Обновление содержания образования через внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

Разделы: Администрирование школы


Сегодня средняя общеобразовательная школа помимо элементов общей культуры, которые существуют в каждой предметной области, должна давать возможность детям развивать свои базовые способности и самостоятельно работать с новой информацией. Один из вариантов решения этой проблемы состоит в организации профильного обучения учащихся.

Центральным звеном перехода к профильному обучению должна стать предпрофильная подготовка выпускника основной ступени.

От правильного выбора девятиклассниками того или иного профиля будет серьезно зависеть их дальнейшая судьба: и мера подготовки к сдаче ЕГЭ, и перспективы на продолжение образования после школы.

Поэтому уже в восьмом классе нашим ученикам предоставляется возможность посещать спецкурс «Твоя профессиональная карьера». Здесь учащиеся знакомятся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах. Руководитель курса обучает детей основам выбора профессии, содействует самопознанию учащихся.

Первое полугодие девятого класса учащиеся посещают элективные курсы (Приложение 1), переходят из одной группы в другую согласно расписанию для того, чтобы посетить два элективных курса в месяц.

Элективные курсы по предпрофильной подготовке расширяют сведения по учебным предметам, формируют интерес и положительную мотивацию к профилю и знакомят учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профиля. В итоге учащийся начинает понимать, что от него требуется в освоении каждого предмета.
В конце первого полугодия 9 класса развертывается основной этап предпрофильной подготовки, который включает в себя несколько направлений:

Учащиеся и их родители

Учителя-предметники

Заместитель директора по научно-методической работе

– подача девятиклассниками и их родителями заявок на посещение двух элективных курсов по выбору на второе полугодие 9 класса. Посещение данных элективных курсов предполагает выбор соответствующего профиля на III ступени обучения. – учителя-предметники, работающие в 9 классах дают рекомендации по выбору профиля каждому учащемуся

– педагогический коллектив, а в частности учителя, которые планируются на преподавание в 10 классе, ознакомившись с планируемыми профилями, ведут подготовку методического комплекса

– опрос учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе и как следствие этого выбора запрос об изучении конкретных учебных предметов на профильном уровне

– анализ опроса по выбору учащимися двух элективных курсов на II полугодие, и как следствие этого выбора планируются профили обучения в 10 классе

Эффективность такой системы обучения складывается из нескольких составляющих.

Чтобы достичь хороших результатов, мы сначала проводим собеседования с самими школьниками, а потом уже и с их родителями.

Школьники и их родители получают разъяснения об организации профильного обучения на третьей ступени обучения. Здесь акцентируется внимание родителей и учащихся на том, что успешное освоение профиля ( а значит и успешная сдача ЕГЭ по данному предмету) напрямую зависит от осознанного выбора этого профиля, чему способствует организация предпрофильной подготовки в 9 классах через элективные курсы.

Затем четко проговаривается схема посещения элективных курсов в 9 классе.

Даются рекомендации каждому учащемуся об его склонностях и возможностях, полученные в результате работы школьного психолога, наблюдений учителей-предметников, работы ЭК «Твоя профессиональная карьера», демонстрируются образовательные возможности школы: педагогический ресурс, материально-техническая база школы, эффективность работы в уже сформированных профильных классах, достижения выпускников школы.

При организации профильного обучения перед администрацией школы встает необходимость планирования работы по изучению данного вопроса педагогическим коллективом. Поэтому задолго до введения такой формы обучения учащихся на методическом совете школы было решено рассмотреть возможные варианты реорганизации учебно –воспитательного процесса на третьей ступени обучения. На заседаниях предметных методических объединений, а затем и на педагогическом совете школы были изучены теоретическая сторона профильного обучения, программы элективных курсов, программы и учебники для преподавания на профильном уровне. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация) проходит через серию семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, индивидуальных консультаций. С педагогами работает заместитель директора по научно-методической работе, психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости. Создается и постоянно пополняется банк разработанных мероприятий.

В результате, в школе сложился коллектив учителей, понимающий, что важнейший принцип работы школы – это ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий.

Большое внимание при введении профильного обучения уделяется и режиму функционирования данной обучающей модели. Это и учебный план (Приложение 2), и формирование классных коллективов, а также расписание уроков (Приложение 3). В общешкольном годовом плане работе по данному направлению отводится особое внимание (Приложение 4) и контролируется на всех уровнях.

«Обучая, мы учимся сами», – так говорили наши светила науки, пытаясь разобраться в различных инновациях образовательной деятельности, осуществляемой в рамках модернизации государственной политики страны. Создание современных профессионально-грамотных моделей обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, которая позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.