Под инновацией в начале 80-х годов, по мнению заслуженного деятеля науки России, доктора педагогических наук, профессора В.И. Андреева понималось изменение психологического климата в учебном заведении, которое было обусловлено новыми целями и ценностями образования, реализацией идеи сотрудничества между взрослым и ребёнком. Многие педагогические идеи, которые осваиваются и апробируются в Российской современной школе, были разработаны ещё в начале нынешнего столетия и для мировой педагогической культуры давно не являются инновацией. Поэтому для нас инновации – это прежде всего внедрение и распространение педагогических систем, имеющих условия для развития в данном образовательном пространстве. Но при обновлении содержания образования непрерывный поиск новых форм и методов педагогический коллектив школы столкнулся с рядом проблем: все инновационные программы необходимо было совмещать с существующими учебными планами, педагогам же, занимающимся инновационной деятельностью, требовалось повышение квалификации, а главное, - находящимся в поисковом режиме педагогам необходимы были новые программы, учебные пособия.
Преодолеть эти проблемы можно было, разработав внутри школы свои проекты, которые бы объединяли весь педагогический коллектив и учащихся школы. При реализацией этих проектов нами движет желание превратить инновационный процесс не в модничество и подражание ныне существующим ориентирам в образовании, а в реорганизацию учебно-воспитательного пространства школы при параллельном обучении новым методикам и технологиям. Для этого была разработана своя модель развития школы, которая была отражена в Программе развития школы “Вертикаль роста”. Почему вертикаль? Термин “вертикаль роста” (А. Дергач “Возрастная психология”) взят за основу отнюдь не случайно. Программа развития школы нацелена на поэтапное развитие личности учащихся, (от греч. “акме” - стремление к вершине) не останавливающихся на достигнутом (“горизонталь роста”), а совершенствующих себя на соответствующих стадиях развития.
Долгое время в образовании при создании педагогических концепций и технологий нередко преобладало стремление к повышению планки научности или к достижению абстрактных идеалов. Новые же разработки необходимо проверять на пригодность для наиболее массового контингента учащихся – так называемых “середняков” или условных “троечников”. Вот почему при разработке приоритетных проектов школы необходимо было остановиться на тех технологиях и методиках, которые бы при познавательных затруднениях у таких учащихся не понижали мотивацию к учёбе, а, наоборот, способствовали самостоятельному развитию личности. Школьные проекты - это не искусственно выращенное “детище”, они отталкиваютсяся от уже имеющихся наработок педагогического коллектива и традиций школы.
На одном из таких проектов хотелось бы остановиться поподробнее.
В 2004 году в школе вступил в апробацию проект “Маршруты театральной технологии”. Проект “Маршруты театральных технологий” является актуальным для системы образования и насущной необходимостью нашей школы так как с самого начала своей деятельности школа взяла два генеральных направления системы своей работы:
- интеграция (синтез) учебной и воспитательной работы, используя последнее для расширения и углубления учебного материала;
- создание таких условий для детей школьного возраста, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы они смогли раскрыть свои личностные качества и природные способности.
Эти основные составляющие работы школы являются платформой проекта “Маршруты театральной технологии”. Точнее тому, что уже на протяжении нескольких лет было реалией образовательного пространства школы было дано научное обоснование, сформулирован механизм осознанного внедрения технологии в учебный и воспитательный процессы.
Речь идет не только о новых приёмах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика, или шире, Взрослого и Ребёнка.
Традиционно сложившаяся система образования в школах предполагает монологический тип взаимодействия между учителем и учеником, в ней недостаточно развиты также понятие как “ролевая гибкость”, отсутствуют новые образовательные технологии, способствующие подготовке ребёнка к адаптации в быстро меняющемся мире.
Применение данной технологии, по нашему мнению, будет способствовать разрешению этих противоречий.
Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
- вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр.
- в силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;
- профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность - специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Артистизм учителя может обеспечить ему успех. Учителю необходимо построить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками, как режиссёру, выстраивающему драматургическую логику будущего спектакля.
Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты сегодня представляют интереснейшие материалы в области театрализации учебно-воспитательного процесса в школе (А.П. Ершова. Режиссура урока. Педагогика, как практическая режиссура, В.М.Букатов “Педагогические таинства игр”, Л.С.Выготский “Воображение и творчество”), Эти исследования показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения), учебный предмет превращается в увлекательные “предлагаемые обстоятельства”, для ребёнка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки.
Как известно школа всегда даёт знание предмета, а ребёнок ждёт не столько знания предмета, сколько подготовки к жизни, в которой он будет участвовать. ЮНЕСКО в своих документах формирует следующие функциональные цели школы:
- Научить получать знания (учить учиться);
- Научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- Научить жить (учение для быта);
- Научить жить вместе (учение для совместной жизни).
