Развитие информационной культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа


В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является – не «заставить выучить, а помочь развиться». Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм  работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Основными источниками информации являются: наблюдение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер, общение.

С самых первых уроков в школе ученики наблюдают за каким-либо объектом. Так, например, на уроке математики, выявляя сходство и различие божьих коровок, дети замечают, что у одной из них только 5 ножек, а у других – 6. Выясняется, сколько же ножек у божьей коровки, к какому классу животного мира  она относится, у всех ли насекомых такое же количество ножек. Таким образом, получение информации произошло непосредственно на одном из фрагментов урока.

Также через наблюдение идёт извлечение информации при использовании абстрактных символов и графического изображения: формулы, математические свойства, переменная в математике, условные знаки на плане и карте, буква и обозначение звука, состав слова, схемы предложений в русском языке.

Например, на уроке русского языка после многократных наблюдений дети приходят к очень важному выводу: «На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна. Её нужно выбрать». Этот вывод ложится в основу определения понятия орфограмма. В употребление вводится соответствующий термин, который постепенно вытеснит выражение «опасное при письме место». Ребята узнают: «Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, учёные назвали словом орфограмма». Так учащиеся получили информацию о новом понятии, которое впоследствии будут использовать в своей речи.

Установление причинно-следственных связей. Урок математики в 1 классе

Учитель: Рассмотрите выражения:

5 + 4               10 – 2
6 + 4               10 – 3
7 + 4               10 – 4

– Вычислите значения выражений.
– Объясните, что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике (в первом – первые слагаемые увеличиваются на 1, соответственно увеличиваются значения сумм; во втором столбике вычитаемые увеличиваются на 1, соответственно уменьшаются значения разностей).

Итак, через наблюдение учащиеся устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом явлении, облике предмета, учатся сравнивать объекты, высказывать суждения об объекте наблюдения. При этом у детей развиваются умения вести рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении результатов наблюдений.

Не менее важным источником информации служит слово как символ понятия. Здесь я чаще всего провожу работу со словарями. Словарь выступает как орудие познания. С его помощью учащиеся получают новые знания. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (щавель, морковь и т.д.). Моя задача на данном этапе – научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию. На уроках русского языка и чтения использую орфографический, толковый, фразеологический словари, словарь синонимов и антонимов.

Организация словарной работы предполагает также и проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Например, предложено:

1. Объясните значение выделенных слов: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др.
3. Составьте пару с противоположным значением к словам: справа, завтра, здравствуй и др.

Обращаю внимание детей на различные по происхождению группы  слов, а также на сопоставление устаревших и сравнительно новых слов в нашем языке. Даю задания типа «Знаешь ли ты?»: 1.Знаете ли вы происхождение слова библиотека? Это слово пришло в русский язык из греческого языка, сложено оно из двух древнегреческих частей: библион – книга и тэке – хранилище книг. Можете ли вы теперь, зная происхождение слова библиотека, объяснить написание первой гласной в этом слове? 2. Подумайте, какое из слов появилось в нашей речи раньше, а какое – совсем недавно: информатика, арифметика, математика, риторика.

Работа с фразеологическим словарём позволяет учителю показать богатство русского языка. Вот примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для наблюдения над фразеологизмами:

1. Объясните, когда так говорят: появился на горизонте, попутного ветра, воробью по колено, зелёная улица и др.
2. Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3. Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др. 4. Какую картину вы бы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды, медведь на ухо наступил?

В плане активизации и обогащения словарного запаса у учащихся при изучении слов из «Словаря» часто предлагаю игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее?».

Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое и приобщиться к культуре своего народа.

Наиболее значимым источником информации в начальной школе, конечно же, является книга, а именно, книжный текст. Книга – основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир жизненных ситуаций, учат разбираться и правильно их оценивать. Они рассказывают учащимся о Родине, о людях, об окружающем мире. Из книг дети узнают прошлое и настоящее человечества, книги обогащают их ум, вооружают стойкостью, помогают преодолевать трудности. На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационную деятельность.  Учебная информация готовится таким образом, чтобы решить следующие задачи:

  • создать положительную мотивацию на уроке;
  • обеспечить активную работу по смысловому анализу информации;
  • сформировать навыки осмысления учебной информации;
  • обогатить словарный запас ученика;
  • способствовать оптимальной организации внимания;
  • вооружить рациональными способами запоминания.

