"Употребление имен прилагательных в речи"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • обобщить знания по данной теме;
  • работать над формированием умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания образности и выразительности;
  • работа над орфографической зоркостью.

На доске вопрос: Для чего нужны имена прилагательные и как они употребляются в речи?

На этот вопрос, ребята, вы должны ответить в конце урока.

1). Орфографическая разминка.

Найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки:

  • Корень учения горек а плот сладок.
  • Не опытный повар всегда винит печ.
  • Рыбу соломеной печью неловят.
  • Чтение вот лучшее учение.

Вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму:

Пр. писной, бе. звучный, бе. полезный, бе. крайний.

  • Что общего в этих словах?
  • Какое слово лишнее, исходя из орфограммы?
  • К какой части речи относятся эти слова?
  • Запишите эти слова в составе словосочетаний (прилагательное + существительное, форму слова можно изменить).
  • Какими сделали имена прилагательные существительные?

2). Работа с предложением.

Георгий Алексеевич Скребицкий — известный биолог, автор многих книг о природе и человеке.

Рисунок 1.

  • Назовите орфограмму в слове “известный”.
  • Объясните знаки препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Составьте схему предложения.

3). Создание проблемной ситуации.

Отгадайте, о каком звере идёт речь в тексте Георгия Скребицкого:

"Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь тёмно-бурый, а на ногах, словно белые туго натянутые чулки."

Рисунок 2.

  • Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название этого животного ни разу не упоминалось?
  • К какой части речи относятся эти слова?
  • Дайте определение имени прилагательному?
  • Посчитайте и скажите, сколько имён прилагательных в тексте использует автор при описании зверя?

Выпишите имена прилагательные и распределите их по данным признакам:

  • по цвету,
  • по форме,
  • по размеру,
  • по весу,
  • по росту,
  • по пространству,
  • по функции,
  • по авторскому отношению.

В данных прилагательных обозначьте орфограммы.

Какую роль играют прилагательные в данном тексте? Сделайте вывод. (Имена прилагательные обозначают различные признаки предмета, характеризуют его со всех сторон и выражают авторское отношение к данному животному).

4). Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 3. Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова Паустовского:

"Многие слова в нашем языке влияют на чувства и мысли, потому что в них содержится образность, которая передается при помощи прилагательных".

5). Страница 99, упражнение № 236.

Прочитайте стихотворение Выркина “Ищу слова”.

О чём это стихотворение? Какова его главная мысль? (как важно искать и находить подходящее слово в определённой ситуации).

Работа над значением слова стозвонные:

Сто — первая часть сложных слов со значением имеющий сотни, много чего-нибудь, то есть много значений, оттенков.

Разберите слово по составу, назовите способ словообразования.

Найдите в тексте имена прилагательные. В каком значении они употреблены?

Определите вид тропа :

  • метафора,
  • эпитет,
  • олицетворение,
  • сравнение.

6). Творческая работа.

Составьте 3 предложения о зиме, чтобы однородные члены предложения были выражены прилагательными.

7). Закрепление.

А теперь, давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: "Для чего нужны имена прилагательные? Как они употребляются в речи?"

  8). Итог урока:

Имена прилагательные придают нашей речи точность, меткость и выразительность. Описывая природу, внешность человека , употребляется до четырёх имён прилагательных. Они помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету.

9). Домашнее задание.

Упражнение № 235, составить и записать план лингвистического текста, знать его содержание, уметь пересказывать.