Информационные технологии на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Овладение учащимися техникой совмещения рисунка и аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов.
  • Ознакомить с видом искусства графикой и её разновидностью прикладной графикой.
  • Выполнить эскиз простого объекта прикладной графики на основе сюжетно-декоративной композиции с элементами аппликации.
  • Развивать творческие способности, ассоциативное мышление, воображение, моторику рук.
  • Совершенствовать навыки рисования, гармоничного сочетания разных техник. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
  • Оборудование: мультимедийная установка, рисунки детей, мультипликационный фильм “Когда зажигаются ёлки”, коллекция новогодних открыток.

Для учеников – альбом, карандаш, краски, полоски цветной или обёрточной бумаги, конфетти, фломастеры или цветные карандаши, клей, ножницы.

ХОД УРОКА

І. ОНУ.

ІІ. Ведение в тему урока. Класс украшен новогодними украшениями.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма “Когда зажигаются ёлки”. (3 мин.)

Учитель: - Вы уже догадались, какой праздник будет главным на нашем уроке? Конечно же, Новый год.

ІІІ. Объявление темы и целей урока.

1-й кадр презентации – тема урока.

2-й кадр – цели урока.

ІV. Беседа о традициях встречи Нового года.

Учитель: - вся страна находится в ожидании любимого праздника. - Какие традиции встречи Нового года существуют в России?

/ ответы детей/

Учитель: - в России принято встречать Новый год с ёлкой, подарками, накрытым столом. А кто из вас знает, а в других странах какие традиции встречи этого праздника?

/ ответы детей /

Учитель: - Спасибо за великолепную экскурсию по традициям встречи Нового года, которую мы с вами совершили.

V. Ассоциограмма.

Рис.1.

Учитель:- Ребята, а что характерно для Нового года?

В центре доски помещена карточка с надписью “Новый год”. По мере ответов учеников, учитель прикрепляет вокруг карточки с изображением Деда Мороза, снеговика, снежинок, свечи, коробочки для подарков, ёлкой. (Рис.1)

- А как вы думаете, есть ли на самом деле Дед Мороз?
- А кто хотел бы, чтобы он пришёл?
- А что мы ждём от Деда Мороза? / подарки/
- Во что оформляют подарки? /в коробочки/

VІ. Объявление задания.

3-й кадр презентации.

- На сегодняшнем уроке вам предстоит нарисовать эскиз коробочки для новогоднего подарка.

VІІ. Повторение правил перспективного рисования предметов призматической формы.

4-й кадр презентации.

Учитель: Но, перед тем как приступить к выполнению задания, вспомним, как рисовать предметы призматической формы? (на примере куба).

  1. определение размера куба, его положения на плоскости листа, основных пропорций.
  2. при помощи направляющих перспективных линий определяем положение сторон куба. В перспективе квадратные стороны предстают трапецией. Точка схода параллельных линий находится на линии горизонта.

VІІІ. Беседа о графике и её видах. Новый материал.

Учитель: - Каждый ваш рисунок будет относится к уникальной графике, потому что каждый рисунок уникален и неповторим, единственный в своём роде.

5-й кадр презентации.

Графика от греч. Graphо – пишу, рисую. Вид изобразительного искусства. Новое значение и понимание графика получила в начале 20-го века, когда определилась как самостоятельный вид искусства. В течение столетия складывались и виды графики.

5-й кадр презентации.

Виды графики:>

  • Станковая: рисунки, гравюры.
  • Книжная: оформление книги.
  • Газетно-журнальная: оформление печатной продукции.
  • Плакат.
  • Компьютерная графика.
  • Прикладная: поздравительные открытки, календари, конверты, этикетки, логотипы и т.д.

Остановимся подробнее не прикладной графике. Она имеет практическое назначение, помогает ориентироваться в разнообразии товаров, украшает наш быт.

кадры презентации (по усмотрению учителя можно вставить кадры с примерами изображений прикладной графики)

- Рассмотрим подробнее изображения прикладной графики, её условности и степень декоративности. Рисунок служит украшением декоративной открытки, плакатов и т.д. Изображения очень простые, “мультипликационные”. Такие изображения называют декоративными, условными.

ІX. Этапы выполнения работы.

- Вернёмся к нашему заданию. Каково оно? Рассмотрим этапы выполнения работы.

6 кадр презентации.

І. Обязательно проводим линии, обозначающие границу рамки будущего рисунка.

- Для чего нужно оставлять место для рамочки?

ІІ. Из полосок яркой цветной или обёрточной бумаги скомпонуем рамочку. Вариантов оформления здесь множество.

ІІІ. Намечаем местоположение коробочки для новогоднего подарка и прорисовываем её, помня о правилах перспективного изображения предметов призматической формы.

ІV. Скомпонуем рисунок. Детали изобразим условно. Обязательно ли рисовать снеговика?

- А чем можно дополнить рисунок?

V. Работаем красками: подбираем цветовые сочетания, используя “праздничные” цвета. Можно выбрать холодную, зимнюю гамму.

. Прорисовываем мелкие детали. Можно использовать в работе фломастеры, цветные карандаши.

VІІ. Украшаем рисунок декоративными деталями: конфетти, блёстки, мишура и т.д.

X. Техника безопасности.

- Вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

XІ. Самостоятельная творческая работа учеников.

7 кадр презентации.(напечатать этапы выполнения работы).

На экране – этапы выполнения работы.

Музыкальное сопровождение – песни и мелодии о зиме, о Новом годе.

Физминутка.

XІІІ. Итог урока.

1) Просмотр наиболее удачных работ.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чей рисунок самый зимний?
- Чей рисунок самый аккуратный?

2) Домашнее задание: принести новогодние открытки.
3) Уборка рабочих мест.