Урок по обучению грамоте на тему "Чтение слов, текстов с изученными буквами. Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа


I. Оргмомент.

- Здравствуйте, гости дорогие!
- Веселья Вам да радости.
- Припасли мы Вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

II. Постановка темы урока.

- Мы отправляемся в путешествие по стране “Устное народное творчество”.
- Что означают слова “устное народное творчество”?
- Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? На чем ездил Емеля Дурачок?
- Мы тоже будем путешествовать на печи.
- Чтобы добраться до первой станции, нам надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай, печь, на станцию “Пословицы”.) (Приложение 1).

III. Работа по теме урока.

1. Станция “Пословицы”.

- О чем бывают пословицы? (о труде, о дружбе. . .)
- Ребята, назовите девиз нашего класса:

“Один за всех и все за одного”.

- О чем эта пословица?
- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Ребята, к каждой пословице найдите ее концовку.

Семь раз отмерь, один – отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

2. Станция “Загадки”.

Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Приложение 1).

Ребята, а загадки вы знаете?

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (волк)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок)

То рыжая, то серая,

А названьем белая. (белка)

Без рук, без ног,

А ворота открывает (ветер)

Иголки лежали, лежали,

Да под стол убежали. (ежик)

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (мороз)

Под полом таится,

Кошки боится. (мышка)

Ела – ела - дуб, дуб,

Поломала – зуб, зуб. (пила)

3. Станция “Песни”.

Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Приложение 1).

- Какие русские народные песни вы знаете? (“Березка”, “Колыбельная”, “Пойду ль я, выйду ль я”, “Веселые гуси”.)

IV. Физминутка “Веселые гуси”:

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
“Ой, пропала гуси!
Один серый, другой белый-
Гуси мои, гуси”!

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

V. Продолжение работы по теме урока.

Станция “Сказки”.

Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Приложение 1).

1. – Узнайте сказочных героев:

Сказочные герои.

На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Круглый бок, румяный бок –
Покатился …(колобок).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут меня …(лиса.)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь.)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?...(зайка)

Я зубастый серый …(волк)
Я клыками щелк да щелк.
Зимой голодный я совсем.
Но не бойтесь, вас не съем.

2. – Все минуточку вниманья,

Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.

“Жили - были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить…” (“Колобок”).

- У нас в гостях Колобок, он принес задания:
- Послушайте отрывок из сказки и отгадайте ее название.

1. “Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:

- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка лежит, как мертвая…” (“Лиса и волк”.)

2. “-Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик заплакал, однако делать нечего, бабу не переспоришь. Запряг лошадь…” (“Морозко”.)

3. “-Вот что, сынки, возьмите по стрелке, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле…” (“Царевна-лягушка”.)

4. “Однажды пошла Маша в лес по грибы, по ягоды и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а когда совсем устала, набрела в лесу на домик…” (“Три медведя”.)

5. “Шла лисичка по дорожке и нашла скалочку. Подняла ее и пошла дальше. Пошла в деревню и стучится в избу: - Стук-стук-стук! –Кто там? –Я лисичка-сестричка. Пустите переночевать!” (“Лисичка со скалочкой”.)

6. “Делит медведь урожай, радуется. Себе ботву кладет, а мужику репу отдает. Мужик воз с репой домой привез, а медведь попробовал листок на зубок – сморщился, разбросал ботву от злости…” (“Вершки и корешки”.)

3. Инсценировка сказки “Снегурочка”.

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет, бедняжка.

- Как называется эта сказка?

Мы расскажем вам сказку “Снегурочка”.

Жили-были дед и бабушка вдвоем.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
(Катают ком, лепят).
Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
Наводили брови черным угольком.
Натирали щеки докрасна снежком.
Были косы из пушинок из седых,
А глаза из льдинок светло-голубых.
Вдруг красавица взглянула, ожила,
Тонкой бровью удивленно повела…

(Вырастает Снегурочка).

Снегурочка:

Я зимою, я зимою рождена,
Я из снега, я из снега создана.
Мои косы из пушинок седых,
А глаза мои – из льдинок голубых.

Дед :

Не одни теперь на свете мы живем,
Дочку ласково Снегурочкой зовем.

Баба:

Ты расти, расти, Снегурочка,
В добрый час.
Будь послушной дочкой, ласковой
У нас.

Ведущий:

Вот живут теперь они втроем,
Но и мы заглянем с вами в этот дом.
Вот наш дедушка все трудится, все шьет
И бабуля от него не отстает.
А Снегурочка все убрала, подмела,
Взяла ведра – за водицею пошла.

