Хозяйственная и медико-биологическая оценка природных условий и ресурсов Таймыра

Разделы: География


Цели урока:

  • дать оценку природным особенностям и ресурсам с точки зрения хозяйственного использования и условий для жизни человека.
  • развитие умений учащихся давать хозяйственную оценку природных ресурсов на основе различных источников информации.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая работа, лекция.

Оборудование: атлас, контур Таймыра.

План урока:

1. Практическая работа №3 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов ТДНМР».
2. Влияние медико-биологических условий на жизнь человека. Объяснение нового материала.

ХОД УРОКА

1. Практическая работа №3 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов ТДНМР». Работа в группах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

1 группа: «Оценка минеральных ресурсов»

1. Нанести на контурную карту важнейшие полезные ископаемые ТДМНР.
2. Дать оценку минеральным ресурсам. Результаты отразить в таблице:

Название полезных ископаемых

Условный знак

Место нахождения

Где применяется в виде сырья

Что получается при переработке

1          
2          
3          

3. Сделать вывод.

2 группа: «Оценка климатических условий».

Установить причины формирования климата и дать краткую характеристику по плану:

а) изменение температурного режима зимой и летом (ход январской и июльской изотермы, длительность безморозного периода);
б) осадки и их режим (распределение осадков по территории ТДНМР и годовой ход осадков);
в) климатические условия;
г) снеговой покров;
д) господствующие ветры зимой и летом, их направление;
е) проанализировать данные, сколько времени длится полярный день?

«Календарное распределение смены дня и ночи в течение года. Полярная ночь»

зима – 268 суток
30.11–13.01 – полярная ночь, 45 суток;
13.01–27.03 – смена дня и ночи;
27.03–26.04 – сумеречные ночи, 30 суток;
26.04–19.05 – белые ночи, 23 сутки;
19.05–25.07 – полярный день;
25.07–15.08 – белые ночи, 23 сутки;
15.08–15.09 – сумеречные ночи, 30 суток;
15.09–30.11 – смена дня и ночи.

Сделайте вывод о благоприятных и неблагоприятных особенностях климата для жизни людей.

3 группа: «Оценка водных ресурсов».

1. Используя карты атласа и справочный материал, заполните таблицу.

Название реки

Длина реки

Характер течения

Тип питания

Время замерзания, вскрытия

Хозяйственное использование

Енисей          
Хатанга          
Попигай          

2. Составьте краткое описание крупнейших озер Таймыра (оз. Таймыр, Хантайское) по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Параметры (ширина, глубина, характер береговой линии и т.д.)
  3. Сточное или бессточное озеро.
  4. Биологические ресурсы.
  5. Хозяйственное использование.

4 группа: «Оценка почв и земельных ресурсов»

1. Используя карты атласа и справочный материал, заполните таблицу.

Тип почв

Где находятся

Мощность гумусового горизонта и содержание гумуса

Положительные качества почв

Недостатки почв

1.

Глеевые        

2.

Подзолистые        

Сделайте вывод о возможности использования почв как сельскохозяйственного ресурса.

5 группа: «Оценка биологических ресурсов»

1. Используя карты атласа и справочный материал, заполните таблицу.

Представители

Приспособленность к жизни в природе

Какие виды, где используются человеком

Экологические проблемы, связанные с этим

1.

Флора      

2.

Фауна      

Сделайте вывод.

2. Влияние медико-биологических условий на жизнь человека (в ходе объяснения материала учащиеся записывают тезисы в тетрадь).

Медицинская география – это отрасль науки, изучающая влияние особенностей географической среды на здоровье населения, возникновение и распространение болезней человека.
Медицинская география оценивает воздействие отдельных компонентов природных факторов климата, рек, типов почв, флоры и фауны и т.д. на состояние здоровья человека.
С этих позиций учёные-медики изучали природные условия Таймыра и выяснили, что имеются предпосылки для возникновения ряда заболеваний. Это обусловлено суровыми природно-климатическими условиями, дисбалансом химических элементов в питьевой воде, почве. При этом северные территории характеризуются низким потенциалом самоочищения атмосферы, поверхности вод, почв.
Древесная растительность находится в крайне угнетённом состоянии, в защищённых от ветра заболоченных местах и многомерзлотных грунтах.
Из-за недостаточного содержания йода, кобальта, меди, марганца заболевания развиты эндемического зоба. В питьевой воде низкое содержание фтора, цинка, марганца, дефицит фтора вызывает кариес зубов.
Суровый арктический климат, своеобразие геомагнитного фона, многолетняя мерзлота – все это создаёт экстремальные условия для жизни человека. Высока заболеваемость не специфическими заболеваниями лёгких, аллергическими заболеваниями (морозо-холодовая аллергия), бронхиальная астма. Установлен рост числа бронхолёгочных заболеваний, при этом наблюдается переход заболевания в хроническую стадию. Обострение сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме этого неблагоприятные производственные факторы (особенно в НПР пыль, гарь, шум, вибрация). Изучение шумового загрязнения на основных рабочих местах показало, что уровень звукового давления значительно выше предельно допустимой нормы.
На территории Таймырского Долгано Ненецкого муниципального района можно выделить несколько вариантов территорий:

Экстремальные территории преобладают, здесь патологии метеострессы, сердечно-сосудистые заболевания, холодовые полиневриты, отморожения, травматизм, снижение иммунных свойств организма.

Дискомфортно-морозные территории к перечисленным заболеваниям добавляются авитаминоз, эндемичный зоб, кариес. Выявлены предпосылки хронически – неспецифической пневмонии.

Гипокомфортные территории: сердечно-сосудистые заболевания, эндемический зоб.

Закрепление: Самостоятельно сделайте выводы об условиях проживания и хозяйствования на Таймыре. Выводы запишите в тетрадь.

В том случае, если осталось время, учащиеся отвечают на дополнительные вопросы.

1. Год тундры по выражению знатоков делится на две части – снежную и мокрую. Приведите доводы в пользу этого утверждения.

2. «Нарты», «солнце», «олени и пастухи», «льдинки, ветер и мороз», «рыбаки и рыбки», «ручейки и озёра», «куропатки и охотники», «отбивка оленей», «бег в снегоступах», «оленьи упряжки», «важенка и оленята». Как вы думаете, что я перечислила? (Это названия игр, в которые играют дети тундры. В них отражены особенности занятий жителей тундры. Даже спортивные состязания имеют прямое отношение к профессии оленевода: метание топора, маута, ходьба на лыжах, стрельба, прыжки через нарты. Только тренированный человек, вынужденный много ходить может прыгать через боком стоящие нарты, проводить гонки на оленьих упряжках).

3. Назовите 10 слов ассоциируемых со словом Таймыр.

Используемая литература: Маерова Н. Ю. Уроки географии 8-9: Метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.