Цель: познакомить и показать детям разнообразие русских народных инструментов.
Образовательная: пробудить интерес у учащихся к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов.
Развивающая: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, звуковысотный, мелодический, чувство ритма.
Воспитательная: любовь к народной музыке.
Оборудования: Слайды с изображениями различных народных инструментов, фотографии народного оркестра. Схема оркестра народных инструментов. На столе у каждого: резиновое колечко, плотная картонная бумага, пергаментная бумага, бутылочки с водой. Музыкальные инструменты: бубны, ложки, маракасы, коробочка, жалейка берестяная, дудки, свистулька. Деревянный ящик, струна.
Звукозапись народных инструментов.
Ход урока
I. Приветствие
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Тема сегодняшнего урока: “Путешествие в страну русских народных инструментов”. И, сейчас, мы с вами немедленно отправляемся в это путешествие.
II. Основная часть урока
Слайд№1
- Ребята, посмотрите, у Вас на столах есть множество предметов, из которых можно извлекать звуки. Назовите их, пожалуйста. Ложки. Со знакомства с этим музыкальным инструментом и начнется наше путешествие. Что нужно сделать, чтобы они зазвучали? Правильно, ударять друг о друга. Давайте послушаем, как звучат ложки.
(Звучат ложки)
Вот так во время праздников и гуляний музыканты-умельцы веселили честной люд игрой на ложках, и не только на них, играли на глиняных горшочках, на бутылках с водой (водяная гармоника).
Послушайте, как она звучит. А теперь предоставляется возможность вам самим поиграть.
Раньше умели играть даже на пиле.
(Звучит пила)
- Вот также как и вы, когда-то наши предки извлекали звуки из самых обычных предметов, которые окружали их. Некоторые из них становились настоящими музыкальными инструментами. О русских народных инструментах можно рассказать много интересных, а порой и сказочных историй.
- Итак, мы отправляемся в концертный зал, в котором выступает оркестр народных инструментов. Конечно, на горшках и пилах там давно не играют, но в состав оркестра входит много других интересных, мелодических и богатых по звучанию инструментов, которые были выдуманы давно. Мы не только познакомимся с ними, но и услышим их. Посмотрите. У каждого музыканта свое место, свой инструмент, свои ноты. В каждом инструменте скрывается своя тайна, и только рука умелого музыканта может извлечь эту тайну. Все звуки от грома и грохота, до самых нежнейших мелодий, происходят от колебаний – быстрого дрожания воздуха. Способов заставить его колебаться не так уж много. Потому-то все музыкальные инструменты делятся на три группы: ударные, духовые, струнные.
Слайд№2
- Ударные инструменты самые древние в мире. Любой предмет окружающий нас можно ударить. Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные инструменты. Итак, мы ударяем, чтобы извлечь звук. Только для того, чтобы они зазвучали: по одним инструментам надо бить ладонями, по другим палочками, некоторые нужно потрясти, а некоторые ударять друг о друга. Слайд№5
- Обратите внимание на схему. Где расположены ударные инструменты, и как они называются?
(Правильно)
Опыт № 1.
- У вас на столах есть резиночки. Натягиваем резиновое колечко на руку и легонько дергаем за него. Вы не только ощущаете, но и видите колебания резинки. Если дернуть посильней, вибрация будет сильной, а звук громче.
- Что мы сделали с резинкой, чтобы появился звук?
- Правильно, пощипывали.
- Вернемся к нашей схеме. В каких из этих инструментов звук извлекается пощипыванием?
- А что мы с вами пощипываем? Струну, правильно. Поэтому эти инструменты называются – струнные щипковые.
- Одним из древних инструментов являются звончатые гусли.
- Скажите, на что похожа доска? Да. На крыло. По середине отверстие и сверху натянуты струны. Их название происходит от древнеславянского слова “густы”, что означает гудеть. Струна на инструменте гудела, ее называли гусла, много гудящих струн – гусли.
Пальцы скорые
Струны тонкие
Отзываются гусли звонкие
Песня длинная
Песня плавная
Вся былинная стародавняя.
Слайд№9
(Звучат гусли)
- Рядом с гуслями расположилось семейство балалаек и домр. И у тех и у других по три струны. Только формы разные деревянных коробочек. У балалайки – треугольная, у домры – круглая. И по середине тоже отверстия.
- Эти отверстия называются резонаторами. Давайте выясним, для чего они нужны, если бы мы натянули струну на обычную доску, то звук получился бы так себе. А чтобы инструмент зазвучал красиво, глубоко, необходим резонатор. Если струну приблизить к полому пустому внутри предмету (ящику, корыту) звук получается долгий, гулкий.
Слайд№10
- Вот и придумали натягивать струну сверху специального пустого ящика с отверстием – резонатором.
