Цель:
- Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте;
- Формировать у школьников коммуникативные и общеучебные навыки и умения самостоятельно работать с текстом; учить глубоко проникать в содержание текста и осознавать суть раскрываемых понятий, связей, отношений, работая с ключевыми словами;
- На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, учить передавать содержание в жанре сочинения-миниатюры.
Оборудование:
- Словари (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”);
- Тексты
Ход урока
Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)
I. Знакомство с необходимыми понятиями.
Слово учителя.
- Обратите внимание на тему. Какое слово в формулировке темы будет основным?
(Ключевые).
- Как оно образовано? Какое оно? (Многозначное? Имеет омонимы?).
- Произведите словообразовательный разбор слова ключевой (суффиксальный, производящая основа – ключ).
- Растолкуйте лексическое значение слова ключ (Обратитесь к “Толковому словарю русского языка”).
- Подберите и запишите в тетрадь синонимы к различным значением этого слова.
- В каком значении употребляется слово ключевой в названии темы?
- Подтвердите свои догадки материалом о слове ключ из “Словаря синонимов”.
- Обратитесь к эпиграфу. Прочитайте его. Осмыслите его суть. Что вы знаете о человеке, которому принадлежит это высказывание?
Слово учителя: Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) – сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора знаменитой сказки “Аленький цветочек”. К.С.Аксаков был очень талантливым человеком – поэтом, литературным критиком, изучал философию. Его перу принадлежат такие строки о Москве:
Ты знаменита – кто поспорит?!
Ты древней славою полна,
Твое святое имя вторит
Вся необъятная страна.
К.С.Аксаков очень внимательно относился к слову. Что сказал Аксаков о слове? Прочитайте эпиграф. Найдите ключевые слова в эпиграфе. Растолкуйте значение эпиграфа. Приведите доказательства в пользу своего тезиса.
II. Работа с текстами.
- Перед вами названия известных произведений классической музыки и фрагменты вступительного слова ведущего концерт.
Ваша задача: сопоставить материалы и определить, о какой пьесе говорится в каждом из текстов?
- П.Чайковский “Вальс снежных “хлопьев”.
- К.Дебюсси “Сады под дождем”.
- С.Прокофьев “Фея осени”.
Это конечное задание.
Вначале – работа по группам.
I группа:
1.) замерзшие;
2.) найти в текстах слова, создающие “звуковой фон”.
II группа:
1.) темнеющую, сорванные;
2.) найти изобразительно-выразительные средства, определить роль.
III группа:
1.) В одно мгновенье воздух превратился в белую водяную пыль, и все загудело, застонало, потревоженное налетевшим внезапно вихрем(синтаксический разбор).
2.) найти союзы, определить их значение и роль в текстах (функции).
Проверка + вопросы:
- Какие слова создают звуковой фон текстов?
- Какое впечатление создается при чтении этих текстов? Настроение?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств усиливается ожидание сказки?
- Какова роль союзов?
Работа с ключевыми словами (все вместе).
- Выпишите в тетрадь ключевые слова (слова-подсказки, относящиеся к каждому из текстов). Оставьте строчку для названия.
- Сопоставляя названия известных произведений классической музыки с содержанием текстов, определите, о какой пьесе говорится в каждом из них. Запишите названия текстов перед каждой группой ключевых слов.
III. Составление миниатюры.
- Ваша следующая задача – составить сочинение-миниатюру, используя ключевые слова.
Темы сочинений:
1) “Книга – наш друг и советчик”;
2) “Минуты радостного общения с книгой”;
3) “Моя первая книга”.
Ключевые слова
Готовясь к семинару (докладу), толковые и энциклопедические словари, книги по механике, о манерах поведения, полезные советы.
Научит, порадуется, поделится своими знаниями, любимая книга.
Впечатление, первый подарок, литературные герои, подражать, неизведанный мир, фантастика, детективы, сказки.
IV. Рецензирование.
Одни учащиеся зачитывают миниатюры, другие - рецензируют.
V. Домашнее задание.
- подготовить черновики сочинений (полных) о книге, используя материал учебника;
- подобрать эпиграф.