Каждому практикующему учителю информатики известно насколько непросто даются учащимся темы, связанные с программированием. Сколько вопросов возникает у учеников, пытающихся самостоятельно разобраться в хитросплетениях типов данных, операторов, процедур и функций языка программирования! Часто простая (для знатока) проблема превращается в непреодолимую преграду для начинающего программиста. Такие “трудности” нередко формируют у учащихся психологический барьер в восприятии программирования. Нередко можно услышать, что выпускники не выбирают информатику в качестве выпускного экзамена лишь потому, что в билетах есть вопросы из темы “Алгоритмизация и программирование”. И наоборот, юные программисты успешны не только в информатике, но и в ряде других дисциплин, где немаловажно развитое алгоритмическое мышление: математике, физике, химии, биологии и др.
Для помощи начинающим покорителям программистских вершин создано web-приложение “Операции и функции Паскаля. Справочник начинающего программиста”. Этот Справочник размещён в сети Интернет по адресу http://vmatykin.narod.ru/spravka/index.htm, а его zip-запаковку (208 Кб) можно скачать, набрав в браузере http://vmatykin.narod.ru/spravka.zip.
Справочник “Операции и функции Паскаля” создан юным программистом Семченко Игорем под руководством учителя информатики В.Ю. Матыкина в рамках обучения в НОУ “Роботландия+” (http://www.botik.ru/~robot/index.htm).
Справочник состоит из шести разделов (типы данных, операции, функции, приоритет операций, возведение в степень и ошибки компиляции) и алфавитного указателя.
В разделе “Типы данных” представлена краткая информация о числовых (целом и вещественном), логическом и строковом типах данных.
Раздел “Операции” включает информацию об арифметических (унарных и бинарных), логических и строковых операциях, а также – операциях отношения.
Числовые и строковые функции описаны в соответствующем разделе.
О порядке выполнения операций идёт речь в разделе “Приоритет операций”.
Особенности возведения в степень на языке программирования Паскаль рассмотрены в одноимённом разделе.
Как показал опыт использования данного ресурса на уроках информатики, наибольшим спросом у начинающих программистов пользуется раздел “Ошибки компиляции”. Здесь по номеру ошибки можно легко найти перевод сообщения справочной службы, а также — рекомендации по устранению ошибки.
Удобная навигация приложения достигается благодаря использованию различных схем меню: меню из названий прямых потомков корня, меню из прямых потомков страницы, меню “хлебные крошки”, показывающее путь от корня к текущей странице. Для удобства пользователя навигационные панели представлены в начале и в конце каждой страницы.
Авторы надеются, что представленный Справочник будет полезен всем заинтересованным программированием школьникам, а также их замечательным учителям.
Литература.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под. ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 304 с.: ил.
- Фаронов В. В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. Издание 7-е, переработанное.-М.: “Нолидж”, издатель Молгачева С. В., 2001.-576с., ил.
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 17, 2005. с.23 – 28
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 18, 2005. с. 21 – 27
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 19, 2005. с. 17 – 22
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 20, 2005. с. 11 – 17
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 21, 2005. с. 17 – 24
- Е. В. Андреева. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. // Информатика, № 22, 2005. с. 16 – 23