Урок-экскурсия по кубановедению "Бережное отношение к природе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • уточнить и расширить имеющиеся представления учащихся о растительном мире родного края
  • закрепить знания о взаимосвязях растений с окружающей средой
  • воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, учить видеть их красоту и неповторимость

Оборудование:

  • гербарий – листья и плоды орешника, березы, каштана, рябины, дуба, яблони
  • лупы
  • корзиночки
  • березовый сок
  • письма деревьев, лесовичка-старичка
  • ТСО: рассказ деревьев о себе
  • ведерки, лейки с водой, грабли, лопатки
  • метр
  • березовый сок
  • лесовичок-старичок
  • элементы костюма доктора Айболит
  • элементы костюма лесовичка-старичка

Каждое послание написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся учащиеся. Эти письма заранее вывешиваются на соответствующих ветках деревьев. Желательно, чтобы учащиеся о них не знали. По ходу чтения письма и выполнения заданий необходимо следить за тем, чтобы учащиеся постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не просто стояли бы и слушали

Возле деревьев стоят ведерки с водой, детские грабли, тяпки, лопатки.

Во время занятия учащиеся будут дарить деревьям подарки, которые учитель заранее готовит с ребятами сообща. Каждый подарок имеет функциональное значение: ученик должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар.

Оргмомент

Стук в дверь. Входит почтальон и вручает письмо учащимся 1 класса.

Учитель

Какое необычное письмо. Прочитаем?
Здравствуйте, юные мои друзья!

Я – Лесовичок-старичок приглашаю вас в путешествие по экологической тропе. Вы спросите, что это за тропа такая? Экологическая тропа – это книга природы, на которой создаются условия для формирования культуры поведения человека в окружающей среде. Я приготовил для вас загадки. А так как деревья на моей тропинке тоже особенные, то я и их попросил придумать для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях. Слышал, что и для моих деревьев вы приготовили подарки. Они будут очень благодарны.

Желаю вам удачи! Ваш Лесовичок-старичок.

Учитель Ребята, мы уже не один раз бывали в таком путешествии. Да видно Лесовичок-старичок приготовил для нас много нового, чего еще мы не знаем. Ну как, пойдем по тропинке?

Учитель О чем мы должны помнить, отправляясь на экскурсию?

Учащиеся Во время экскурсии соблюдать правила безопасности:

  • Следовать только за учителем.
  • Двигаться по тропе нужно без лишнего шума.
  • Нельзя ходить по клумбам.
  • Запрещается рвать любые растения.
  • Не пробовать никаких ягод.

Учитель Почему нельзя ходить по газонам? А если пройти по газону один раз в неделю, то, наверное, ничего страшного не случится?

Учитель Народная мудрость гласит: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню”. Так вот давайте пройдем по нашей тропе так, чтобы оставить за собой след.

Вместе с нами на экскурсию пойдет наш верный друг и помощник Доктор Айболит.

Далее урок проходит на школьном дворе.

Учитель И так, ребята, первая загадка лесовичка-старичка.

Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Желтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал?

Учитель Правильно, это липа. А кто знает, где у нас растет липа?

Молодцы!

Раздается голос липы (магнитофонная запись). Учащиеся внимательно слушают и выполняют задания липы.

ПИСЬМО ЛИПЫ

Здравствуйте, здравствуйте, ребята! Я, большая старая липа, очень рада вашему приходу, так как люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко. (Учащиеся берутся за руки, окружая ствол, обнимают его) Смотрите, какая я большая! Ну-ка, давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. (Учащиеся пытаются это сделать) Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы учащихся) А кто знает, для чего еще мне мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, пищу) Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Учащиеся выполняют просьбу липы). Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу ладошками и скажите какая она – шершавая или гладкая? Теплая или прохладная? (Учащиеся выполняют и эти просьбы)

А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки: это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Выслушиваем предположения учащихся).

Постойте еще немного. Чем я пахну? Как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, именно запах цветков привлекает пчел)

Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я дарю вам свои листочки и плоды. В долгие зимние вечера вы будете пить липовый чай и вспоминать меня. Ваша липа.

Учитель. Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили липе подарки. Давайте их вручим.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.

