Обобщающий урок в 5-м классе "Умножение и деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цель:

  • Обучающие:
    • обобщение  и систематизация знаний о десятичных дробях;
    • закрепление и усовершенствование  навыков  работы  над десятичными дробями.
    • повышение  уровня работы с компьютерными программами;
  • Развивающие:
    • развитие  логического  мышления, памяти, внимания и самостоятельности;
    • познавательный интерес,
    • приобщение учащихся к разнообразным  формам работы  повторения материала;
    • формирование математической речи.
    • развитие кругозора учащихся;
    • совершенствовать навыки работы с компьютером
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к предмету;

Образовательные задачи:

  • закрепить  умения и навыки при работе с десятичными дробями через использование  мультимедийных программ;
  • закрепить умения и навыки  работы с компьютерными дисками.
  • Контроль степени усвоения  основных умений и навыков выполнения работы с десятичными дробями;

Задачи развития учащихся:

  • обеспечить в ходе урока построение правильной математической  речи учащихся:
  • развивать воображение, умение правильно ориентироваться при работе с компьютером;
  • формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоцио­нальных переживаний

Воспитательные задачи:

  • осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: интерна­ционализм, толерантность, этические нормы пове­дения...

Тип урока:  урок систематизации, обобщения и контроля знаний

Метод работы на уроке:  наглядный, словесный, наглядно-практический.

Форма работы на  уроке: фронтальная, групповая,  коллективная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, экран, карточки с заданием,раздаточный материал-мордашки настроения, плакат с изображением дерева, усеянного бабочками, компьютерные диски «Витаминный курс, 5-6 класс»,  «Наставник»  математика 5 класс.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная работа с классом.
  3. Практическая разминка.
  4. Работа в парах (решение задачи)
  5. Историческая справка
  6. Контроль
  7. Физминутка
  8. Работа на компьютерах
  9. Итог   урока
  10. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На 1 слайде:  эпиграф к уроку (Приложение):

Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения.

Т. Эдисон

В начале урока  раздаются  листы настроения. Цветным карандашом учащиеся закрашивают одну мордашку, которая соответствует их настроению в начале урока.

На 2 слайде:  Формулировка темы урока.
На 3 слайде:   Цель урока.

II. Фронтальная работа с классом

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране десятичных  дробей. Но прежде чем в него отправиться, мы проведём небольшую разминку.
Вопросы:

  • Какие дроби называются десятичными?
  • Как умножить десятичную дробь на десятичную?
  • Как разделить десятичную дробь на десятичную?
  • Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?

– А теперь все внимание  на плакат. (Слайд 4)

Некоторые бабочки, как и птицы, улетают на зимовку. Узнайте название бабочки, которая из Северной Америки летит в Южную, преодолевая расстояние более трех тысяч километров. Для этого выполните вычисления  и в кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам.

(На бабочках – К-1,8;  Н-10,08; Х-0,25; Е-0,5; М-3,4; О-2,1; Д-10,8; Р-0,6; Ф-2,5; А-0,05)

(Работа по рядам)  

III. Практическая разминка

6,8 : 2 =

10,5 : 5 =

80,64 : 8 =

0,3 : 6 =

2,4 : 4 =

1 : 4 =





Итог работы:  МОНАРХ

IV. Работа в парах (решение задачи)

Учитель. Наше путешествие я предлагаю провести на автобусе. Прежде чем отправиться в путешествие мы должны будем рассчитать, с какой скоростью нужно ехать. Для этого решим следующую задачу:

(Слайд 5) “Автобус проехал 30,18 км за 3 часа. С какой скоростью ехал автобус?”

(Слайд 6)

Дано:

S = 30,18 км
t = 3 ч.

Решение:

S =
v = 30,18 : 3 = 10,06(км/ч)

Ответ: V = 10,06 км/ч. 

V. Историческая справка

Учитель. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Обычно в начале путешествия экскурсовод проводит небольшой исторический экскурс по маршруту путешествия. И мы совершим экскурсию в историю десятичных дробей. (Экскурсию в историю возникновения дробей проводит ученик).

Ученик. В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. Трудности при изучении дробей обусловлены тем, что надо было заучивать таблицы и умножения, и сложения дробей зачастую без понимания и выяснения сущности этих действий.

Учитель. Если всю дорогу ехать ни чего не делая, то можно заскучать. Нужно придумать какое-то развлечение… но кто это спешит к нам? Оказывается, это почтальон. Он принёс каждому из вас письмо от нашего ученого из средневековья  аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, который работал в г. Самарканде в обсерватории Улугбека в начале 15в.
Теперь мы сделаем остановку. (Пока почтальон раздает письма ребятам,  небольшая музыкальная пауза).

VI. Самостоятельная работа (контроль) (Слайд7)

Омар Хайям (XI–XII века) Очень был требовательным к людям и сложил такое стихотворение:

«Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
Чем с презреньем сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом.»

Не только математик, но и знаменитый поэт Средней Азии.

Учитель. Сдайте листочки с выполненным заданием и  на своих листах настроения другим цветным карандашом закрасьте одну мордашку, которая соответствует  вашему настроению.

(Листочки сразу проверить)

VII. Физминутка

VIII. Работа на компьютерах

Учитель: Ну а теперь пойдем работать на компьютерах. Наша цель: (Слайд 8)

Работаем с компьютерным диском «Витаминный курс». (Учитель проговаривает правила работы за компьютером). Помогают ученики – консультанты.

(Оценить работу сразу по темам)

Тема: Десятичные дроби на числовом луче.
Тема: Умножение в столбик.
Тема: Деление в столбик

Переходим на работу с другим диском «Наставник»

  • Входим под своим именем
  • Диагностика
  • Текстовые задачи. (2 задачи)

Выходим на основное окно:

  • Уроки и экзамены
  • Уроки самоконтроля
  • Задачи с десятичными дробями.
  • Принять.(1 задачу)

IX. Подведение итога работы

– Чему научились?
– Какие возможности эти знания нам дают?
– Что полезного узнали?
– Что запомнилось и понравилось больше всего?

Выставление оценок.

X. Домашнее задание

– Прочитать исторические данные  на стр.318-319, принести микрокалькуляторы.
– Узнать значение слова «Микрокалькулятор»