Цели:
1. Образовательная: познакомить учащихся с отрицательным влиянием никотина на организм подростка.
2. Развивающая: создание условий для развития личности обучающихся.
3. Воспитательная: формирование здорового образа жизни; формирование и развитие классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого обучающегося.
Оформление.
На магнитной доске вывешены высказывания.
“Курильщики впускают врага в свои уста, который похищает их мозг”.
Английская пословица
“Капля никотина убивает лошадь”.
“Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина”.
Сименон.
“Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу”.
Подготовка к классному часу.
1. Изучение литературы по данной теме, включая соответствующий раздел учебника “Биология-8”.
2. Проведение анкеты, обработка её результатов. Анкета проводится анонимно, результаты обрабатываются учащимися.
Вопросы анкеты:
1. Куришь ли ты? Пробовал ли хотя бы один раз?
2. С какого возраста ты куришь?
3. Мог бы ты отказаться от табачной зависимости?
4. Если да, то что тебе для этого нужно?
5. Если нет, то почему?
6. Комфортно ли ты чувствуешь себя на уроке?
Ход классного часа
1. Мотивация.
- Вступительное слово учителя:
английская пословица гласит: ““Курильщики впускают врага в свои уста, который похищает их мозг”.
По результатам исследований в Кировской области выявлено, что в 9 классе курят 40% мальчиков, а в 11 классе уже более 60%. Курящих девочек в 9 классе около 23%, а в 11 классе почти 35%.
- Сообщение ученика о результатах анкетирования.
2. Выступление инициативной группы учащихся.
- Никотиновая страшилка.
Это не тайна, что мраком покрыта,
Знает об этом, естественно каждый.
Лошадь любая отбросит копыта,
Если курить не завяжет однажды.
Мне откровенно жалко лошадь,
Она б могла ещё работать,
Коня любить.
Но умерла от никотина
Такая сильная скотина.
Кого винить?
Дала, как говорится, дуба.
Вначале тоже летели зубы
И смрад пошёл.
Потом, хоть вы заржите в голос,
Полез из пышной гривы волос –
Нехорошо.
А через день и вовсе пала
На всём скаку,
И вечность каплями стекала
По мундштуку.
Лошадки смерть с двойною силой
Гнетёт меня,
Когда я вижу с другой кобылой её коня.
- Никотин – химическое вещество, содержащееся в табаке и являющееся сильным ядом, который действует на нервную систему человека. Курение табака – вредная привычка, связанная вдыханием табачного дыма и способствующая развитию болезней сердца, сосудов, желудка, лёгких и приводящих к раковым заболеваниям.
- Курильщики часто рассказывают об ощущениях лёгкости в голове в момент курения, о том, что при этом “думается легче”, “что с сигаретой можно легче сосредоточиться и прочее”. Одним словом, для них нет лучшего друга, чем сигарета.
- Может ли сигарета другом? Во-первых, настоящий друг никогда не поставит другого в зависимое положение. Известны случаи, когда курильщики, умирающие от рака лёгких в результате курения, умоляли врачей разрешить им выкурить сигарету.
- Во-вторых, настоящий друг является опорой в жизни. От него всегда можно получить полезный совет. Друг и на ошибку укажет, и трудности преодолеть поможет. А никотин? Представьте ситуацию: друг подвёл вас к краю пропасти и сказал: “Если ты мне настоящий друг – прыгай”.
- В-третьих, настоящий друг не будет убивать и калечить. А если известно, что рак лёгких – это смертельная болезнь. Распространённым является и заболевание эндартериит, который называют “перемежающейся хромотой” или болезнью курильщиков.
- Сказка С.Я.Маршака “Как медведь трубку нашёл”.
Рассказчик. Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашёл. С того всё и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда табак в кисете весь вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всём Медведь забыл – набьёт трубку, закурит, да и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал Миша прихварывать… Шёл как-то он опушкой, встретил лису. Увидела Лиса медведя, так и ахнула.
Лиса.
Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не видались мы всё лето./
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (истощённо).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Лиса (бодро).