Ученик Мы дарим тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей-птиц.

После вручения подарков учащиеся отправляются искать следующее дерево.

Учитель. Ребята, давайте поздороваемся и с березкой. Она нас тоже ждала, письмо приготовила.

Дети находят письмо, учитель снимает его с ветки и читает

ПИСЬМО БЕРЕЗЫ

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли. Уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали.

Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с липой похожи, а чем отличаемся? (Ответы учащихся) А как вы узнали, что мы с липой – деревья? Может, мы травинки? Докажите! (ответы учащихся) И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Учащиеся водят вокруг березы хоровод, поют песню или читают стихотворения)

Спасибо вам, ребята, за все! Я всегда рада гостям и люблю угощать всех вкусным соком. Только не забывайте замазывать ранку землей, чтобы не было больно. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!

Ваша березка.

Доктор Айболит Молодцы, ребята! А теперь попробуйте мое снадобье и узнайте из чего оно сделано. Угадаете, из чего, сил прибавится, не угадаете – долго блуждать по тропинке будете.

Учащиеся пьют березовый сок.

Доктор Айболит А знаете ли вы, ребята, что ствол березы даже в сильную жару и на солнце почти не нагревается? Сегодня солнечная погода? Проверьте. Удивительно, правда? Впрочем, вы легко поймете причину этого явления, если вспомните, что белый цвет отражает солнечные лучи. Видели, как весной белят стволы фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов? Вот и у берез цвет ее коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у нее тонкая, не то, что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи.

Учитель Ребята, давайте напоим березку, взрыхлим землю под ней, чтобы корешки лучше дышали. Это и будет наш подарок белоствольной красавице.

Учитель А вот и наш друг лесовичок-старичок.

Лесовичок-старичок Здравствуйте, ребята! Хорошо поработали, на славу! Спасибо! А я к вам тоже не с пустыми руками, а с загадкой.

Однажды в лесу встретились три человека: аптекарь, кожевник и пчеловод. Оказывается, пришли они в лес по одному и тому же делу. Всех интересовало одно и то же дерево. Аптекаря – потому что из коры этого дерева делают лекарство, кожевника – потому что из этой же коры добывают дубильные вещества, необходимые для обработки кожи, а пчеловода – потому что цветы этого дерева щедро раздают пыльцу и нектар, необходимый пчелам. Кто догадался, о каком дереве идет речь?

Правильно, это ива. Ива, ребята, тоже растет на территории нашего участка. Кто из вас знает где? (подходят к дереву) Знаете ли вы, что ива очень богата “родственниками”? Ученые подсчитали, что только в нашей стране растет 175 видов этого дерева.

А вот и письмо ивы, прочитаем?

Лесовичок-старичок читает письмо ивы.

ПИСЬМО ИВЫ

Добрый день, ребята! Я молодая красивая ива, очень очень рада вашему приходу. Постойте, послушайте, как шелестят мои листочки.

Ко мне в гости часто приходят и старики, и дети. Любой путник не откажется отдохнуть в тени моих ветвей. И вы присаживайтесь, отдохните. Вы много наблюдали, сделали много открытий для себя. Давайте поиграем. Игра называется “Что где растет” (учащиеся соревнуются, кто скорее и правильнее назовет растения, которые растут в лесу, парке, саду, на лугу)

Посмотрите внимательно, около корней соседнего дерево муравейник. А теперь представьте, что люди срубили это дерево. Что будет с этим муравейником и другими животными, связанными с этим деревом? А что будет с растениями, которые растут в тени этого дерева? А если срубили не одно дерево, а все? Что же надо сделать, чтобы этого не произошло?

А в моих ветвях есть птичье гнездо. Жаль только одно. А вы не знаете как можно привлечь пернатых? (ребята дарят иве кормушки)

Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне. Ваша ивушка.

Учитель помогает учащимся достать с дерева бумажные листочки и отправляются к следующему дереву.

Лесовичок-старичок Еще одна загадка:

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.

Да, это ели. Посмотрите внимательно на это дерево и скажите, чем оно отличается от других? (Это хвойное дерево конусовидной формой. Ветви идут вниз, образуя “лапы”. Ель покрыта ветками до самого низа, причем нижние ветки длиннее верхних и выступают из-под них. Вместо листьев – хвоинки, которые круглый год остаются зелеными. Молодые хвоинки окрашены светлее старых.)

