ЦЕЛЬ УРОКА:
Повторить и закрепить табличные случаи умножения и деления.
Задачи урока:
- закрепить вычислительные навыки по теме;
- совершенствовать умение решать задачи;
- закрепить навык решения уравнений;
- повторить единицы времени;
- закрепить умение находить периметр и площадь квадрата;
- воспитание у учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к прошлому;
- развитие внимания, устной речи, памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рисунки о Москве, вагончик, кроссворд, магнитофон, карточки (из игры “ История Москвы”),модель часов.
1.ОРГМОМЕНТ.
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Я предлагаю вам отправиться погулять по древнему городу, который по праву называется матерью всех городов русских. А ещё говорят, что он не сразу строился и что, тот, кто в нём не бывал, красоты не видал.
-Догадались о каком городе идёт речь?
Дети: О Москве.
Учитель: Действительно. Сегодня мы побываем в столице нашего государства- в прекрасной Москве, а заодно и проверим ваше умение решать уравнения и задачи, знание таблицы умножения, а также повторим единицы времени.
2.ЧИСТОПИСАНИЕ.
Учитель: В этом году мы отмечаем 65-ую годовщину Битвы за Москву, в ходе которой страна отстояла свою столицу. Именно 6 декабря 1941 года русские войска, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление. Победа досталась дорогой ценой. Именно в декабре 1941 года на подступах к столице в сердцах всех россиян зародилась та Великая победа, которая облетела весь мир в мае 1945 года. В те грозные дни, когда враг стоял у самых стен Москвы, наши войска сумели защитить нашу древнюю столицу.
Возьмём для чистописания число 65.
Расскажите всё, что знаете об этом числе.
Дети: 65-это двух значное число, т. к. для записи используем 2 цифры:6 и 5.
-В этом числе 6 десятков и 5 единиц.
-Это число следует за числом 64 и предшествует числу 66.
-Оно нечётное.
Учитель: Внимательно посмотрите на числа, определите закономерность и продолжите ряд.
65, 54
А теперь отгадайте число, которое я зашифровала:
Увеличьте число десятков на 2, число единиц на 1, а теперь добавьте справа 0.
Какое число у вас получилось?
Дети: 860.
А знаете ли вы, что в следующем году мы будем праздновать 860-летие Москвы.
3.УСТНЫЙ СЧЁТ.
Учитель: Ребята, а кто из вас был в Москве?
Ну, тогда мои вопросы не вызовут у вас больших затруднений. Скажите, а какое транспортное средство позволяет добраться из нашего города в Москву?
Я предлагаю вам определить расстояние от нашего города до города Москвы, выполнив вычисления. Ну, что готовы?
4*3/2/3*9/3*6/9*6/3*9/8*10=90.
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, сколько же км необходимо преодолеть, чтобы оказаться в столице?
И вот мы в Москве. Москва для каждого приезжего начинается с вокзала и мы с вами находимся на Курском вокзале.
-Хотите ли вы попасть на самую красивую площадь Москвы?
-А какая площадь считается в Москве самой красивой?
Дети: Красная площадь.
Учитель: Площадь, названа Красной, потому что в старину слово “красный” означало красивый, а ещё “главный”, “почётный”, “самый дорогой”. Вот и решили люди московские самую главную площадь назвать красной, а до этого её звали по-разному: то Пожаром, то Великим торгом.
4.Решние числовых выражений.
Учитель: Добраться до Красной площади я предлагаю на троллейбусе, но вначале вы должны определить его номер, а для этого решим выражения:
1.Произведение чисел 7 и 9 вычесть произведение 5 и 6.
2. Частное чисел 36 и 9 умножить на 7.
3. Найдите сумму полученных результатов.
4. Увеличьте на 100.
Ответы проверяются.
Учитель: Троллейбус №161 доставит нас прямо на Красную площадь, где возвышается величественный Кремль. А знаете ли вы, откуда взялось слово Кремль?
Давно, когда на месте Москвы были топкие болота и густые леса, росло в борах хвойное дерево и называлось оно “кремль” или “кремлёвник”. Именно из этого дерева и был воздвигнут 1 Московский Кремль, потом, как вы знаете, Москва была белокаменной, и вот уже 5 веков стоит Кремль из красного кирпича.
