I. Характеристика классного коллектива
В 4 «А» классе 27 обучающихся, девочек – 16, мальчиков – 11. Дети близки по возрасту, 3 человека 11 лет, 12 человек по 10 лет, 2 человека 9 лет (Приложение 1).
В прошлом учебном году в класс прибыла ученица из школы № 18, это Настя Ц.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Основная масса детей (20 человек) получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.
Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.
В этом учебном году дети самостоятельно общим решением выбрали президента класса. Им стала пользующаяся всеобщим уважением и авторитетом Полина К. Дети организовали творческие группы по интересам, выбрали название и цвет (цвета радуги) для своей группы. Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение внутри своей
Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами. Это Ксюша С., Полина К., Даша У.; Ксюша В., Елена Г., Кристина Е; Егор С, Артем Л., Михаил Ч.; Юлия Д. и Евгения В.
Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявилась, когда класс принимал участие в субботнике (Артем В., Михаил Ч.).
Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, творческие кружки в Доме Детского Творчества, Доме Культуры «Угольщиков», Детском клубе «Юность» (Приложение 2).
В общественной жизни дети активны. В обучении, при получении знаний, желании и умении учиться, они различны. Диагностика мотивации к обучению показала, что сами желают учиться и это им нравится – 21 ребенок. Антонина Ф. любит учиться, так как в школе много друзей, но есть и такие дети, которых заставляют родители. Для повышения интереса к обучению у этих детей (Юлия Д., Евгения В., София Ф., Светлана И., Артем Л.) необходимо продумать индивидуальные приемы в воспитательно-образовательной работе. Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся 4 «А» класса очень работоспособны на уроке, темп работы высокий. Успеваемость в классе – 100%, качество знаний – 60– 70%. В 2005 – 2006 учебном году было 4 отличника (Дарья У., Полина К., Ксения С., Михаил Ч.), трое из перечисленных отличников награждены губернаторскими грамотами и получали премию за отличную учебу.
Легко и с удовольствием учатся: Елена Г., Ксения В., Илья С., Александр В., Артем О., Светлана И. Способны, но не уверены в себе: Татьяна А., Вероника К., Дмитрий Ф., Руслан Г. Слабо успевают: Юлия Д., Анастасия Ц.
Диагностика формирования учебной деятельности показала, что она сформирована у 12 обучающихся. Четверо детей еще не могут самостоятельно организовать учебную работу, а остальные близки к ее формированию.
Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные Виктор А., Артем Л.; непоседы Михаил Ч., Ксения В, Кристина Е; спокойны и нерешительны Вероника К, Руслан Г., Юлия Д. Есть в классе леворукие дети. Это Дарья У., Евгения В, Артем В., Илья С, Виктор А. Социальный статус семей обучающихся отражен в Приложении 8.
Возникают в классе и проблемные ситуации. Пропускает уроки без уважительной причины Юлия Д. (проблема в семье), могут подраться Виктор А., Артем Л., Артем В; Дмитрий Ф. не может найти друзей среди мальчиков и больше общается с девочками, вызывая насмешки одноклассников; Илья И. и Артем В. постоянно забывают записывать домашнее задание в дневник.
Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.
II. Анализ воспитательной работы в 3 «А» классе за 2005 – 2006 учебный год
Воспитательная работа была направлена на формирование у учащихся сознательного отношения к учебе, нравственно – этических качеств личности через взаимодействие семьи и школы.
Для выполнения этой цели проведены мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности. Воспитательная работа ведется по программе «Лестница-чудесница». (Приложение 3) Темы классных часов были запланированы по основным направлениям нравственного просвещения учащихся. («Скромный, не хвастает добрыми делами», «О бескорыстии и дружбе», «Любить Родину – значит быть ей полезным», «Соблюдай правила жизни в коллективе» и другие). Формированию нравственных качеств личности способствовали коллективные подвижные игры на свежем воздухе (игры народов мира, спортивные игры), соревнования творческих групп при проведении викторин, посещение болеющих одноклассников, работа в мастерской «Деда Мороза», благотворительный сбор книг для школьной библиотеке, участие в «неделе Доброты», поездка в Новокузнецкий цирк и конечно совместная работа по благоустройству кабинета, и территории школы.