Посмотрите внимательно вокруг и решите, опадают ли листья-хвоинки у хвойных деревьев или нет?

Какие хвойные деревья вы знаете? Какие из них растут у нас на территории участка? Мы с вами прочитаем письмо ели.

ПИСЬМО ЕЛИ

Здравствуйте, здравствуйте, ребята!

Люблю вас детишки и для вас приготовила несколько заданий. Попробуйте достать мою верхушку. (учащиеся прыгают, пытаясь достать верхние ветки дерева) Что не получается? Тогда попытайтесь вытащить меня из земли. Почему не получается это сделать? (Земля не только поит и кормит растения, но и держит их)

Говорят, что я красива в любое время года. И летом, когда на моих ветвях появляются новые побеги со светло-зелеными мягкими хвоинками, и зимой, укутанная пушистым снежным покрывалом. И весной, когда раскрываются чешуйки моих золотисто-коричневых шишек. Ветер подхватывает сотни тысяч легких, крылатых семян и уносит их. Там, где они упадут, вырастут новые пушистые елочки. Люди будут любоваться ими. И не только любоваться. Ну-ка погладьте мою кору-кожу ладошками и скажите какая она – шершавая или гладкая? Темная или светлая? Мягкая или твердая? (Учащиеся выполняют эти просьбы). Есть ли на ней трещины? Может ли кто жить в этих трещинах? (Учащиеся рассматривают кору дерева).

Древесина моя светлая, мягкая, легкая, упругая, хорошо расщепляется.

А знаете ли вы, что древесина используется для производства бумаги, мебели, искусственного шелка, в строительстве и даже для изготовления инструментов? Вот какое я дерево – и красивое, и нужное.

Странно вот только, что часто путают и называют меня сосной. А ведь я очень отличаюсь от своей соседки. Сравните нас хотя бы по иголкам (учащиеся сравнивают иголки ели и сосны по размерам, форме и окраске) А шишки?! Разве можно их спутать, посмотрите… (учащиеся сравнивают шишки ели и сосны по размерам, окраске, форме чешуек) Чем еще я отличаюсь от сосны? Самому внимательному – мой подарок – еловая шишка.. Всегда вам рада. До следующей встречи! Ель.

Конкурс на самого внимательного. Затем учащиеся дарят свои подарки и отправляются к следующему дереву.

Учитель. А эту загадку отгадаете?

Весною зеленела,
Летом загорала,
А осенью надела
Красные кораллы.

Правильно, это рябина. (подходят к дереву) А вот и ее письмо.

ПИСЬМО РЯБИНЫ

Здравствуйте, ребята! Есть что-то веселое, радостное, русское в моем деревце. В народных песнях меня часто называют рябинушкой. Посмотрите, какая я красивая. Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда ломают, бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Посмотрите есть ли на моей коре следы, оставленные человеком? (учащиеся находят царапины от ножа, местами ободранную кору…) как вы думаете, ребятки, могу ли я сама залечить эти раны?

А теперь, посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Проверьте, где темнее – под моими листьями или под листьями липы? Как вы думаете почему?

А знаете ли вы, какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды рябины – пища для многих птиц) А вы, ребята, пробовали мои ягоды? Какие они на вкус? Чем же ценны мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Не случайно про меня столько много стихотворений и песен сложено. А вы их знаете? (Учащиеся читают стихотворения о рябине)

Спасибо вам, ребята! Не забывайте обо мне и приходите в гости в любое время года. Ваша рябинка.

Учитель К сожалению, бывает так. Если растение нам хорошо знакомо, то мы не обращаем на него внимания! Нередко можно услышать: “Подумаешь, рябина! Что в ней хорошего!” А хорошего много. Вот что узнали наши ребята о рябине, послушайте.

1 ученик Во-первых ягоды. Прихваченные морозом, они вкусны даже сырые. А варенье из рябины еще вкуснее. И пастила. И мармелад. Высушенную и размолотую рябину добавляют для аромата в печенье, из нее делают кисели и компоты.