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Знание и умение как единица образовательного результата необходимы, но не достаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретной ситуации и проблемы.
При анализе данной проблемы, стала очевидна необходимость соединения школы с жизнью. В системе совершенствования учебно-воспитательного процесса этому в полной мере могут способствовать театральные технологии.
Обоснование актуальности разработки.
Театральная игра использовалась как метод передачи знаний ещё в первобытной архаической культуре, ещё гуманисты возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения Античности. Советские педагоги и психологи 1920-х годов пытались научно осмыслить и распространить его в преподавании. А.С.Макаренко, А.В.Луначарский считали необходимым разработать особую методику театрализации ряда школьных дисциплин. Позднее Выготский подчёркивал существенную роль игры в психическом развитии ребёнка, а так же в образовательном процессе (“Воображение и творчество”). М.Кнебель в работе “Поэзия и педагогика” одной из проблем выявила проблему гармоничного отношения учитель-ученик, одним из шагов разрешения которой является введение в образовательный процесс элементов театральных технологий.
В частности, в Законе РФ “Об образовании” высказывается мысль о том, что качество образования - это раскрытие способностей и возможностей ребёнка для его социализации в местном сообществе. А это значит, что инструментом качества образования должны стать новые педагогические технологии, способные помочь ребёнку реализоваться.
В концепции модернизации образования на период до 2010 года планируется качественно изменить методы и технологии в учебной и воспитательной работе школы, основываясь на лучший продуктивный педагогический опыт прошлого и новые инновационные разработки.
С 1996 года конференции “Дети. Театр. Образование” регулярно проводятся в разных городах России. Но однако, до сих пор театральные технологии в образовании имеют весьма условные очертания.
Коллективом учёных Чувашского государственного педагогического Университета им. Яковлева научно, теоретически и практически доказано (Савчук Н.Ю. “Подготовка будущих учителей к системно-ролевой деятельности”), что более 80% опрошенных ими учителей дают положительные ответы, оценивая собственные актёрские способности, умение ораторского мастерства, импровизационные умения. Значит, платформа для освоения театральных технологий имеется, осталось систематизировать теоретические знания в этой области и показать пути их применения в учебно-воспитательной деятельности.
Соединение школы с жизнью - вот на что направлено введение театральной технологии в образовательный процесс. Это позволило решить ряд проблем:
- Расширить ролевой репертуар, т.к. у человека чаще всего ограничено количество ролей или играет он их неэффективно;
- Расширить репертуар эмоций, т.к. человека реагирует на мир, исходя из собственного опыта (у каждого своя “карта” мира);
- Сменить позицию (войти в роль другого человека).
Поэтому была поставлена следующая цель проекта: создать и сформировать информационное и творческое пространство для педагогов и учащихся в области театрального искусства.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
- Рассмотреть и проанализировать театральную технологию. Определить пути постижения принципов её функционирования в ОУ.
- Привлечь творчески направленных педагогов и учащихся школы к практическому применению данных технологий.
- С целью осуществления помощи в реализации творческих проектов организовать проведение, семинаров, мастер-классов, тренингов.
Субъектом выступают участники образовательного процесса СОШ № 1, объектом воздействия является субъективная сфера личности (эмоционально-волевая сфера и креативные способности).
Реализация включает в себя несколько этапов:
I. Подготовительный этап
Диагностика обучающихся и учителей школы на предмет отношения к театру и востребованности театральной технологии в учебном и воспитательном процессах школы (наблюдение, анкетирование);
С целью диагностики сенситивного периода, когда обнаруживаются наиболее благоприятные условия для развития субъективной сферы личности в данном направлении, было проведено анкетирование (см. Приложение 1). Анализ анкет 5-11 классов показал следующее:
На вопрос: “Какие предметы вы хотели бы изучать?” ответы были не только по интересам, охватывающим весь спектр школьной программы, но и те, на которых присутствует действо:
1) литература,
2) физика (опыты, практическое задание),
3) химия,
4) география,
а также ответы, подобные этому. Где интересно “объясняют или ведут урок”.
“Какими методами (способами) улучшить состояние учебного процесса?” - был следующий вопрос.
Пятиклассники предложили больше играть на уроках. Семиклассники - интереснее рассказывать, использовать больше наглядного материала. Более зрелые ребята 10 класса предложили ввести изменения в учебную программу; “быть учителю более коммуникабельным и более “живым” на уроках”.
Вот оказывается как? Значит, все хотят что-то изменить. Чтобы материал стал интереснее, необходимо вникнуть в суть его как бы изнутри, необходимо уметь перевоплощаться, вставать на место исследуемого объекта, играть.
Анкетирование показало, что только 5% учащихся могут вникнуть в суть материала, не вставая на место учителя, другие же 95%, мысленно представляя себя на месте преподавателя, идут вслед за его объяснениями.
