Урок русского языка в 5-м классе по изучению нового материала “Звонкие и глухие согласные”, на котором вводится понятие звонкости-глухости согласных и формируется умение различать их.
Цель: дать понятие звонкости-глухости; сформировать умение различать звонкие и глухие согласные.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Произнесите звук [Ш]. Слышится только шум. Произнесите ещё раз. Слышите, сколько шума! А теперь произнесите звук [Ж]. Что вам пришлось подключить, чтобы справиться с этой работой? Конечно, голос.
Итак, при рождении согласных звуков может работать и шум, и голос. Причем шум бывает всегда, а голос – нет. Давайте проверим. Для этого проведем опыт. Проверяем звуки на “шум и голос”.
Произнесите звук [К]. Услышали голос? Нет! А теперь подключите его. Какой звук получился? ([Г]). А теперь попробуем наоборот. Произнесите звук [Б]. “Выключите” голос. Получился звук [П].
Давайте понаблюдаем за губами, зубами, языком. Они ведут себя одинаково, а вот голос то появляется, то исчезает.
Согласные, которые произносятся с “выключенным” голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие.
Некоторые глухие и звонкие согласные очень похожи друг на друга – настоящие “двойняшки”. Их и произносят почти совсем похоже (губы, зубы, язык). Только в одних голос “включен”, а в других – “выключен”.
Как вы думаете, какие звуки нужно “одеть” в буквы и поселить в алфавит: звонкие или глухие? Правильно, и звонкие, и глухие. Этот вопрос я задала вам нарочно: хотела проверить, легко ли вас сбить или вы уверены в своих знаниях. А почему же в алфавите нужны и звонкие и глухие согласные? Ведь они смыслоразличители: жар – это не шар, код – это не год, а удочка – это не уточка.
Итак, в алфавит поселятся буквы, в которые “оделись” звонкие и глухие согласные. Звуки-двойняшки надо запомнить, потому что с ними у нас будет много хлопот. А чтобы лучше их усвоить, давайте построим им дом (Рис. 1).
V. Закрепление.
1. Тренировочные упражнения № 276, 277 (устно).
2. Охарактеризовать все согласные в словах: лягушка, цапля, камыш, лыжи, коробочка, художник.
3. Сделать фонетическую запись слов (транскрипцию): цыплята, оранжевый, синичка, прыжок, очередь, редкий, сельдь, честный.
4. Выборочный диктант. Выписать слова, в которых есть парные согласные по звонкости-глухости.
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
VI. Итоги урока, оценки.
VII. Домашнее задание. § 56, упр. № 279.
Рис. 1