- Давайте послушаем семейство домр.
(Звучат домры)
В деревне нынче празднично
Резвится детвора
И слышно балалаечку
Из каждого двора.
(Звучат балалайки)
Слайд№12
– Как вы думаете, что у меня в руках? Правильно. Дудочка. А что нужно сделать, чтобы она зазвучала? Да. Дунуть. Значит, дудочка, какой инструмент? Правильно. Духовой.
- Никто не знает, когда и зачем дунул первобытный человек в кусок бамбука, камышовую тростинку, в веточку бузины без сердцевины. Но деревянная трубка не может стать инструментом, пока по длине ее корпуса не прорезаны дырочки. Слайд№13
- Обратите внимание, какие инструменты первобытный человек мастерил из кости и дерева.
- Немало времени и выдумки потребовалось мастерам, чтобы усовершенствовать деревянные духовые инструменты. И, прежде, чем познакомиться с некоторыми из них, разберем каким образом звучат духовые инструменты. Слайд№14
Опыт № 2.
– Перед вами лежит лист бумаги, заворачиваем ее в трубочку, на один конец надеваем пергаментную бумагу с помощью резинки. Теперь дуем в трубку, касаясь кончиками пальцев. Бумага колеблется, потому что движение воздуха в тесной трубке заставляет его вибрировать. Точно также вибрирует воздух в духовых инструментах.
Опыт № 3.
- Берем 2 бутылочки с разным количеством воды. Дуем в каждую бутылочку, стараясь попасть в центр горлышка. Если наловчиться, бутылочки отзовутся тихими, но вполне внятными звуками. Чем меньше воды в бутылке, тем ниже звук, и наоборот. Чем больше столб воздуха – тем ниже звук, чем меньше столб воздуха – тем выше звук. В дудочке длину воздушного столба мы регулируем с помощью дырочек, которые есть у всех духовых инструментов.
- Посмотрите, что у меня в руках? Правильно. Свистулька.
На крылечке я сидел
И свистулечку свистел
Воробей меня услышал
На крылечко прилетел
Я сидел и он сидел
Он чирикал, я свистел.
- Как вы думаете, почему его так назвали? Именно потому, что он свистит, и прозвали его свистулькой. Ее делают из глины. В России издревле лепили свистульки в форме животных, чаще в виде птичек и рыб. А теперь послушаем.
(Звучит свистулька)
- Вот еще один духовой инструмент- жалейка. Сделана она из коровьего рога. На нем раньше играли пастухи. Звуки в тишине полей и лесов разносились на многие километры.
За лес тихонько солнце село
Туман спустился на лужок
Жалейка жалобно запела
Грустит о чем-то пастушок.
(Звучит жалейка) Слайд№16
- Посмотрите на рисунок. Этот духовой инструмент называется пастуший рог. Скажите, чем он отличается от жалейки?
- У него вначале есть наконечник с чашечкой, называется мундштук. А всеми остальными частями он похож на обычную дудочку. (Звучит пастуший рог)
Слайд№18
- А теперь вернемся к нашей схеме. Покажите мне духовые инструменты.
- Скажите, а этот инструмент вам знаком? А как его звать.
- Правильно, гармошка. Так вот этот инструмент тоже духовой.
- Гармонь состоит из двух твердых планок с кнопочками, в середине меха, сделанные из картона, кожи и жестких рамок. С помощью меха воздух раздувается и сдувается. А раз он звучит с помощью воздуха, значит это какой инструмент?
- Правильно, духовой.
Заиграй, сыграй гармошка
Малиновы меха.
(Звучит гармонь)
Слайд№19
– Вот мы и приближаемся к концу нашего путешествия. Мы познакомились со многими инструментами и слушали их каждый в отдельности. И, сейчас, мне бы хотелось, чтобы мы послушали, как звучит весь оркестр.
(Звучит оркестр) Слайд№20
Здорово прозвучал оркестр! Ребята, посмотрите, сколько на столе у вас простейших инструментов. Давайте мы с вами создадим тоже небольшой оркестрик.
- Выберите каждый себе по инструменту. А используем мы русскую народную песню “Калинка”.
(Игра оркестра)
III. Итог урока.
- Итак, путешествие подошло к концу. И мне бы хотелось подвести итоги нашего занятия.
- О каких инструментах мы сегодня узнали?
- На какие три группы разделяются инструменты?
- С какими инструментами мы познакомились?
- Вам понравился урок?
- А что больше всего понравилось вам на уроке?
(Рефлексия)
Слайд№23
Мы закончили веселье
А также наше представление
Тише дудки, тише домры
До свиданья, люди добры
Умолкает барабан
Закрываем балаган.
- Спасибо ребята, спасибо уважаемые гости. Это путешествие не последнее, до новых встреч!!!