Цели урока:
- Ознакомление учащихся с биографией и творчеством Леонардо да Винчи.
- Приобщая к искусству живописи, литературы, способствовать развитию колористической грамотности, чувства ритма, пространственного мышления, зоркости глаза – в целом зрительной, визуальной культуры.
- Воспитание духовности, возникающей вследствие тонкости видения и восприятия мира, прививаемой живописью.
Тип урока – Урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: Новейшая история “Культура европейских стран XV”.
Оснащение урока: ПК, репродукции картин художника в программе MS Power Point; MS Word.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.1. Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.
1.2. Сообщение темы и цели урока.
1.3. Значение изучаемой темы для гармонического развития личности учащихся.
2. Основная часть.
2.1. Вступительное слово преподавателя.
Наш сегодняшний урок посвящен 555летию со дня рождения великого человека – Леонардо да Винчи.
Вся жизнь этого титана эпохи Возрождения, словно роскошный гобелен, соткана из тайн и загадок. Кем он все-таки был? Пытливым ученым, отдавшим себя служению высоким идеям Ренессанса? Холодным и нелюдимым типом, ненавидящим людей и обожавшим кошек? Личностью сомнительной репутации или непререкаемым авторитетом? Человек из Винчи обладал одним из величайших умов всех времен. Что только не было предметом исследования этого пытливого гения – полет птиц, бронемашины, кровообращение, измерение силы ветра, вертолеты, подводные лодки, астрономия…. Все это не давало покоя его блистательному воображению.
Итак, кто он, Леонардо да Винчи?
2.2. Сообщения учащихся: (Учащиеся к уроку готовят сообщения о картинах художника и ищут репродукции, используя средства Internet).
1-й учащийся:
Включена музыкальная презентация.
Биография Леонардо да Винчи (см. прил. № 1), (слайд 1)
Преподаватель:
Леонардо да Винчи в первую очередь известен как живописец, хотя за всю жизнь им создано около двенадцати картин. Одна из его картин – “Автопортрет”.
2-й учащийся:
“Автопортрет Леонардо да Винчи” (см. прил. № 2), (слайд 2)
Преподаватель:
Леонардо да Винчи интересовала математика, анатомия, архитектура. Знания в этих областях науки он воплотил в картине “Витрувианский человек”.
3-й учащийся:
“Витрувианский человек” (прил. № 3), (слайд 3)
Преподаватель:
Среди полотен Леонардо да Винчи есть такие шедевры, как “Мона Лиза”, законченная в 1506 году, - самый известный портрет на земле (прил. № 4), (слайд 4).
Мы так много раз смотрели на “Мону Лизу”, нам кажется, что мы понимаем её, но это не так. Она бесконечно сложна. Но если мы не вглядимся по-настоящему и не постараемся понять ее, то никогда не поймем Леонардо.
Обычно хороший портрет сочетает в себе редкую красоту и индивидуальность. Это мощный магнит, который затягивает нас в поле чужой личности. С “Моной Лизой” иначе. Не мы реагируем на нее, а она реагирует, но не на нас, а на художника. Учтите: Леонардо был самым красивым мужчиной своего поколения, прекрасным певцом. Работая над картиной, он обычно слушал музыкантов. И мы точно знаем, что он никогда не состоял в эмоциональных отношениях с женщиной.
И вот перед ним жена купца Мона Лиза, которая, слегка улыбаясь, с интересом и удивлением наблюдает за красивым влиятельным мужчиной аристократической внешности, пишущим ее портрет. В голове у нее сидит какая – то мысль, но … делиться ею она не намерена.
Чудо Леонардо состоит в том, что он уловил это. Этот взгляд означает, что сама Мона Лиза не хочет раскрываться, но наблюдает за художником и еле заметно улыбается, сохраняя себя как тайну. За ней виден чудесный холмистый пейзаж, таинственные горы и реки. Все это намекает на вечную тайну женственности. Возможно, Мона Лиза знает, что для Леонардо вечная тайна женственности никогда не откроется. И ей это приятно. А у Леонардо хватает смирения, гениальности, чтобы передать эту ее мысль. “ Я не покажу вам, какая я есть, я только покажу, как оцениваю вас”.
Эта картина заслуживает звания самой великой картины на свете.
Но она не единственная картина в творчестве Леонардо да Винчи, отражающая красоту и загадочность женщины.
4-й учащийся:
“ПортретЖиневры де Бенчи” (прил. № 5) (слайд 5)
5- й учащийся:
“Мадонна с ребенком” (прил. № 6) (слайд 6)
6-й учащийся:
“Дама с горностаем” (прил. № 7) (слайд 7)
Просмотр слайдов 8 – 11.
Преподаватель:
Леонардо был человеком верующим, как и все его современники, и на религиозную тему им написано несколько картин.
8-й учащийся: (прил. № 8) (слайды 12 – 14)
“Иоанн Креститель”,
“Крещение Христа”,
“Тайная вечеря”.
2.3. Чтение и анализ сказок и притч Леонардо да Винчи (прил. № 9).
Преподаватель.
Мы познакомились с живописью великого художника эпохи Возрождения. Но надо отметить, что Леонардо был не менее талантливым писателем.
Сказка “Гусеница”.
Вопросы к учащимся:
1. В русских народных сказках говорится: “В сказке ложь, да в ней намек”. На что “намекает” автор в данной сказке?
2. Как вы понимаете выражение “Всему свой черед”?
3. Героини многих произведений русской литературы XIX века мечтают о полете. Приведите примеры (Наташа Ростова, Катерина Кабанова, Матрена Тимофеевна Корчагина).
“Летучая мышь”.
1. Можно ли так предвзято судить о летучей мыши? Ведь летать ночью – ее природная необходимость.
2. Всегда ли добро твориться днем, а зло – ночью?
3. Попадали ли вы в подобные ситуации? В какой “роли”?
“Кремень и огниво”.
1. Что такое кремень? Огниво?
2. А вы могли бы “терпеливо сносить удары” во имя высокой цели?
3. Какие пословицы и поговорки можно было бы взять эпиграфом к данной сказке?
4. Как вы понимаете выражение “Ученья корень горек, да плод сладок?
5. Что значит “робеет в учебе”? Почему?
6. Верите ли вы в то, что “постоянные семена знания непременно дадут добрые всходы”?
2.4. Афоризмы Леонардо да Винчи: прочитайте и скажите, какие из них вам близки в той или иной жизненной ситуации (прил. № 10).
2.5 Высказывания Леонардо да Винчи о науках: прочтите манускрипты 39 – 42 (прил. № 11). Что говорит Леонардо о здоровье, о врачах, о медицине?
3. Заключительная часть.
- Преподаватель:
Один из учеников Леонардо да Винчи, Ждакомо Капротти, унаследовал некоторые картины да Винчи и впоследствии продавал их в неизвестные руки, если нуждался в деньгах. А свои многочисленные манускрипты Леонардо завещал другому ученику – Франческо Мельци, которого усыновил незадолго до своей смерти, последовавшей 3 мая 1519 года.
Франческо хранил бумаги Леонардо, как попало, на чердаке виллы, в результате чего многие манускрипты сгинули, а остальные разошлись по всему свету.
И это одна из причин, почему человечество до сих пор не может разгадать таинственную улыбку Моны Лизы.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия по методу “Синквейн” (пятистрочие), экспресс-рефлексия:
На листе бумаги учащимся предлагается заполнить пять строк:
- Имя существительное
- Два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначающего существительным)
- Три глагола
- Предложение
- Заключительное слово или фраза.