Что ж ты к дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо б обратиться!
Он у нас такая птица!
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивлённо.)
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь Да. Хвораю.
Волк. Что с тобою?
Медведь.
Сам не знаю…
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю..
Волк.
Пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь!
Надо к дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдёшь его?
Медведь. Найду.
Рассказчик. Разыскал медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошёл Медведь к сосне, голову кверху задрал.
Медведь.
Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел.
Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь.
Видно, нет! Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь или пьёшь?
Медведь. Да, курю? Откуда знаешь?
Дятел.
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук.
Дай-ка спину…Тук-тук-тук!
Да-с! выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с… Мне всё как будто ясно.
Медведь. Не смертельно? Не опасно?
Дятел.
Накопилась в лёгких копоть –
От куренья вся беда!
Ты, топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь.
Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел.
Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Приплёлся, присел на пенёк, достал трубку, набил её сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.
День не курит, два не курит, на третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал – насилу нашёл. Закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости? Так всё лето, всю осень до самой зимы то бросал медведь трубку, то вновь находил. Так и не бросил. Наступила зима.
Пошёл как-то лесник в лес за дровами. Глядь – из медвежьей берлоги дым валит. Удивился лесник, заглянул в берлогу, а там Медведь от курения так ослаб, что зарычать на лесника не может. Бери Медведя голыми руками. Стоит бедняга против лесника на своих четырёх лапах – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка1
Узнал лесник свою трубку, вынул её из пасти Медведя, вот уж не ожидал её вновь увидеть. Выбросил трубку подальше, а Медведя домой привёл.
Лесничиха. Ты кого привёл к нам, Федя?
Лесник. Посмотри, привёл Медведя!
Лесничиха. Настоящий?
Лесник.
Настоящий!
Да к тому ж ещё курящий!
Лесничиха. Что ж теперь нам делать с ним?
Лесник.
Как что делать? Продадим!
Завтра утром на возу
В город, в цирк его свезу!
Рассказчик.
В нашем цирке есть Медведь,
Приходите посмотреть.
Лесничиха.
Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой
Самый лучший акробат!
Медведь.
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой, - запах дыма
Мишка чует за версту.
Рассказчик.
И тотчас на задних лапах
Начинает вдруг реветь.
Потому что этот запах
Не выносит наш Медведь!
Аплодисменты.
- Всем! Всем! Всем!
Избавьтесь от табачной зависимости.
Почувствуйте себя свободными.
Проявите силу воли!
Прислушайтесь к голосу разума –
Мы сами в ответе за своё здоровье!
- А о чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно сказал В.В.Маяковский в стихотворении “Я счастлив”.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась, как чудный сон,
Без единого кашля и плевка.
3. Учитель. С января 2002 года в России действует специальный Федеральный закон “Об ограничении курения табака”. По этому закону наказываются те, кто продаёт табачные изделия лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Кроме того, в ст. 6 этого Закона говорится: “В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном, воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях, организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведённых местах для курения табака”.
Государство и все мы взрослые обязаны объяснять вам вредные последствия табакокурения.
Большинству из вас уже исполнилось 14 лет и вы скажете, что у вас есть право выбора. Но, выбирая сигарету, вы выбираете и все проблемы, связанные с употреблением никотина.
4. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты (можно анонимной).
- Узнали ли вы сегодня что-то новое?
- Согласны ли вы с выражением, что никотин – это “тихий” убийца?
- Понравился ли сегодняшний классный час?
- Ваши предложения.
Литература.
- Д.В. Колесов, Я.В. Соколов. Наш выбор: без наркотиков. Москва, НВУ “Гражданин”, 2003.
- В.Н. Ягодинский “Школьнику о вреде никотина и алкоголя”. М., “Просвещение”, 1985.
- Ю.Б. Торновский “Курить – здоровью вредить”. М., “Медицина”, 1978.
- А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов “Мальчик – подросток – юноша”. М., “Просвещение”, 1982.