Ключевые слова в тексте

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте;
  • Формировать у школьников коммуникативные и общеучебные навыки и умения самостоятельно работать с текстом; учить глубоко проникать в содержание текста и осознавать суть раскрываемых понятий, связей, отношений, работая с ключевыми словами;
  • На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, учить передавать содержание в жанре сочинения-миниатюры.

Оборудование:

  • Словари (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”);
  • Тексты

Ход урока

Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)

I. Знакомство с необходимыми понятиями.

Слово учителя.

- Обратите внимание на тему. Какое слово в формулировке темы будет основным?

(Ключевые).

- Как оно образовано? Какое оно? (Многозначное? Имеет омонимы?).

- Произведите словообразовательный разбор слова ключевой (суффиксальный, производящая основа – ключ).

- Растолкуйте лексическое значение слова ключ (Обратитесь к “Толковому словарю русского языка”).

- Подберите и запишите в тетрадь синонимы к различным значением этого слова.

- В каком значении употребляется слово ключевой в названии темы?

- Подтвердите свои догадки материалом о слове ключ из “Словаря синонимов”.

- Обратитесь к эпиграфу. Прочитайте его. Осмыслите его суть. Что вы знаете о человеке, которому принадлежит это высказывание?

Слово учителя: Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) – сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора знаменитой сказки “Аленький цветочек”. К.С.Аксаков был очень талантливым человеком – поэтом, литературным критиком, изучал философию. Его перу принадлежат такие строки о Москве:

Ты знаменита – кто поспорит?!
Ты древней славою полна,
Твое святое имя вторит
Вся необъятная страна.

К.С.Аксаков очень внимательно относился к слову. Что сказал Аксаков о слове? Прочитайте эпиграф. Найдите ключевые слова в эпиграфе. Растолкуйте значение эпиграфа. Приведите доказательства в пользу своего тезиса.

II. Работа с текстами.

- Перед вами названия известных произведений классической музыки и фрагменты вступительного слова ведущего концерт.

Ваша задача: сопоставить материалы и определить, о какой пьесе говорится в каждом из текстов?

  • П.Чайковский “Вальс снежных “хлопьев”.
  • К.Дебюсси “Сады под дождем”.
  • С.Прокофьев “Фея осени”.

Это конечное задание.

Вначале – работа по группам.

I группа:

1.) замерзшие;

2.) найти в текстах слова, создающие “звуковой фон”.

II группа:

1.) темнеющую, сорванные;

2.) найти изобразительно-выразительные средства, определить роль.

III группа:

1.) В одно мгновенье воздух превратился в белую водяную пыль, и все загудело, застонало, потревоженное налетевшим внезапно вихрем(синтаксический разбор).

2.) найти союзы, определить их значение и роль в текстах (функции).

Проверка + вопросы:

- Какие слова создают звуковой фон текстов?

- Какое впечатление создается при чтении этих текстов? Настроение?

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств усиливается ожидание сказки?

- Какова роль союзов?

Работа с ключевыми словами (все вместе).

- Выпишите в тетрадь ключевые слова (слова-подсказки, относящиеся к каждому из текстов). Оставьте строчку для названия.

- Сопоставляя названия известных произведений классической музыки с содержанием текстов, определите, о какой пьесе говорится в каждом из них. Запишите названия текстов перед каждой группой ключевых слов.

III. Составление миниатюры.

- Ваша следующая задача – составить сочинение-миниатюру, используя ключевые слова.

Темы сочинений:

1) “Книга – наш друг и советчик”;

2) “Минуты радостного общения с книгой”;

3) “Моя первая книга”.

Ключевые слова

Готовясь к семинару (докладу), толковые и энциклопедические словари, книги по механике, о манерах поведения, полезные советы.

Научит, порадуется, поделится своими знаниями, любимая книга.

Впечатление, первый подарок, литературные герои, подражать, неизведанный мир, фантастика, детективы, сказки.

IV. Рецензирование.

Одни учащиеся зачитывают миниатюры, другие - рецензируют.

V. Домашнее задание.

- подготовить черновики сочинений (полных) о книге, используя материал учебника;

- подобрать эпиграф.