Мастер-класс "Критическое мышление и гражданское образование: технология, развитие и примеры реализации"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока: развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков; формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления, обоснованного принятия решений. Знакомство с основами социально-гражданской экспертизы законов.

Формы и методы работы: беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков. В работе также будут использованы компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.

По окончании мастер-класса участники:

  • получат знания и навыки по развитию критического мышления с помощью информационных технологий;

  • смогут создавать проекты уроков по новой технологии;

  • научатся использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике;

  • научатся выстраивать проекты по гражданскому образованию на основе реалистичных игровых техник.

Структура мастер-класса:

Часть I.

1. Введение и разминка.

Уважаемые коллеги, в течение предыдущих дней работы нашего семинара неоднократно звучала мысль о необходимости развития критического мышления. Приводились соответствующие обоснования, демонстрировались различные модели выпускников российских и американских школ.

Остался открытым только вопрос о том, что же такое критическое мышление и как конкретно его формировать.

Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения данного понятия, которые можно использовать не только на уроках информатики, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Нам придется обратиться к собственному педагогическому опыту : как положительному, так и неудачному.

Мы будем считать достигнутыми цели занятия в том случае, если наряду с некоторыми ответами у вас появятся новые вопросы. А значит, наше занятие продлится в форме сотрудничества посредством информационных технологий и сети Интернет. Будем дружить “емейлами”!

Для разминки давайте обсудим одно спорное утверждение авторов книги “Развитие критического мышления (базовая модель)”.

Слайд 1.

Разрушение стереотипов

Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы:

- на уроке нужно оценивать ученика;

- учащийся не должен делать ошибок;

- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;

- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;

- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.

Прочтите данные предложения и сделайте маркировку текста по следующей системе:

“V” - галочкой отмечается то, что известно;

“-” - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих;

“+” - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Форма работы: парная. Время: 3 минуты.

Вопрос для размышления: Здесь присутствуют настоящие профессионалы своего дела, не раз проводившие открытые уроки и анализирующие занятия своих коллег. Как мы оценим урок, на котором не увидим указанных на слайде предложений?

2. Стадия вызова.

Предлагаем систематизировать ваши представления о критическом мышлении на отдельном листе, в центре которого пишется тема “Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Форма работы: индивидуальная.

3. Стадия осмысления

Обменяйтесь листами в парах, примените прием маркировки информации, сравнив записи своих коллег. Вы можете заметить, как дополнилась ваша схема. А теперь в группах обсудите следующий текст и промаркируйте его.

Слайд 2.

Что же такое критическое мышление?

(Из книги Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, Развитие критического мышления (базовая модель)

По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: “А что, если...?” Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Первоначально может возникнуть впечатление, что мнение американских педагогов противоположно бытующему в России представлению о критике как выявлении недостатков. Наверное, это связано со стереотипами поколения 50-70-х годов, воспитанного на партийной литературе.- “Как раз себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать самый строгий масштаб, иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу” (Карл Либкнехт).

Между тем заметим, что одной из проблем педагогики является использование общеупотребимых терминов, в результате нередко приходится сталкиваться с фактом, что некомпетентные люди лихо оперируют как бы научными терминами. Что же говорится в российской педагогике по поводу критического мышления?

Ретроспектива развития педагогических взглядов на данную проблему показывает, что еще П.Ф. Каптерев (1849-1922) доказывал необходимость в школьном процессе обучения формировать или, как он писал, “создавать” у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания.

Поэтому одним из основных достижений школьного обучения П.Ф.Каптерев считал “создание” такого мышления, которое характеризовалось бы следующими доминирующими в нем особенностями: стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, идеям, теоретическим предположениям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний.

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает овладение такими умениями, как умение применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и устанавливать рациональные способы их устранения. Развитие критического мышления должно осуществляться своевременно и в условиях деятельности, связанной с решением конкретных проблемных познавательных задач.

Форма работы: групповая. Время: 10 минут.

4. Стадия рефлексии.

Внесите необходимые исправления в составленный ранее текст.

Беседа с классом по вопросам:

- Что из прочитанного вами было знакомо?

- Какая информация оказалась новой?

- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

- давайте озвучим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.

Примечание: “толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, “тонкие” вопросы начинаются со слов “что, когда, где и т.д.”

5. Краткая интерактивная лекция

У нас появились новые вопросы, а значит, мы уже мыслим критически. Давайте познакомимся с теорией.

Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов:

I стадия – вызов,

II стадия – осмысление,

III стадия – рефлексия.

