Цель:
- обобщить знания по данной теме;
- работать над формированием умения уместного употребления имён прилагательных в речи для придания образности и выразительности;
- работа над орфографической зоркостью.
На доске вопрос: Для чего нужны имена прилагательные и как они употребляются в речи?
На этот вопрос, ребята, вы должны ответить в конце урока.
1). Орфографическая разминка.
Найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки:
- Корень учения горек а плот сладок.
- Не опытный повар всегда винит печ.
- Рыбу соломеной печью неловят.
- Чтение вот лучшее учение.
Вставьте пропущенную букву, объясните орфограмму:
Пр. писной, бе. звучный, бе. полезный, бе. крайний.
- Что общего в этих словах?
- Какое слово лишнее, исходя из орфограммы?
- К какой части речи относятся эти слова?
- Запишите эти слова в составе словосочетаний (прилагательное + существительное, форму слова можно изменить).
- Какими сделали имена прилагательные существительные?
2). Работа с предложением.
Георгий Алексеевич Скребицкий — известный биолог, автор многих книг о природе и человеке.
Рисунок 1.
- Назовите орфограмму в слове “известный”.
- Объясните знаки препинания.
- Выделите грамматическую основу предложения.
- Составьте схему предложения.
3). Создание проблемной ситуации.
Отгадайте, о каком звере идёт речь в тексте Георгия Скребицкого:
"Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь тёмно-бурый, а на ногах, словно белые туго натянутые чулки."
Рисунок 2.
- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название этого животного ни разу не упоминалось?
- К какой части речи относятся эти слова?
- Дайте определение имени прилагательному?
- Посчитайте и скажите, сколько имён прилагательных в тексте использует автор при описании зверя?
Выпишите имена прилагательные и распределите их по данным признакам:
- по цвету,
- по форме,
- по размеру,
- по весу,
- по росту,
- по пространству,
- по функции,
- по авторскому отношению.
В данных прилагательных обозначьте орфограммы.
Какую роль играют прилагательные в данном тексте? Сделайте вывод. (Имена прилагательные обозначают различные признаки предмета, характеризуют его со всех сторон и выражают авторское отношение к данному животному).
4). Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 3. Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова Паустовского:
"Многие слова в нашем языке влияют на чувства и мысли, потому что в них содержится образность, которая передается при помощи прилагательных".
5). Страница 99, упражнение № 236.
Прочитайте стихотворение Выркина “Ищу слова”.
О чём это стихотворение? Какова его главная мысль? (как важно искать и находить подходящее слово в определённой ситуации).
Работа над значением слова стозвонные:
Сто — первая часть сложных слов со значением имеющий сотни, много чего-нибудь, то есть много значений, оттенков.
Разберите слово по составу, назовите способ словообразования.
Найдите в тексте имена прилагательные. В каком значении они употреблены?
Определите вид тропа :
- метафора,
- эпитет,
- олицетворение,
- сравнение.
6). Творческая работа.
Составьте 3 предложения о зиме, чтобы однородные члены предложения были выражены прилагательными.
7). Закрепление.
А теперь, давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: "Для чего нужны имена прилагательные? Как они употребляются в речи?"
8). Итог урока:
Имена прилагательные придают нашей речи точность, меткость и выразительность. Описывая природу, внешность человека , употребляется до четырёх имён прилагательных. Они помогают точнее описать предмет, раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, могут передавать отношение автора к данному предмету.
9). Домашнее задание.
Упражнение № 235, составить и записать план лингвистического текста, знать его содержание, уметь пересказывать.