2 ученик Но не только повара и кондитеры ценят рябину. Из твердой и тяжелой древесины этого дерева делают детали машин, чаще всего используют для изготовления колес.

3 ученик А огородники любят рябину за другое: ее мелкоизрубленные листья предохраняют картофель от порчи.

Учитель Да, ребята, рябина нужна и врачам, и пчеловодам, и поварам, и химикам, и кожевникам. Рябиной кормятся многие птицы. А как хороши ее яркие, красные гроздья на фоне только что выпавшего пушистого снега!

Давайте же поблагодарим нашу рябину.

Учащиеся с помощью учителя перевязывают “больные” ветки и ствол дерева , поливают его.

Доктор Айболит Какая замечательная полянка! Попробуйте теперь отгадать и мои загадки. Что это за растения и от каких болезней они помогают?

Дикой розой называют, как лекарство применяют (шиповник)   Плоды какого растения возбуждают аппетит, регулируют пищеварение, хорошо утоляет жажду (земляника)
Соком какого растения сводят бородавки? (чистотела)   Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук
Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ранках, порезах? (подорожник)   Плоды каких кустарников очень богаты витамином “С”?

Доктор Айболит Молодцы, ребята! Вижу, что вы свое здоровье можете поправить и без таблеток, а с помощью трав. Только вот о чем каждый из нас должен помнить? (Не срывать растения без надобности, с корнем. Собирать осторожно и бережно)

Ученики (хором)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Учитель Есть на территории нашего участка особенное дерево. Это одно из красивейших листопадных деревьев, со стройным стволом, густо-зеленой кроной, орнаментальной листвой, которая сильно окрашивается в ровный желтый цвет. На нем растут цветы, похожие на свечи, а его плоды похожи на маленьких ежат. У него такие большие и красивые листья! Кто знает, что это за дерево? Правильно это каштан. Он относится к реликтовым растениям. Кто покажет нам к нему дорогу? (подходят к дереву)

Раздается голос каштана ( магнитофонная запись)

ПИСЬМО КАШТАНА

Рад вас приветствовать, мои юные друзья!

Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко. (Учащиеся берутся за руки, окружая ствол, обнимают его) Смотрите, какой я большой и высокий!

Известно ли вам, ребятки, что на Кавказе самые большие экземпляры каштана достигают 35 метров высоты, 2 метров в диаметре и доживают до 200-500 лет. Известны особи 1000 и даже 3000-летнего возраста, с окружностью ствола в 18, 26 и даже 64 метра. Я же еще молодой каштан. Конечно, вам будет трудно измерить мой рост, а вот узнать каков я в диаметре можете? (учащиеся измеряют с помощью метра диаметр ствола) Найдите место, где ствол шире всего, уже.

Погладьте мою кору. Что вы можете сказать о ней? Да моя древесина отличается большой прочностью, довольно легка и упруга, она не растрескивается и не коробится.

Каждую осень я всех угощаю каштанами. Вы ведь все любите каштаны? (Плоды каштана используют в пищу сырыми, вареными, печеными, жареными, а также в качестве приправ.) Молодцы, молодцы! Из них действительно можно приготовить много вкусных блюд. Известно более 20 кулинарных рецептов первых, вторых и десертных блюд из плодов каштана. А еще можно сделать интересные фигурки. Помните об этом, когда будете играть в тени моих веток.

Учитель Благодаря высокой стойкости к гниению древесина каштана применяется в кораблестроении. Исключительно длительный срок службы позволяет успешно использовать ее в качестве клепки винных бочек, свай, столбов и кольев. Как поделочный материал древесина каштана находит широкое применение в производстве мебели, музыкальных инструментов, паркета, токарных изделий, рукояток для инструментов, тростей, ручек для зонтов… Из молодой поросли и тонких веток плетут ажурные корзинки, кресла.

Ученик А я знаю народную примету связанную с этим растением. Если ежедневно наблюдать за каштаном, то можно заметить, что перед дождем по утрам у конского каштана появляются маленькие капельки прозрачной жидкости. Это выступает сок. Капли хорошо заметны, так как, будучи густыми и липкими, долго остаются на ветвях. Каштан “плачет” за 1-2 дня до дождя.