Наши исследования позволили сделать выводы, что наиболее сенситивным возрастом являются обучающиеся 7-х классов. Наши выводы подтверждаются психологической наукой (именно этот возраст, с точки зрения психологов, связан с актуализацией предметно-практической стороны деятельности, в процессе которой ребёнок осваивает социальный опыт, оценивает свои действия, утверждает позицию “Я” среди других, усваивает нормы человеческих взаимоотношений, стремится проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место).
Анкетирование было проведено и среди педагогов нашей школы.
После обработки данных были получены следующие результаты: в основном педагоги предпочитали традиционные для общеобразовательной школы технологии: уроки-лекции, комбинированные уроки, фронтальное обучение, объяснительно-иллюстративный способ преподавания, т.е. познание шло извне, а не изнутри.
Создание учебно-методической базы, освоение нового предметного содержания деятельности (составление плана мероприятий, реализация проектов, семинары, круглые столы, работы МО по систематизации и обобщению уже имеющихся наработок в области применения театральной технологии в образовательном пространстве);
Создание психологических условий и формирование нового творческого мышления, которым способствует работа Клуба театральных педагогов, деятельность театральной студии (см. Приложение1).
II. Основной этап (Внедрение инноваций)
Корректировка и составление учебных и воспитательных планов и программ, элективных курсов с учётом внедрения в них театральных технологий.
Обучение субъектов реализации проекта основам актёрского мастерства и режиссуры.
Анализ итогов промежуточных итогов (наблюдение, анкетирование, открытые уроки и мероприятия, театрализованные зачёты).
Обеспечивая равные стартовые возможности детей перед поступлением в школу, ОУ организовала работу “Школы будущего первоклассника”, где на протяжении нескольких лет реализуется программа “Учимся, играя”. Для учащихся старших классов ведётся элективный курс “Моя профессиональная карьера”, задачей которого является повышение уровня психологических компетенций учащихся за счёт расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
ДОО “Радуга” также активно апробирует игровые и театральные технологии в своей деятельности организовывая внеклассные мероприятия школьного, городского и республиканского уровней.
Спортивный проект “Большие гонки” - один из многих, который посредством ярких театрализованных соревнований объединяет всех субъектов проекта – учащихся, учителей, родителей.
Очевидную помощь оказывает применение театральных технологий и в работе социально-психологической службы “Доверие”, которая в рамках своей программы помогает реабилитироваться учащимся в связи с создавшимися обстоятельствами в их жизни, а также способствует предотвращению правонарушений, и, как говорят учителя и дети школы, является “спасательным кругом” для тех, чьи семьи не взяли на себя таких обязанностей.
Работа над индивидуальными проектами, а также творческая направленность деятельности учащихся и педагогов, стали творческой платформой к созданию видеостудии “Радуга”. Был организован видеокласс, в котором находится школьная электронная медиатека и видеоматериалы методической и внеклассной работы в школе.
В рамках реализации школьного проекта “Маршруты театральной технологии” были реализованы различные творческие проекты: мюзикл по мотивам пьесы А. Островского “Снегурочка”, агитспектакль “Новые путешествия Федота-стрельца”, литературные постановки, посвящённые Дню Победы (“Как мы неистово любили”), (“На войне, как на войне”) и другие., Обучающие мероприятия “Слово о театре”, “Беседы о Станиславском” являются традиционными, а их внутреннее содержание постоянно обновляется. Проект “Маршруты театральной технологии” является связующим звеном двух других общешкольных проектов: “Проектный метод в научно-исследовательской и методической работе школе” и “Одарённые дети”.
На традиционных для нашей школы декадах проектов школы, где каждый учитель представляет совместно с учащимся творческий проект, происходит интеграция ЗУН, которые формирует театральная технология.
Демократичные, недирективные принципы театральной педагогики – это одна из составляющих нашей неразрывной связи с выпускниками. Большое видится на расстоянии… Кем стали наши выпускники, научили ли мы их учиться на практике, т.е. в реальной жизни применять полученные знания?!
Наши выпускники всегда поддерживают связь со школой. Нам же в свою очередь очень дороги эти отношения. Неслучаен, наверное, тот факт, что наши дети после окончания вузов и техникумов возвращаются работать в школу. Сегодня в школе работают 15 выпускников. И это без “модных” на сегодняшний день целевых направлений и контрактной системы, с помощью которых пытаются заполучить молодых специалистов некоторые предприятия: мол, мы тебя учим, а ты обязан вернуться к нам, хотя бы на несколько лет. Мы тоже учим, и они, наши выпускники, помнят об этом и возвращаются
Но, наверное, дороже всего, когда сами выпускники присылают творческие и научные отчёты, которые потом анализируются на научно-практических конференциях в школе.