Среди множества приёмов работы с текстом можно выделить следующие:

  • чтение и анализ;
  • выписки определений, основных положений, понятий, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;
  • составление таблиц, схем;
  • подготовка сообщений, рефератов.

Неоценимое значение в формировании информационной культуры младшего школьника является также работа с детскими периодическими изданиями. Так, уже в первых числах сентября в первом классе совместно с библиотекарем школы проводим для родителей, а потом и для учащихся обзорную лекцию-знакомство с детскими журналами и газетами. Библиотекарь даёт рекомендации по работе с данными источниками информации.

Спланированы библиотечные уроки. Также проходит конференция с родителями первоклассников в городской детской библиотеке №2, где работники библиотеки знакомят взрослых с правилами работы с книгой, проводят обзор литературы на темы воспитания в семье, досуга ребёнка, учат тому, как родители могут помочь ребёнку в выборе той или иной литературы.

Таким образом, работа с книгой, текстом развивает у детей умения осуществлять библиографический поиск, давать оценку качества найденной информации, различать главное и второстепенное в тексте, выделять нужные фрагменты содержания.

Современное образование становится средством общего интеллектуального развития личности. Уже с первого класса мы вовлекаем детей в научно-исследовательскую деятельность, которая предусматривает извлечение информации из различных источников. Чаще всего это происходит на уроках естествознания. Ознакомление детей с окружающим миром идёт в основном на экскурсиях, во время наблюдений, в беседах, при проведении различных опытов, чтении научно-познавательных текстов. Так, работая по книге А.И. Савенкова «Я – исследователь», я познакомила детей с научными понятиями «учёный», «гипотеза», «исследование», «эксперимент». Вместе с родителями проводим простейшие наблюдения, учимся фиксировать результаты этих наблюдений в виде таблиц, графиков или диаграмм, работать с приборами (термометром, часами и др.), работать с энциклопедиями, научно-познавательной литературой, делать устные доклады, сообщения, выводы. Например, при изучении темы «Твоя семья» дети вместе с родителями проводят мини-исследование о родословной своей семьи. Или в теме «Твоя родина» – о национальных традициях.

При изучении нового материала учащимися охотнее воспринимается информация с помощью компьютерной презентации, урок становится более насыщенным, ярким, появляется возможность увеличения темпа. В отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому  компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока, – это изображения (слайды), видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Так на уроках математики при изучении темы «Числа первого десятка»  мною было использовано электронное учебное пособие «Зареалье», разработанное научно- производственным объединением в 1995г. Здесь детям предлагались различные задания, способствующие запоминанию цифр и установлению соответствия цифры и числа, усвоению нумерации чисел первого десятка, получению последующего и предыдущего чисел. Учащиеся работали в парах, когда один из них показывал на экране вариант ответа, а другой – курсором компьютера проверял выполненное задание. Также из данного пособия я брала материалы для уроков обучения грамоте.

Когда дети рассказали родителям о таких уроках, многие из родителей стали приносить и предлагать свои диски с обучающими и игровыми программами развивающего характера по разным предметам.
Данные пособия содержат огромный наглядный и познавательный материал.

Современные дети довольно умело пользуются компьютером. Они умеют извлекать информацию для подготовки какого-либо сообщения, реферата. Особенно широко используют компьютерную информацию на уроках чтения, когда рассказывают биографию писателей, сообщают о каких-либо исторических фактах; на уроках окружающего мир  практически по всем изучаемым темам.

Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе помогает мне развивать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, учит рационально использовать своё время.

Следующим источником информации  является общение. В процессе общения происходит обмен информацией. Важнейшим показателем продуктивности учения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Познавательная активность – это потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к решению той или иной задачи, желание не только понять новое, но и найти  способы их добычи, умение выслушивать суждение другого человека, способность высказать свою точку зрения. В развитии познавательной активности младших школьников неоценимую помощь оказывают коллективные занятия: беседа, диалог, работа в парах, в группах.

Приложение