Цели:
1. Опираясь на ранее полученные знания учащихся, их наблюдения, подойти к самостоятельной формулировке темы, определению типа урока и целеполаганию.
2. Через анализ и синтез опорных записей прийти к самостоятельному выводу о правописании -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
3. Закрепить полученные знания через самостоятельно заполненную учащимися таблицу.
4. Отработать навык правописания -нн- и -н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных через разные виды практической деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
(Запись даты, где выполняется работа. Тема не записана).
II. Орфографическая пятиминутка в виде игры “Кто грамотнее?”
(На доске - схемы, составленные ребятами. Они отражают правило “-нн- и -н- в суффиксах прилагательных”).
- Какую орфограмму помогут нам повторить эти схемы?
- Все ли полно отражает правило?
- Какие из схем демонстрируют не только знание правила, но и творчество вашего одноклассника?
- Опираясь на схемы, расскажите о правописании -нн- и -н-в суффиксах прилагательных.
• Итак, “Кто грамотнее?” (2 человека у доски)
Песча..ый, гуси..ый, стекля..ый, полотня..ый, тума..ый, серебря..ый, стари..ый, ястреби..ый, соломе..ый, революцио..ый, пусты..ый, деревя..ый, ю..ый, румя..ый
Проверяем по вариантам:
1 в. – 1-го ученика
2 в. – 2-го ученика
- Есть ли ошибки?
- Есть ли недочёты в графическом обозначении?
- Какой навык вы закрепили при выполнении этой работы?
III. Формулируем тему. Ставим цели.
На доске таблица:
Причастия | Прилагательные, образованные от глагола |
-нн- | -н- |
1) сваренный картофель | 1) вареный картофель |
зав. слово 2) жаренная в масле рыба. |
2) жареная рыба |
3) решённый (сов. вид) пример | 3) сушёный (несов. вид) гриб |
4) маринованные грибы | 4) нет суффиксов... |
5) асфальтированный |
- Что общего между орфографической пятиминуткой и таблицей?
- Что отражает таблица?
- Сформулируйте тему урока.
- Какой тип урока приемлем?
На доске:
- Урок-открытие
- Урок-закрепление
- Урок-практикум
- Урок-зачёт
- Запишем тему (Урок – открытие...)
- Какие цели вы поставите перед собой?
IV. Делаем открытие.
• Обращаемся снова к таблице.
1. Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о правописании
-нн- в суффиксах причастий. По ходу заполним таблицу.
2. Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о правописании -н- в суффиксах отглагольных прилагательных. По ходу заполните таблицу.
-нн- в суффиксах причастий | -н- в суффиксах отглагольных прилагательных |
1. Есть приставка. 2. Есть зависимое слово. 3. Совершенный вид. 4. Есть –ова- (-ева-), (-ирова-). |
1. Нет приставки. 2. Нет зависимого слова. 3. Несовершенный вид. 4. Нет –ова- (-ева-), (-ирова-). |
3. В чем отличие отглагольных прилагательных от причастий?
4. Сверьте свои выводы с §139.
- Есть ли дополнения? (приставка не- роли не играет).
- Внесите дополнения в таблицу.
V. Закрепим правило.
Связный рассказ о правописании -нн- и -н-.
VI. Практическая работа.
1. На доске слова: варёный
- жареный
- вязаный
- груженый
- Отглагольные прилагательные или причастия перед вами? Докажите.
- Что общего в правописании этих слов?
- Что нужно сделать, чтобы написать в этих словах -нн-?
Задание на выбор. Подберите зависимое слово или приставку к данным словам. Запишите, графически выделяя орфограмму.
- Какие пункты правила мы закрепили?
2. Упр. 732 – по трём вариантам (устно).- Какие навыки мы закрепили, выполняя это упражнение?
3. Реши орфографическую задачу. Помни о 3-ем и 4-ом пунктах правила!
Замасле...ый комбинезон, краше...ый пол, варё...ый в котелке картофель, асфалътарова...ое шоссе, решё...ая задача.
- В чём убедила нас эта работа?
4. Проверим свой словарный запас.
Игра “Кто больше?”.
Задание: Придумайте слова с суффиксами -ова- (-ева-), -ирова-.
-Л егко ли это сделать?
Используйте подсказку:
Слова в помощь:
- вода - …
- огурцы - …
- класс - …
- пехота - …
- труд - …
- дом, картина, церковь - …
(варианты: вода – газированная, огурцы – маринованные, класс – организованный, пехота – моторизованная, труд – механизированный, дом, картина, церковь – реставрированный)
- Одну или две -н- написали? Почему?
5. Объясни смысл пословицы, прокомментируй пропущенные орфограммы:
Заработа…ый ломоть лучше краде…ого каравая.
- Подберите синонимы к слову ломоть.
VII. Выводы по уроку. Рефлексия.
- Чему вы научились на этом уроке?
- Достигли вы своих целей?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Параграф 139 (“Теория”)
На выбор:
Упр. 726 (более простой вариант)
Упр. 724 (более сложный)
Сочинение-миниатюра по пословице “Заработанный ломоть...”.
Используемые учебные пособия:
- Учебник “Практика” и “Теория” под. ред. В.В. Бабайцевой, М. “Просвещение”, 1995.