Открытый урок "Жизнь и творчество Леонардо да Винчи"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с биографией и творчеством Леонардо да Винчи.
  • Приобщая к искусству живописи, литературы, способствовать развитию колористической грамотности, чувства ритма, пространственного мышления, зоркости глаза – в целом зрительной, визуальной культуры.
  • Воспитание духовности, возникающей вследствие тонкости видения и восприятия мира, прививаемой живописью.

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: Новейшая история “Культура европейских стран XV”.

Оснащение урока: ПК, репродукции картин художника в программе MS Power Point; MS Word.

Музыкальное сопровождение

Ход урока

1. Организационный момент.

1.1. Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.

1.2. Сообщение темы и цели урока.

1.3. Значение изучаемой темы для гармонического развития личности учащихся.

2. Основная часть.

2.1. Вступительное слово преподавателя.

Наш сегодняшний урок посвящен 555летию со дня рождения великого человека – Леонардо да Винчи.

Вся жизнь этого титана эпохи Возрождения, словно роскошный гобелен, соткана из тайн и загадок. Кем он все-таки был? Пытливым ученым, отдавшим себя служению высоким идеям Ренессанса? Холодным и нелюдимым типом, ненавидящим людей и обожавшим кошек? Личностью сомнительной репутации или непререкаемым авторитетом? Человек из Винчи обладал одним из величайших умов всех времен. Что только не было предметом исследования этого пытливого гения – полет птиц, бронемашины, кровообращение, измерение силы ветра, вертолеты, подводные лодки, астрономия…. Все это не давало покоя его блистательному воображению.

Итак, кто он, Леонардо да Винчи?

2.2. Сообщения учащихся: (Учащиеся к уроку готовят сообщения о картинах художника и ищут репродукции, используя средства Internet).

1-й учащийся:

Включена музыкальная презентация.

Биография Леонардо да Винчи (см. прил. № 1), (слайд 1)

Преподаватель:

Леонардо да Винчи в первую очередь известен как живописец, хотя за всю жизнь им создано около двенадцати картин. Одна из его картин – “Автопортрет”.

2-й учащийся:

“Автопортрет Леонардо да Винчи” (см. прил. № 2), (слайд 2)

Преподаватель:

Леонардо да Винчи интересовала математика, анатомия, архитектура. Знания в этих областях науки он воплотил в картине “Витрувианский человек”.

3-й учащийся:

“Витрувианский человек” (прил. № 3), (слайд 3)

Преподаватель:

Среди полотен Леонардо да Винчи есть такие шедевры, как “Мона Лиза”, законченная в 1506 году, - самый известный портрет на земле (прил. № 4), (слайд 4).

Мы так много раз смотрели на “Мону Лизу”, нам кажется, что мы понимаем её, но это не так. Она бесконечно сложна. Но если мы не вглядимся по-настоящему и не постараемся понять ее, то никогда не поймем Леонардо.

Обычно хороший портрет сочетает в себе редкую красоту и индивидуальность. Это мощный магнит, который затягивает нас в поле чужой личности. С “Моной Лизой” иначе. Не мы реагируем на нее, а она реагирует, но не на нас, а на художника. Учтите: Леонардо был самым красивым мужчиной своего поколения, прекрасным певцом. Работая над картиной, он обычно слушал музыкантов. И мы точно знаем, что он никогда не состоял в эмоциональных отношениях с женщиной.

И вот перед ним жена купца Мона Лиза, которая, слегка улыбаясь, с интересом и удивлением наблюдает за красивым влиятельным мужчиной аристократической внешности, пишущим ее портрет. В голове у нее сидит какая – то мысль, но … делиться ею она не намерена.

