая освободительная борьба российского народа была завершена в 1945 году.

И с первого до последнего её дня, люди нашей страны, совершали бессмертные подвиги во имя Победы.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

(Р. Рождественский).

Учитель: Ребята, память о минувшей войне переходит от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Это память мужества и отваги. Рассказы, повести, романы, стихотворения рассказывают о мужестве простых людей поднявшихся на защиту своего Отечества.

Послушайте стихотворение А.Сурикова.

Ученик:

Под вечер в гестапо её привели.
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
Как каменная, молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала (были острые, как нож,
Глухие её слова);
Труд твой напрасный.
Меня убьёшь –
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила,
Множила племя своё.
Сила твоя, ледящий мала,
Чтобы убить её…

Учитель: В каких строчках выражена непоколебимая вера простой русской женщины в нашу победу над врагом?

(Ответы учащихся).

Низкий поклон вам, неизвестные и известные герои. Ваше мужество, ваша непоколебимая вера в победу, для нас будет примером.

Ещё один урок мужества нам преподаёт рассказ Б.Полевого “Последний день Матвея Кузьмича”. Прочитаем его.

(Чтение рассказа учащихся по “цепочке”).

Учитель: Почему односельчане считали Матвея Кузьмича нелюдимым?

Почему фашистский офицер предложил старику стать деревенским старостой, а потом проводником?

В какой момент вы догадались, что старый колхозник решил перехитрить фашистов?

В каких словах Матвея Кузьмича раскрывается его глубокий потреатизм? А в каких – ненависть и презрение к гитлеровцам?

Чей подвиг напомнил тебе героический поступок Матвея Кузьмича?

(Ивана Сусанина).

Ученик: В начале марта 1613 года совершил свой бесстрашный подвиг крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин.

В то время избранный Земским собором на престол молодой русский царь Михаил Романов находился в селе Домнино Костромского уезда.

Польские бандиты старались разыскать царя, чтобы убить его. Однажды отряд из 60 человек. На конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрёл на деревню Деревеньки, что в 3 км от Домнино. Непрошенные гости ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника.

Иван Сусанин согласился быть проводником, решив погубить ненавистных врагов. Он завёл ляхов в самую глушь, топи и болота. Сам он надеялся сбежать, но привязанный верёвками к лошадям никак не мог выбрать момент.

Двигаясь вдоль реки лошади, провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Старик вырвался и побежал, но собаки настигли его. Враги поняли, что их обманули. Они набросились на него и изрубили саблями.

За этот подвиг семья Сусанина получила землю на вечное пользование. Имя этого простого крестьянина помнят, и посей день.

Учитель: Исторические документы донесли до нас ещё имена 63 человек, повторивших подвиг Ивана Сусанина.

Наш народ вёл освободительную войну. Четыре года длилась эта страшная война, проверяя людей на веру, мужество, стойкость.

Послушайте стихотворение “Санитарка Клава”, Якова Акима.

Ученик:

В приморском тихом городке
Она училась в школе.
Играть любила в драмкружке
Мальчишеские роли.
С ватагой школьников весной
Ходила на экзамен.
Простая девочка
С косой,
С хорошими глазами.
Пришла война
Сгорел дотла
И дом её, и школа.
И девушка на фронт ушла
С путёвкой комсомола.
Потом бои – не отдохнуть
Палатки медсанбата.
Тяжёлый путь,
Геройский путь.
Прошла она ребята!
Уже покинула беда
Наш край освобождённый,
Уже во вражьи города
Врывались батальоны.
Цвела победная весна.
Когда на поле минном
Погибла Клава Шульгина
У самого Берлина.
Омыты утренней росой,
К земле склонились травы.
Упала девушка с косой,
Не стало нашей Клавы.
Но в красном знамени полка
Над Бранденбургской аркой
Осталась слава на века
О храброй санитарке.

Учитель: Много жизней унесла эта война. Она не жалеет ни стариков, ни детей, ни женщин, ни города, ни сёла, ни деревни.

В Белоруссии было тихое, мирное село Хатынь. Послушайте рассказ, который так и называется “Хатынь”.

(С.Алексеев).

Читает заранее подготовленный ученик или группа учеников.

Учитель:

– Как называлась деревня солдата Ивана Желобкова?

– Какой подарок нёс солдат дочери?

– Что увидел солдат на месте своей деревни?

Освободив Россию от фашистских захватчиков, наши воины стали изгонять их и с других стран. И вот наши войска уже в Берлине – фашистском логове. Победа уже близка, наши войска уже на германской земле. Но сердце наших солдат не стало жестоким и глухим к чужому горю.

Послушайте рассказ Сергея Алексеева “Данкен шён”.

(Читает ученик).

Учитель:

– В каком городе шли бои?

– Назовите солдатскую пищу?

– Кто смотрел на солдата?

– Что вы можете сказать про мальчика?

– Кто спас детей от смерти?

В боевых сражениях победа наступает тогда, когда устанавливается на главном здании боевое знамя. Это означает, наступила “Победа”.

Послушайте рассказ Сергея Алексеева “Победа”.

(Группа ребят читает рассказ).

Учитель:

– На каком здании надо было установить Знамя Победы?

– Кто установил Знамя Победы на здании рейхстага?

– Как звали бойцов?

Наше поколение растёт в мирное время. Своим счастливым детством мы обязаны тем людям, кто ценой собственной жизни завоевал нам мир.

Вечная слава героям и низкий наш поклон!

Ученик:

Вечная слава героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!
Именем солнца,
Именем Родины
Клятву даём.
Именем жизни клянёмся
Павшим героям:
То, что отцы не допели, -

Мы допоём!

То, что отцы не построили, -

Мы построим!

Учитель: Этой клятвой позвольте закончить наш “Урок мужества”.

Всем большое спасибо!