Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звук [д] [д']. Буква Д, д"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Звуки [д] [д’]. Буква Д, д. Закрепление».

Цели:

  • Продолжить знакомство с буквами Д д, звуками [д] [д’]; учить давать характеристику звукам.
  • Работать над развитием фонематического слуха, развитием и коррекцией аналитико-синтаксических функций; внимания, грамотной, связной речи.
  • Воспитывать любознательность, честность.
  • Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.

Оборудование: буквы, схемы слова, иллюстрации, картинки птиц, тетради, цветные карандаши, карточки со словами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Зазвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.

– Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся в очень интересное путешествие по стране Грамматике. А начнется оно с лужайки, где собрались животные (вывешивается предварительно иллюстрация лужайки, на которой расположены животные).
– Назовите, какие? (Читаем хором название животных: дрозд, дикобраз, белка, дятел). Собрались они и решили поиграть с вами, а вы догадайтесь как? Закройте глаза. Откройте. Кто догадался, что изменилось? (Игра «Что изменилось», играем несколько раз).
– Прочитает первое слово, разделит его на слоги, назовет ударный слог (н/р Саша). Аналогично читаются и разбираются все слова.
– Молодцы! Теперь внимательно посмотрите и скажите, какое слово является лишним? (Убираю лишнее слово).
– Прочитаем хором все слова, которые остались.
– Может, кто догадался, какая тема нашего урока?

II. Сообщение темы и цели урока

– Продолжим наше путешествие. Наш путь лежит через вот такое удивительное место (открываю иллюстрацию) Пройти через него можно в том случае, если найдем изучаемые буквы (дети находят и показывают буквы).
– Отправляемся дальше.
– Ой, а вот и дождик пошел.

Физминутка

«ДОЖДИК»

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик полно лить,
Дождик, землю, лес мочить
После дождика вдвоем
Мы на улицу пойдем.

– Сели. –  Кто скажет, какой звук слышится в начале слова ДОЖДИК, в середине?
– Пока идет дождь, давайте, почитаем по учебнику. Откройте учебники на стр. 111.

III. Работа по учебнику

а) Чтение слогов хором (выясняем, где согласные твердые, мягкие).

б) Чтение текста.

Вопросы:

– Как понимаете предложение? «Покраснел как рак».
– Кто скажет, какая главная мысль этого рассказа?

– Дождь перестал. Дальше путешествовать будем по реке.
– Какая у нас течет река? Но теплоход стоит далеко от берега, и добраться до него можно вот на чем (вывешиваю картинки «ПЛОД» «ПЛОТ») Но вы должны правильно выбрать нужное слово (объясняю значение этих слов). Дети выбирают нужное слово. Вот мы и оказались на теплоходе.

Физминутка

«ТЕПЛОХОД»

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз – два
Он шагнул назад сначала.
Раз – два
А потом шагнул вперед.
Раз – два
И поплыл по речке.
Набирая полный ход.

– Садимся и работаем дальше по учебнику.

а) Чтение слогов (слабым детям).

Объясняю значение слова «СЕРП».

– Кроме Волги существует еще много рек. Давайте прочитаем о них. С какой буквы пишутся название рек? В каких еще случаях слова пишутся с заглавной буквы?

б) Чтение текста «РЕКИ» (цепочкой).

Вопросы:

– Название, каких рек вы теперь знаете?
– Суда плывут по чему?
– Над реками строят мосты для чего?

IV. Работа в тетрадях

Звукобуквенный анализ слова «СУДА»

– Пока путешествовали, почти добрались до дома. А теперь угадайте наш дальнейший путь.

(Вывешивается схема слова «ДОРОГА» и читается загадка).

Загадка:

Она идет между сел и полей.
А люди все идут по ней.

(Дети должны отгадать загадку).

– Правильно. Дальше путешествуем по дороге.

– Вот и закончилось наше путешествие по стране Грамматике.

Стих:

Грамматика. Грамматика.
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Берешь с тревогой ты.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.

V. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Что узнали нового?

Словесно оцениваю работу детей на уроке.