Цели:
- Овладение учащимися техникой совмещения рисунка и аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов.
- Ознакомить с видом искусства графикой и её разновидностью прикладной графикой.
- Выполнить эскиз простого объекта прикладной графики на основе сюжетно-декоративной композиции с элементами аппликации.
- Развивать творческие способности, ассоциативное мышление, воображение, моторику рук.
- Совершенствовать навыки рисования, гармоничного сочетания разных техник. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
- Оборудование: мультимедийная установка, рисунки детей, мультипликационный фильм “Когда зажигаются ёлки”, коллекция новогодних открыток.
Для учеников – альбом, карандаш, краски, полоски цветной или обёрточной бумаги, конфетти, фломастеры или цветные карандаши, клей, ножницы.
ХОД УРОКА
І. ОНУ.
ІІ. Ведение в тему урока. Класс украшен новогодними украшениями.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма “Когда зажигаются ёлки”. (3 мин.)
Учитель: - Вы уже догадались, какой праздник будет главным на нашем уроке? Конечно же, Новый год.
ІІІ. Объявление темы и целей урока.
1-й кадр презентации – тема урока.
2-й кадр – цели урока.
ІV. Беседа о традициях встречи Нового года.
Учитель: - вся страна находится в ожидании любимого праздника. - Какие традиции встречи Нового года существуют в России?
/ ответы детей/
Учитель: - в России принято встречать Новый год с ёлкой, подарками, накрытым столом. А кто из вас знает, а в других странах какие традиции встречи этого праздника?
/ ответы детей /
Учитель: - Спасибо за великолепную экскурсию по традициям встречи Нового года, которую мы с вами совершили.
V. Ассоциограмма.
Рис.1.
Учитель:- Ребята, а что характерно для Нового года?
В центре доски помещена карточка с надписью “Новый год”. По мере ответов учеников, учитель прикрепляет вокруг карточки с изображением Деда Мороза, снеговика, снежинок, свечи, коробочки для подарков, ёлкой. (Рис.1)
- А как вы думаете, есть ли на самом деле Дед
Мороз?
- А кто хотел бы, чтобы он пришёл?
- А что мы ждём от Деда Мороза? / подарки/
- Во что оформляют подарки? /в коробочки/
VІ. Объявление задания.
3-й кадр презентации.
- На сегодняшнем уроке вам предстоит нарисовать эскиз коробочки для новогоднего подарка.
VІІ. Повторение правил перспективного рисования предметов призматической формы.
4-й кадр презентации.
Учитель: Но, перед тем как приступить к выполнению задания, вспомним, как рисовать предметы призматической формы? (на примере куба).
- определение размера куба, его положения на плоскости листа, основных пропорций.
- при помощи направляющих перспективных линий определяем положение сторон куба. В перспективе квадратные стороны предстают трапецией. Точка схода параллельных линий находится на линии горизонта.
VІІІ. Беседа о графике и её видах. Новый материал.
Учитель: - Каждый ваш рисунок будет относится к уникальной графике, потому что каждый рисунок уникален и неповторим, единственный в своём роде.
5-й кадр презентации.
Графика от греч. Graphо – пишу, рисую. Вид изобразительного искусства. Новое значение и понимание графика получила в начале 20-го века, когда определилась как самостоятельный вид искусства. В течение столетия складывались и виды графики.
5-й кадр презентации.
Виды графики:>
Остановимся подробнее не прикладной графике. Она имеет практическое назначение, помогает ориентироваться в разнообразии товаров, украшает наш быт.
кадры презентации (по усмотрению учителя можно вставить кадры с примерами изображений прикладной графики)
- Рассмотрим подробнее изображения прикладной графики, её условности и степень декоративности. Рисунок служит украшением декоративной открытки, плакатов и т.д. Изображения очень простые, “мультипликационные”. Такие изображения называют декоративными, условными.
ІX. Этапы выполнения работы.
- Вернёмся к нашему заданию. Каково оно? Рассмотрим этапы выполнения работы.
6 кадр презентации.
І. Обязательно проводим линии, обозначающие границу рамки будущего рисунка.
- Для чего нужно оставлять место для рамочки?
ІІ. Из полосок яркой цветной или обёрточной бумаги скомпонуем рамочку. Вариантов оформления здесь множество.
ІІІ. Намечаем местоположение коробочки для новогоднего подарка и прорисовываем её, помня о правилах перспективного изображения предметов призматической формы.
ІV. Скомпонуем рисунок. Детали изобразим условно. Обязательно ли рисовать снеговика?
- А чем можно дополнить рисунок?
V. Работаем красками: подбираем цветовые сочетания, используя “праздничные” цвета. Можно выбрать холодную, зимнюю гамму.
VІ. Прорисовываем мелкие детали. Можно использовать в работе фломастеры, цветные карандаши.
VІІ. Украшаем рисунок декоративными деталями: конфетти, блёстки, мишура и т.д.
X. Техника безопасности.
- Вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
XІ. Самостоятельная творческая работа учеников.
7 кадр презентации.(напечатать этапы выполнения работы).
На экране – этапы выполнения работы.
Музыкальное сопровождение – песни и мелодии о зиме, о Новом годе.
Физминутка.
XІІІ. Итог урока.
1) Просмотр наиболее удачных работ.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Чей рисунок самый зимний?
- Чей рисунок самый аккуратный?
2) Домашнее задание: принести новогодние
открытки.
3) Уборка рабочих мест.