Экскурсии в природу, разучивание песен, стихотворений и танцев; оформление и выпуск стенгазет, составление композиций из природного материала; участие в конкурсах «Мисс Осень» и «Весна» воспитывало у детей эстетические качества, чувство меры.
Работа клуба «Голубой вагон» помогла ученикам совершить «путешествие по нашей огромной многонациональной стране. «Голубой вагон» сделал остановки в Тундре, Горном Алтае, Сибирской тайге, а на Северный полюс пришлось «добираться» на собачьих упряжках. Дети познакомились с народами, живущими в нашей стране, их культурой и профессиональной деятельностью.
Устный журнал «Память» был организован для воспитания чувства патриотизма. Каждая творческая группа готовила сообщение о людях, погибших при защите нашей Родины.
Для реализации цели воспитания организованы мероприятия совместно с родителями. На каникулах были проведены: семейный вечер «Моя семья – моя радость», игра – викторина «Мы в ответе за нашу планету», музыкальная программа «Рождественские встречи».
Проведение педагогических лекториев позволило рассмотреть такие вопросы, как стили семейного воспитания, особенности темперамента младших школьников. На родительских собраниях были прочитаны не только лекции, но и шло обсуждение рассматриваемого вопроса. Созданный клуб «Консультант» помог решить индивидуальные проблемы отдельных семей.
Большую помощь в воспитательной работе с детьми оказали учителя изобразительного искусства и музыки. Они воспитывали у детей такие черты характера, как трудолюбие, упорство, усидчивость, чувство прекрасного. Труд моих коллег не пропал даром, мои ученицы Дарья У. и Полина К. заняли первые места в школьных конкурсах, а Кристина Е. стала победительницей поселкового конкурса «Маленькая принцесса».
Итак, я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.
В 4 классе продолжу работу в этом направлении, но больше внимания уделю нашей малой Родине.
III. Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе «А» (2006 – 2007 учебный год)
Цель: Создание условий для саморазвития личности.
Задачи:
- Использовать различные формы работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин, Я – Беловчанин»; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций города.
- Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии, походы выходного дня, проведение физминуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ».
- Организовать клуб «Общение» для формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине и развития коммуникативных качеств личности.
IV. Планирование воспитательной работы с учениками 4 «А» класса (на 2006 – 2007 учебный год)
ОСЕНЬ
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
|||
мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки |
1.Тропинка смекалистых День знаний П.Д.Д. 2. Тропинка дружбы 3. Тропинка здоровья 4. Тропинка доброты 5. Тропинка к дому |
1. Тропинка лесная Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Поход на ст. Дуброво. 2. Тропинка к дому 3. Тропинка искусств 4.Тропинка смекалистых 5. Тропинка доброты П.Д.Д. |
1. Тропинка дружбы День именинника. 2. Тропинка к дому 3. Тропинка доброты 4. Тропинка здоровья П.Д.Д. |
ЗИМА
Декабрь |
Январь |
Февраль |
|||
мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки |
1.Тропинка доброты Клуб «Общение». «Нравственные отношения в коллективе», 2. Тропинка к дому 3. Тропинка здоровья 4. Тропинка мастеров 5. Тропинка искусств |
1. Тропинка здоровья Строительство снежного городка. 2. Тропинка
смекалистых 3. Тропинка искусств 4.Тропинка к дому П.Д.Д. |
1. Тропинка лесная Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Поход в г. Салаир к Каменным воротам. 2. Тропинка доброты 3. Тропинка мастеров 4. Тропинка к дому 5.Тропинка искусств П.Д.Д. |
ВЕСНА
Март |
Апрель |
Май |
|||
мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки | мероприятия |
сроки |
1.Тропинка мастеров Изготовление сувениров для мам и бабушек. 2.
Тропинка искусств 3. Тропинка доброты 4. Тропинка к дому 5. Тропинка смекалистых П.Д.Д. |
1. Тропинка доброты Клуб «Общение». «Человек в природе и его здоровье». 2. Тропинка искусств 3. Тропинка мастеров 4.Тропинка смекалистых 5. Тропинка к дому 6. День здоровья. П.Д.Д. |
1. Тропинка лесная Спортивно-оздоровительный клуб «Ритм». Экскурсия в Томскую писаницу. 2. Тропинка
доброты 3. Тропинка искусств 4. Тропинка к дому 5. Тропинка здоровья П.Д.Д. |