19 грозных башен
Простояли 5 веков
Ни какой им враг не страшен
Сколько б не было врагов.
Сохранились эти стены
До сих пор они стоят
Неприступны, неизменны
Как и 5 веков назад.
5. Решение уравнений.
Учитель: Раньше, вся Москва, была ограничена Кремлёвскими стенами. А знаете ли вы какова протяжённость Кремлёвских стен? Нет? Ну, тогда решим уравнения. Ответ в уравнении поможет вам ответить на мои вопросы.
8/х=4.
Итак, х=2. Чему же равна протяжённость стен Кремля?
А знаете ли вы, при каком московском князе Кремлёвские стены впервые возведены из камня?
Я вам предлагаю 3 варианта ответа:
ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ-18.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ-21.
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ-5.
Выбрать правильный ответ, вы сможете решив уравнение:
20/х=4.
Стены Кремля украшают несколько башен, а знаете ли вы, какая из них самая главная?
Вам предлагается также 3 варианта ответа:
ЦАРСКАЯ-40.
СПАССКАЯ-4.
БОРОВИЦКАЯ-7.
Вы дадите мне ответ, решив следующее уравнение:
4*х=16.
6.Работа с моделью часов.
Учитель: Действительно, самой почитаемой в народе является Спасская башня Кремля. Именно на этой башне находятся самые точные часы. Как они называются?
История башенных часов уходит в глубину веков. Первые часы выглядели совсем по-другому. У них была только одна неподвижная стрелка, изображающая луч солнца, а вокруг неё медленно вращался циферблат голубого цвета, усыпанный звёздами.
Сейчас Куранты имеют вид обычных часов с двумя стрелками.
Я предлагаю вам поработать с импровизированными курантами.
Мы отправились в Москву в 14. 50. Изобразите это время на модели часов.
Через 10 минут мы уже были на Красной площади. Сколько времени показывали Куранты. (15.00)
Путешествие началось в 14.50, а закончится 15.30. Сколько же минут мы будем путешествовать?
7. Физкультминутка.
8. Решение задачи.
Учитель: Итак, мы побывали в Кремле. Говорят, что Кремль-это мозг России. Как вы думаете почему?
А сейчас мы отправимся к сердцу столицы – к храму Христа Спасителя – символу возрождающейся Москвы. Вы знаете, что храм построили совсем недавно. Сотни тысяч людей принимали участие в его строительстве.
Задача:
На строительство храма Христа Спасителя работало 2 бригады маляров по 8 человек в каждой и 3 бригады плотников по 7 человек в каждой. Сколько всего рабочих участвовало в строительстве храма?
Прочитайте задачу.
-О чём говорится в задаче? Знаем ли мы сколько всего работало маляров?
-А плотников?
-Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
-Составим условие задачи.
1 ученик у доски.
Двое учеников решают за доской.
2*8=16(маляров)
3*7=21(плотников)
16+21=37(рабочих)
9. Нахождение P и S.
Учитель: Говорить о Москве можно бесконечно. О Москве можно много сказать и многое не успеть высказать, ибо о Москве нельзя сказать всё сразу. В истории Москвы отражено всё важное, из пережитого страной. Всё, что строилось в столице – посвящалось какому-нибудь историческому событию. Каждый человек обязан знать и принимать историю своего Отечества, в старших классах вы поближе познакомитесь с историей, а сегодня небольшой экскурс в прошлое нашей столицы. Внимательно рассмотрите картинку, а на обратной стороне вы сможете получить краткую информацию о данном историческом объекте.
-Какую геометрическую фигуру представляет предложенная вам карточка? (квадрат).
-Найдите его периметр и площадь, если сторона равна 7 см.
10. Итог урока.
Учитель: Ну, вот и подошло наше знакомство с Москвой к концу. Обо всём не скажешь на одном уроке. Москва – город великой судьбы, ведь все дороги идут в Москву, недаром немецкие захватчики первым делом мечтали о захвате сердца России-Москве.
11. Домашнее задание.
Кроссворд о Москве.