Урок геометрии в 8-м классе. Тема: "Решение задач методом координат"

Разделы: Математика


Цель урока: формирование пространственного мышления.

Задачи:

1. Дидактические.

Учиться решать задачи методом координат.

2. Психологические.

Учить способам последовательного логического мышления при решении задач в координатах.

3. Воспитательная.

Открыть учащимся пути к самообразованию.

Оборудование:

1. Учебник А.В.Погорелова “Геометрия 7-9 класс”
2. Модель куба, прямоугольного параллелепипеда.

Заготовка схемы мелом на доске ( без содержания)

План урока.

Выравнивание знаний.

Деятельность учителя Деятельность учащихся в группах
Задание1. Математический диктант.

Провести две взаимно перпендикулярные прямые, дать им направление. Как они называются?

В тетрадях:

координатные прямые (чертеж 1)

X = ось абсцисс

Y - ось ординат

0 – начало координат

Задание 2.

Сколькими числами определяется некоторая точка А, которая находится в одной из координатных плоскостей.

Двумя ( х;у) ответ с опорой на чертеж 1.
Задание 3.

Одинаковы ли знаки всех координатных плоскостей?

Нет.(Указывают на чертеже 1)

Задание 4.

Постройте на координатной плоскости точку В(0;2), С(-2;0),Д(0;-2),Е(2;0)

Вывод: если одна из координат точки равна 0, то точка лежит на одной из осей (проговаривание).

Задание 5

Постановка учебной задачи.

А) Получили сигнал SOS от некоторого самолета. Что нужно знать для того, чтобы определить местоположение самолета? Расстояние до него?

Б)Даны три вершины параллелограмма АВСД: А(1;0),В(2;3),С(3;2).Найдите координаты вершины Д.

И точки пересечения диагоналей? Сможете ли вы решить эту задачу?

Надо знать высоту самолета, т.е. третью координату относительно начала координат.(Ответ четко проговаривается)

Нет.

Значит мы должны научиться решать задачи с помощью координат, т.е. методом координат.

(Проговаривание)

Решение учебной задачи  
Задание 6.

На координатной плоскости построить отрезок АВ иСД , где А(-6;0), В(-2;0),Д(4;6).Найти координаты середины отрезка.

Как нашли?

Какой вывод можно сделать?

Запись в тетрадях.

E(-4;0), К(3;4)

Вывод: для того, чтобы найти координаты середины отрезка, нужно сложить соответствующие координаты и разделить на два( правило проговаривается).

Задание7.

Построить отрезки АВ и СД ,где А(0;-4),В(3;0),С(1;6) ,Д(4;2) и найти их длину.

В тетрадях.

На рисунке получился прямоугольный треугольник.

Для того, чтобы найти катеты, нужно вычесть соответствующие координаты, потом применить теорему Пифагора.

D2 = (х21)2 + (у21)2

(правило проговаривается)

Задание 8.

Разделить на две группы следующие физические величины:m F, , p, J ,S, R, V, P

Величины, которые имеют числовые значения и направление называются векторными величинами, или просто векторами.

Обозначаются : а в, или АВ,СД,КМ и тд.

Запись в тетрадях:

m F

Q P

J S

U V

Задание 9.

Построить вектор КЕ и найти его длину ,где К(-2;6),Е(-5;1).

На какую задачу эта задача похожа?

В тетрадях:

Задача похожа на задачу нахождения расстояния между двумя точками, следовательно (КЕ)2 = (х21)2 + (у21)2

Задание 10

Сформулировать определение метода координат.

Метод координат на плоскости (в пространстве) –это решение геометрических задач с помощью алгебры.

(Проговаривание)

Задание 11.

Сформулировать основные задачи метода координат.

 

Рефлексия. Заполняется и проговаривается таблица.

1) Проговорить вслух определение метода координат, основные задачи метода координат.
2) Проговорить про себя.
3) Оценить работу за весь урок.
4) Домашнее задание.

1)№ 14 из учебника.
2) № 21 из учебника.
3) Самолет дает SOS,что его координаты (3;4;10).Как найти расстояние до самолета, если диспетчер находится в точке О(0;0;0) ?