Методическим основанием деятельности “Клуба театральных педагогов” стала образовательная программа школы “Основы актёрского мастерства и режиссуры в образовательном пространстве”, которая наряду с теоретическим обоснованием применения технологии театральной технологии в образовании подразумевает тренинги психотехники учителя, режиссуру урока, обучения вербальным и невербальным способом взаимодействия, упражнения по мастерству актёра, в основе которых лежит методология подготовки и реализации творческого результата системы К.С. Станиславского и А.П. Чехова.
III. Заключительный этап
Оформление полученных результатов в форме
методических разработок, создание банка данных
творческих особенностей учащихся и педагогов с
целью совершенствования форм и методов в данном
направлении.
Ресурсы
а) Существующие
Человеческие
- Творчески одарённые дети, т.е. посещающие изостудию, фольклорный, хоровой, хореографический, театральный кружки, лидеры детского школьного объединения “Радуга”.
- Педагоги, заинтересованные в реализации проекта (творчески направленные).
- Школьная театр-студия.
- Психологическая служба, оказывающая психологическое сопровождение деятельности.
Материальные
- Помещение, оборудование (ТСО),
б) Необходимые ресурсы
- Технические средства оснащения театра (реквизит) – предполагает увеличение материальной базы школы.
- Родители, органы власти, предприниматели, являющиеся союзниками.
Планируемый результат
- В рамках данного проекта планируется получить следующие результаты:
- Все участники получают универсальные умения, которые позволяют им быть успешными в реальной жизни (умение вести диалог, умение работать в команде, умение управлять своими эмоциями, умение быть гибким и другие).
- Дети осваивают приёмы актёрского мастерства на базе школьного театра.
- Педагоги применяют театральные технологии в учебном и воспитательном процессах школы.
- Систематически функционирует “Клуб театральных педагогов” и театральная студия.
- Театр – является не только центром освоения и развития театральных технологий, но и местом гармоничного общения детей и педагогов.
Далее проект будет реализовываться следующим образом:
- Проверка эффективности программы на предмет заявленных целей (анкетирование, независимая экспертиза, создание конечного “продукта” (например, спектакля) и т.п.).
- Проверка эффективности программ через реализацию на другой группе обучающихся.
- Трансляция опыта на другую группу обучающихся и педагогов.
Одним из вопросов последнего внутришкольного семинара был: “Преподавание – это наука или искусство?” Учителя школы в процессе обмена опытом по применению игровых моментов (в основе которых лежит театральная технология) пришли к выводу, что современная педагогика должна гармонично сочетать в себе научный и творческий подход. Деловые игры, театрализация на уроке, необычные приёмы домашнего задания, умение дирижировать уроком за счёт введения новых ролей, необычные приёмы подачи домашнего задания, игры-тренинги, которые используют педагоги на уроках – прямое тому доказательство.
Благодаря апробированию данного проекта нам удалось осуществить личностный подход к учащимся, обрести свободу учителя в конструктировании и проведении уроков. Самое главное – реализация школьного проекта создала ситуацию, когда не просто совершенствуется профессиональная деятельность, но персональная деятельность каждого учителя не подавляется, а включается в общий интерес коллектива МОУ “СОШ № 1”.
Центром апробации театральной технологии в школе является не только театральная студия и клуб театральных педагогов, а также детское школьное объединение “Радуга”, кроме того, школа является республиканской площадкой апробации модели ШСО, стратегической задачей которой является установка на недопустимости директивных методов обучения, ущемляющих развитие личности ребёнка, его интересов. Функционирование в школе Управляющего Совета как главного органа управления школой позволило привлечь для реализации проекта сотрудничество родителей. Традиционные ежегодные конференции для пап и мам, совместное проведение итоговых торжественных праздников “Виват, таланты!”, совместные спортивные мероприятия, Дни открытых дверей, родительских субботы общественные экспертизы школы – во всём присутствует важное стремление родительского сообщества совместно с педагогами и учащимися школы преобразовывать наш школьный мир к лучшему. В ожидании чуда можно прожить целую жизнь, в сотворении чуда можно прожить несколько жизней. Радует то, что наши родители поняли эту простую, но глубокую истину, участвуя совместно с нами в эксперименте, подсказанном самой жизнью, - воспитание личности, способный не только противостоять всем негативным проявлениям сегодняшнего мира, но и являющиеся носителем собственного сознания, воли, жизненной позиции.
Таким образом, данный проект позволил объединить все четыре вышеобозначенные направления развитие школы в рамках реализации программы “Вертикаль роста”.
Сегодня в российском образовании существует множество новшеств. Накопленный опыт позволяет нам сделать вывод о том, что применение театральной технологии в учебном и воспитательном процессах школы – это проект который касается прежде всего уклада школьной жизни, направленного на самосовершенствование и свободы творчества.