(Снегурочка уходит).

Дед :

Ты пойди бабуля дочку позови:
Сделал я для дочки чудо-сапожки.

Баба:

Я сейчас ее покличу, дед, постой,
Побежала наша дочка за водой.
Эй! Снегурочка, домой скорей беги,
На обновку, на сапожки погляди.
Я ведь тоже много ночек не спала.
В косы ленты ей атласные ткала.
Я связала тебе варежки, платок.
Сделал батюшка нарядный кожушок.

Снегурочка:

Вот спасибо я сердечное скажу.
За добро я вас всегда благодарю.

Ведущий:

Но пришли с весной солнечные дни,
А Снегурочка под березою в тени.
Песню ласково березонька поет.
Собираются подружки в хоровод.

(Подружки водят хоровод).

Ведущий:

Наплясались. Погулять пошли гурьбой.
И Снегурочку решили взять с собой.
Через садик, через поле в лес пришли.
Там костер из тонких веток развели.

(Прыгают).

Вот задумали они в игру играть,
Через пламя захотелось им скакать.
Ловко прыгнула подруженька одна
И другая перепрыгнула тогда.

Подружки:

Ты боишься что ли прыгать?
Говори!

Снегурочка:

Не боюсь я, посмотрите,
Раз, два, три.

(Прыгает).

Ведущий:

Вот подпрыгнула Снегурочка моя
И растаяла, исчезла навсегда.
Над костром остался чуть заметный след.
И Снегурочки на свете больше нет.

- Что произошло со Снегурочкой?

4. Физминутка:

Вот и сказка отзвучала.
Мы начнем ее сначала.
Или новую начнем.
Но сначала отдохнем!

5. Видеомонтаж “Сказки”.

а) “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” (Что сделал Иванушка?);
б) “Маша и медведь” (Что говорила Маша, сидя в корзинке за спиной у медведя?);
в) “Лиса и волк” (Что приговаривал волк, когда опустил хвост в прорубь?);
г) “Волк и семеро козлят” (Какую песенку пел волк?).

6. – А сейчас поработаем в парах (карточки).

- Из каких сказок эти персонажи? (Соедини рисунки с названиями сказок)
- Проверяем:

  1. “Репка”
  2. “Теремок”
  3. “Лиса и волк”
  4. “Маша и медведь”
  5. “Колобок”

7. – Знаешь ли ты сказку? (карточка-чтение отрывка “Три медведя”).

- А что произошло потом? (пересказ).

8. “Чудо – дерево”:

– Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А отрывки из сказок на нем!
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас!

1.

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
Лиса песен мне не пела,
Но меня она и съела. (“Колобок”.)

2.

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (“Сестрица Аленушка и Братец Иванушка”.)

3.

Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю и царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю? (“По щучьему велению”.)

4.

Кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет? (“Терем-теремок”.)

5.

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня!
Яблонька, спаси меня! (“Гуси-лебеди”.)

6.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (“Маша и медведи”.)

7.

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”.)

8.

“Колотил да колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…” (“Лиса и журавль”)

9.

“Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко…” (“Петушок-золотой гребешок”)

VI. 1) Прочитайте названия русских народных сказок, добавив гласные:

ВЛК СМР КЗЛТ
МШ МДВДЬ
КЛБК
ГС – ЛБД
РПК
ТРМК
ЛСЧК С СКЛЧКЙ

2) Составь названия сказок:

ГУСИ
КАША
ДВА
МОРОЗА
ЛЕБЕДИ
ТОПОР

VII. Конкурс “Нарисуем сказку”.

Перед вами волшебные плакаты-ребусы. Посмотрите на картинку и выделите первую букву в слове. Разгадав ребус, вы узнаете, какую сказку будете рисовать.

Итак, 1 ряд - “Репка”, 2 ряд – “Колобок”, 3 ряд – “Курочка Ряба”.

Задание: завершить рисунок и разукрасить его.

Песня “Сказки гуляют по свету”.

VIII. Итог урока.

Пора возвращаться “По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай, печь, на станцию “Любимая школа”!”.- Ребята, а вам понравилось наше путешествие в страну “Устное народное творчество”? (Приложение 1).

“Тем, кто любит путешествия,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтения,
Ничего на свете нет!”

На память о нашем уроке, мы дарим вам книжки.