Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
Роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: она обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
Цель моей деятельности: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Среди всего разнообразия направлений педагогических технологий использую те, которые наиболее адекватны поставленной цели.
В своей деятельности опираюсь на следующие: развивающие технологии, компьютерные (новые информационные) технологии, интегрированные технологии, технологии дифференцированного обучения и игровые технологии.
Известно, что один из способов активизации познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к физике, к самостоятельному ее изучению – было вначале обращение к играм и коллективно-групповой деятельности учащихся, затем на смену игр пришли компьютерные уроки, а сейчас интерактивная доска, которая развивает у учащихся информационную компетентность и создает условия для развития операционного мышления.
Способствовать формированию у обучающихся информационной компетентности. Эта задача, по моему мнению, является одной из приоритетных в современном общем образовании, т.к. несет в себе общеучебный, общеинтеллектуальный и воспитательный характер. Само понятие “информационная компетентность” включает в себя научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания основных информационных законов в природе и обществе, использование для этого различных средств современных информационных технологий, этических и правовых норм поведения людей в информационной среде.
Создавать условия для развития у обучающихся операционного мышления. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать операционное мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации объекта и т. д.) и синтезу (создание новых схем, структур и моделей).
На конкурс, я представляю конспект повторительно-обобщающего урока “Законы Ньютона” и методическое сопровождение, к этому уроку выполненное на интерактивной доске. На этом уроке проверяется знание законов, формул. Проводится лабораторный практикум. Умение логически рассуждать и высказывать свою точку зрения.
Цели урока: обобщить знания по теме “Законы Ньютона”; подготовить учащихся к контрольной работе; показать применение знаний на практике; совершенствовать умения проводить физический эксперимент, развивать познавательный интерес к предмету.
Задачи урока: продолжить учиться работать в группе, показывать свои знания в нестандартных ситуациях, реализовать творческие способности.
Тип урока: комбинированный с использованием заданий в программе Notebook (для интерактивной доски SMART board).
Форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальная работа и работа в группах.
Оборудование: математический маятник, штативы, динамометры, две лабораторные тележки, любой груз.
Оформление: компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска SMARTboard.
План урока
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин.) |
I этап: Вводно-мотивационный. | |||
1. |
Вступительное слово учителя. |
2 мин. |
|
2. |
Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока). |
Слайд в программе Notebook |
1 мин. |
3. |
Повторение и закрепление знаний. |
Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски); |
15 мин. |
II этап: Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /. |
|||
4. |
Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в группах). Решение задач |
Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски) Работа в тетрадях. |
7 мин. |
III этап: Контроль и коррекция. |
|||
5. |
Практический выход (отчет групп о проделанной работе). |
Использование маркерной доски. |
10 мин. |
6. |
Подведение итогов. |
5 мин. |
|
7. |
Домашнее задание. |
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом классе было доброе и веселое настроение, ведь сегодня у нас не совсем обычный урок. (Класс садиться по желанию в четыре группы.) Первые группа называется “Первый закон Ньютона”, вторая группа “Второй закон Ньютона”, третья “Третий закон Ньютона” - эти группы будут теоретиками, а четвертая практики. У каждой группы есть сигнальная карточка (одна сторона которой зеленная, другая красная). Если группа выполнила задание, то она сигнализирует зеленым цветом, а если группе нужна помощь, то красным.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, и сформулируйте тему урока (на слайде одно яблоко движется вниз.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 1> .
Учащиеся. Называют, формулируют тему урока.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 2> .
Учитель. Сколько законов Ньютона вы знаете?
Учащиеся: Три.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 3> .
Учитель. Первое задание. Один человек из каждой группы выходит к доске и выбирает слова подходящие к своему закону на интерактивной доске и дает формулировку своего закона (методом перетаскивания).
На интерактивной доске появляется < Рисунок 4> .
Следом выходят другие группы и таким же образом делают и формулируют второй и третий законы Ньютона.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 5> .
Учитель. Мы с вами вспомнили и повторили законы Ньютона.
Учитель. Второе задание. По очереди из каждой группы выходят по одному представителю, обводят одну картинку, записывают к какому закону она относиться, и объясняют свой выбор, т. е. решаем аналитическую задачу.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 6> .
Так делается до тех пор, пока все картинки не закончатся.
Учитель. Теперь мы обобщили законы Ньютона на конкретных примерах.
Учитель. Сейчас мы с вами посмотрим применение законов Ньютона на практике. Слово представляется группе практики. Выходят ребята и демонстрируют опыты.
Ученик 1: Первый закон Ньютона (тело лежит на поверхности или подвешено на нити) Ньютон: обобщил вывода Галилея, сформулировал закон инерции (I закон Ньютона).
Если сумма всех негравитационных сил, действующих на тело, равна нулю, то существует такая система отсчета, относительно которой поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость неизменной. Такая система отсчета называется инерциальной системой отсчета (ИСО). Иногда первый закон Ньютона называют законом инерции, а равномерное движение тела относительно ИСО называют движением по инерции.
Любая система отсчета, движущаяся относительно ИСО равномерно и прямолинейно, также является инерциальной. Таким образом, существует бесконечно много ИСО, которые движутся относительно друг друга с неизменными по величине и направлению скоростями. < Рисунок 7>
Ученик 2: Второй закон Ньютона
В ИСО ускорение тела пропорционально полной силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе. Следует подчеркнуть, что смысл второго закона Ньютона заключается в том, что он определяет динамический принцип классической физики: ускорение тела определяется действующими на него силами, которые, в свою очередь, независимым образом определяются из опыта. Встречающаяся иногда формулировка второго закона Ньютона в виде: сила равна произведению массы тела на его ускорение – искажает физический смысл этого закона. Единицей измерения силы является Ньютон (Н), так что размерность силы [F] = Н. < Рисунок 8>
Ученик 3: Третий закон Ньютона
По III закону Ньютона, силы взаимодействия любой пары тел равны по величине и противоположно направлены. Эти силы приложены к разным телам. < Рисунок 9>
Минутка здоровьесбережения.
Учитель. Ребята из группы практики на опытах нам доказали справедливость законов Ньютона.
Учитель. Приступаем к решению задач (7 минут). Каждая группа решает задачу, которая соответствует её закону и защищает свое решение.
На интерактивной доске появляется < Рисунок 10> .
Учитель. Решая задачи, мы количественно применили законы Ньютона.
Учитель. Последнее творческое задание. Каждая группа сочиняет синквейн. (Вводные слова: опыт, закон, сила, масса).
Ученики:
1: Опыт
Наглядный, понятный
Показали, рассказали, продемонстрировали
Семь раз отмерь – один отрежь
Эксперимент.
2: Закон
Изучаемый, справедливый
Выучили, применили, запомнили
Когда Ньютону яблоко упало
Доказательство.
3. Сила
Векторная, могучая
Направить, действовать, показать
Сила есть, ума не надо
Мощь.
4. Масса
Объемная, воздушная
Взвесить, поставить, сравнить
Больше масса, тяжелее сдвинут
Много.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Учитель. Сегодня на уроке был обобщен материал по теме “Законы Ньютона”. Мы повторили законы, посмотрели опыты, где применяются и выполняются законы Ньютона, применили их при решении качественных и количественных задач. Все группы работали активно, творчески и заслуживают высокой оценки.