Чудо Леонардо состоит в том, что он уловил это. Этот взгляд означает, что сама Мона Лиза не хочет раскрываться, но наблюдает за художником и еле заметно улыбается, сохраняя себя как тайну. За ней виден чудесный холмистый пейзаж, таинственные горы и реки. Все это намекает на вечную тайну женственности. Возможно, Мона Лиза знает, что для Леонардо вечная тайна женственности никогда не откроется. И ей это приятно. А у Леонардо хватает смирения, гениальности, чтобы передать эту ее мысль. “ Я не покажу вам, какая я есть, я только покажу, как оцениваю вас”.

Эта картина заслуживает звания самой великой картины на свете.

Но она не единственная картина в творчестве Леонардо да Винчи, отражающая красоту и загадочность женщины.

4-й учащийся:

“ПортретЖиневры де Бенчи” (прил. № 5) (слайд 5)

5- й учащийся:

“Мадонна с ребенком” (прил. № 6) (слайд 6)

6-й учащийся:

“Дама с горностаем” (прил. № 7) (слайд 7)

Просмотр слайдов 8 – 11.

Преподаватель:

Леонардо был человеком верующим, как и все его современники, и на религиозную тему им написано несколько картин.

8-й учащийся: (прил. № 8) (слайды 12 – 14)

  • “Иоанн Креститель”,

  • “Крещение Христа”,

  • “Тайная вечеря”.

2.3. Чтение и анализ сказок и притч Леонардо да Винчи (прил. № 9).

Преподаватель.

Мы познакомились с живописью великого художника эпохи Возрождения. Но надо отметить, что Леонардо был не менее талантливым писателем.

Сказка “Гусеница”.

Вопросы к учащимся:

1. В русских народных сказках говорится: “В сказке ложь, да в ней намек”. На что “намекает” автор в данной сказке?

2. Как вы понимаете выражение “Всему свой черед”?

3. Героини многих произведений русской литературы XIX века мечтают о полете. Приведите примеры (Наташа Ростова, Катерина Кабанова, Матрена Тимофеевна Корчагина).

“Летучая мышь”.

1. Можно ли так предвзято судить о летучей мыши? Ведь летать ночью – ее природная необходимость.

2. Всегда ли добро твориться днем, а зло – ночью?

3. Попадали ли вы в подобные ситуации? В какой “роли”?

“Кремень и огниво”.

1. Что такое кремень? Огниво?

2. А вы могли бы “терпеливо сносить удары” во имя высокой цели?

3. Какие пословицы и поговорки можно было бы взять эпиграфом к данной сказке?

4. Как вы понимаете выражение “Ученья корень горек, да плод сладок?

5. Что значит “робеет в учебе”? Почему?

6. Верите ли вы в то, что “постоянные семена знания непременно дадут добрые всходы”?

2.4. Афоризмы Леонардо да Винчи: прочитайте и скажите, какие из них вам близки в той или иной жизненной ситуации (прил. № 10).

2.5 Высказывания Леонардо да Винчи о науках: прочтите манускрипты 39 – 42 (прил. № 11). Что говорит Леонардо о здоровье, о врачах, о медицине?

3. Заключительная часть.

- Преподаватель:

Один из учеников Леонардо да Винчи, Ждакомо Капротти, унаследовал некоторые картины да Винчи и впоследствии продавал их в неизвестные руки, если нуждался в деньгах. А свои многочисленные манускрипты Леонардо завещал другому ученику – Франческо Мельци, которого усыновил незадолго до своей смерти, последовавшей 3 мая 1519 года.

Франческо хранил бумаги Леонардо, как попало, на чердаке виллы, в результате чего многие манускрипты сгинули, а остальные разошлись по всему свету.

И это одна из причин, почему человечество до сих пор не может разгадать таинственную улыбку Моны Лизы.

- Подведение итогов урока.

- Рефлексия по методу “Синквейн” (пятистрочие), экспресс-рефлексия:

На листе бумаги учащимся предлагается заполнить пять строк:

  1. Имя существительное
  2. Два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначающего существительным)
  3. Три глагола
  4. Предложение
  5. Заключительное слово или фраза.