На слайде 3 представлено описание функций каждого этапа.

Функции Вызова
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)

- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)

- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Функции осмысления

- Информационная (получение новой информации по теме)

- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

Функции рефлексии

- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

- Информационная (приобретение нового знания)

- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Вы заметили, что наша предыдущая работа состояла из трех этапов. Предлагаем вам познакомиться с тем, как же строятся уроки в технологии развития критического мышления.

Слайд 4.

  Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3 Урок № 4 Урок № 5 Урок № 6
Тип урока Работа с информационным текстом Работа с научным текстом Взаимообучение Дискуссия Письмо Урок-исследование
Вызов Мозговой штурм, кластер Мозговой штурм Верные -неверные утверждения Толстые вопросы Инвентаризация Парная мозговая атака
Осмысление Инсерт

ПМИ

Чтение с остановками Зигзаг Перекрестная дискуссия Составление чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ
Рефлексия Возвращение к кластеру Кластер Концептуальная или сводная таблица Эссе Редактирование, издание Дальнейшее целе-полагание

Мы сегодня смоделировали урок №1 из предложенной таблицы: построили КЛАСТЕР, применили прием маркировки информации ИНСЕРТ, провели РЕФЛЕКСИЮ.

И, конечно, не обойтись без домашнего задания. Несмотря на большую педагогическую практику, каждый из нас увидел в этой таблице незнакомые термины. Такова наша педагогическая наука: мы зачастую применяем те или иные приемы, используем различные методы и формы обучения, не задумываясь об их точной формулировке. Предлагаем вам провести серию уроков по данной технологии и преодолеть те стереотипы, о которых мы говорили выше.

Часть II.

1. Стадия вызова.

В заголовке нашего занятия вы прочитали еще одно словосочетание – гражданское образование. Как связано оно с критическим мышлением?

Критическое мышление не только вечный спутник мышления творческого, оно является верным помощником на пути формирования гражданских качеств. Наряду с личными чертами характера важными являются общественные: забота о благе общества, уважение к закону, критическое отношение к обществу, желание слушать, вести переговоры и идти на компромисс – без них невозможен успех демократии.

В Калифорнии мы познакомились с программой “Мы все - граждане”, ставящей своей целью развитие равноправия, лидерства и служения. Построенная в рамках этой программы модель выпускника включает в себя атрибуты:

- информация в виде знаний,
- навыки участия,
- отношение к людям.

Ключевым моментом гражданского образования является разработка моделей решения общественных проблем – как активное познание законов своей страны.

Юные американцы начинают проектировать законы своей страны буквально с первого класса в игровой форме.

2. Стадия осмысления. Зигзаг

Предлагаем вам стать участниками деловой игры “Законотворчество”, используя прием из технологии развития критического мышления “Зигзаг”. Суть этого приема заключается в создании малых групп, перераспределения участников по экспертным группам, возврате в свои группы для выработки окончательного решения.

Задание. Предлагаем разрешить ситуацию из знаменитого перевода С. Маршака “Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился…” с точки зрения школьной ситуации.

Класс разбивается на 4 группы по 5 человек, которые затем направляются в экспертные группы для обсуждения по направлениям:

Слайд 5.

Законотворчество

- формулировка проблемы

- кто будет принимать решения

- кто будет исполнять решения

- какие законы или нормативные акты необходимо принять

- плюсы и минусы этих законов

Вопрос для размышления: все ли из нас знакомы с технологией принятия законов, готовы ли мы выступать с обоснованной гражданской инициативой и отстаивать свои права?

Вариант решения проблемы, предложенный одной из групп.

Проблема: детский травматизм на территории школ. Как частный случай рассматривается ситуация падения школьника со стены.

Решение: принимают педагогический совет, Совет школы.

Исполнители: классные руководители, организатор ОБЖ, родители.

Нормативные акты: дополнения в Уставе школы, касающиеся обеспечения безопасных условий обучения и развития родительского лектория.

Плюсы: уменьшение числа несчастных случаев, привлечение родителей к формированию валеологической культуры детей.

Минусы: дополнительная нагрузка на учителей.

3. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

Читатель, не “по диагонали” прочитавший эту статью, справедливо задаст “толстый” вопрос “Не слишком ли много вопросов, на которые не получены ответы?”

Другой “тонко” ответит, что он давно знает и применяет на практике описанные здесь приемы для получения информации, обучения и воспитания. Но и у него есть вопросы, на которые он не получил здесь ответа. И тот и другой – критически мыслящие читатели.