Учитель А вот и наш старичок-лесовичок. У него для нас еще одно письмо.

ПИСЬМО ОРЕШНИКА

Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко.

Если вы угадали кто я, то я рад вас приветствовать. Я – орешник. Люблю, когда меня обнимают и бережно со мной обращаются. Кто может сказать, я – дерево или кустарник? (Крупный кустарник, высотой 5-6 м) Рассмотрите мои листочки, на что они похожи? (Листья округлой формы, темно-зеленые, матовые и шершавые сверху, снизу лист светлее и по жилкам опушен. По краю неравномерно зубчатые, а у вершины сужены в острие) А что “роднит” нас с березкой? (ответы учащихся) Правильно, и у нее и у меня есть сережки. А у кого они есть еще?

А как меня называют еще? (Лещина обыкновенная, “лесной орех”) Когда созревают мои орехи, кто знает? (Созревают орехи в августе-сентябре) Какие вы молодцы, все знаете. Вот только печально, что не всегда “доживают” орешки до осени. Плохие и незнающие люди срывают их задолго до созревания. Обидно и горько.

Обнимите меня, погладьте мою кору. Какая она? (Кора гладкая, поперечно полосатая, твердая, гибкая и упругая) Издавна мою древесину используют для изготовления корзин. Вы нашли их? Давайте тогда немного поиграем. В этих корзинах лежат травы, плоды и цветы различных растений. Попробуйте с завязанными глазами их узнать (игра “Угадай растение”)

Не гните меня, не ломайте меня, а нагните меня или влезьте на меня и нахрустайтесь. За такое бережное отношение я вам только спасибо скажу.

Ваш орешник.

Учитель А вот, что еще об орешнике узнали ребята.

1 ученик Вырастает лещина высоким 5-метровым кустом, а иногда растет в виде небольшого дерева до 7 метров высоты.

2 ученик Продолжительность жизни одного стволика до 30 лет.

3 ученик При хорошем уходе с одного куста можно снять 15-20 кг орехов.

4 ученик В лесах лещина настоящая кормилица. Белки, медведи, кабаны, дятлы и другие мелкие звери очень любят ядра лещины. Богаты ядра белками, сахаром и витаминами. По калорийности орех превосходит даже пшеницу.

5 ученик В кондитерской промышленности их ореха готовят халву, некоторые сорта конфет и многое другое. Очень полезно вкусное ореховое молоко.

Учитель Ребята, давайте напоим орешник, взрыхлим землю под ним, чтобы корешки лучше дышали.

Лесовичок-старичок. Молодцы, ребятки! Порадовали вы меня своими знаниями, внимательным отношением к природе. Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. Спасибо вам, ребятки.

Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами – на деревьях, кустарниках и даже в траве. Но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику) Ну-ка, мошки-букашки, паучки-червячки, выходите с нами знакомиться (легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и пауки, обитающие на этом растении) А теперь я дам вам, ребята, волшебные стекла (достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают всех, кто упал с ветки) Пожалуйста, обращайтесь с моими малышами поаккуратней, они такие крохотные и их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем лесном царстве-государстве у каждого жителя свой дом есть. И я строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.

После окончания исследований Лесовичок-старичок помогает ребятам вернуть всех животных обратно на куст, осторожно стряхнув их с ткани.

Учитель Вот и кончается, ребята, наше путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? Что же необходимо делать, чтобы вся эта красота сохранилась?

Учащиеся :

  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не вытаптывать траву.
  • Не обрывать паутину, не убивать пауков.
  • Не разрушать муравейники
  • Радоваться красоте природы, не вредить ей своим небрежным отношением.
  • Беречь книги и тетради, так как на их изготовление приходится вырубать не одно дерево.

Домашнее задание

На следующем уроке мы пойдем с вами в гости в ТВ-центр. Работники телевидения попросили нас нарисовать и составить рекламу своего любимого дерева. При составлении рекламы, разрешается пользоваться строками из художественных произведений и можно также использовать фрагменты или отдельные предложения существующих рекламных роликов. Попробуйте, доказать, что ваше дерево самое лучшее, самое привлекательное и самое необычное.

А сейчас наш друг, Лесовичок-старичок предлагает игру “К названному дереву – беги!”