Экологическая программа МОУ "Средней (полной) общеобразовательной школы № 6" Елабужского МР

Разделы: Экология


Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея «овладеет массами». Такой центральной идеей экологического сознания должно стать представление об экологическом императиве, то есть об экологически обусловленных границах потребления и поведения.

Формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру поведения людей, соответствующих экологическому императиву, призвано массовое экологическое образование. Его целью является воспитание экологической нравственности у каждого человека. Людям необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок собственного развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием всей биосферы. Соблюдение этих правил должно стать основой новой экологически обусловленной морали и нравственности.

Действия и поступки каждого человека, отдельных групп людей и человечества в целом, которые согласуются с интересами сохранения экологических свойств окружающей среды, должны оцениваться в общественном сознании как высоконравственные и гуманные. И наоборот – разрушение экологических качеств окружающей среды, в чем бы оно не проявлялось и какими бы причинами ни вызывалось, аморально.

Экологическое просвещение – это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи различных форм и методов, существующих в экологическом образовании. В помощь формальному экологическому образованию, осуществляемому в общеобразовательных учреждениях, приходят организации, относящиеся к системе дополнительного экологического образования. Примером таких организаций, находящихся на территории города Елабуги и Елабужского района являются: ФГУ Национальный парк «Нижняя Кама», Эколого-биологический центр, правление городского экологического фонда, территориальный комитет по охране окружающей среды.

Проблема экологического образования особенно остро стоит в нашем городе и районе, где в результате экологически необоснованной концентрации промышленных предприятий с технологиями 50-х годов, усугубленной моральным и физическим износом оборудования, сложилась, по заключению Государственной экологической экспертизы, чрезвычайная экологическая обстановка. Правительством Российской Федерации принята в 1994 году «Федеральная целевая программа Неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-экологической обстановки и здоровья населения». Реализация этой программы, направленной на стабилизацию экологической обстановки, невозможна без формирования нового экологического мировоззрения у населения города и района. В соответствии с этим педагогами нашей школы была разработана экологическая программа, целью которой является – формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

  • формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе;
  • формирование отношения к природе;
  • формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

Экологическое воспитание – важная составляющая часть нравственного воспитания человека. Школа делает все возможное, чтобы увлечь ребят и заинтересовать их проблемами экологии. Чтобы содействовать приобретению знаний, добиться понимания сложного характера взаимоотношений окружающей среды, сформировать активную жизненную позицию и выработать практические навыки для сознательного участия в жизнедеятельности окружающей среды, в нашей школе проводятся разнообразные мероприятия.

Традиционные праздники, посвященные Дню птиц, встрече зимующих птиц. Они сопровождаются тщательной подготовкой, которая сводится не только к изучению птиц, но и изготовлению и развешиванию кормушек. Этим с успехом занимаются ученики младших классов и учащиеся среднего звена. Старшеклассники выпускают газеты, рисуют плакаты, посвященные птицам, готовят рефераты и выступления перед малышами о пользе птиц, участвуют в турнирах знатоков. В летнее время традиционно в школе работает производственная бригада. Учащиеся старших классов участвуют в благоустройстве пришкольной территории, поддерживают идеальный порядок и чистоту. Часть старшеклассников принимает участие в формировании рекреации школы. Под руководством учителя рисования и черчения Приваловой Л.В. они изготовили 50 картин из засушенных листьев и цветов (флористика). Из-под рук детей вышли красивые, яркие, очень живые, не оставляющие никого равнодушным картины. Все краски природы щедро перекликаются в портретах, натюрмортах, сказочных сюжетах.

Пришкольный участок традиционно лучший в городе. Геометрическая четкость линий в сочетании с красотой растений воспитывают и воодушевляют учеников, формирует эстетические чувства, воспитывает бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему. Наши цветники отличаются богатым набором растений, яркостью и продолжительным цветением. Практически с ранней весны и до поздней осени «горят» яркими цветами многолетников и летников наши рабатки и клумбы.

Свой «цветник круглый год» мы почти реализовали и даже немного улучшили, включив композиции из природного камня.

Осенью в школе проводится день Урожая. Красочная выставка даров осени, осенних букетов, встречи с людьми труда, подведение итогов работы на пришкольном участке, награждение особо отличившихся. Завершается это обычно осенним балом старшеклассников.

В сентябре-октябре и весной обычно проводится посадка деревьев и кустарников, а также размножение многолетников. В этом году высажено много деревьев в микрорайоне школы. Высажено более 1000 штук цветочной рассады, 150 кустов и луковиц цветов.

Одна из творческих работ была посвящена созданию экологической тропы на пришкольной территории. Учащиеся, приходя на летнюю практику, в первую очередь проходят по этой «тропе». Они получают информацию о составе растительности на пришкольной территории, о богатстве, созданном руками сверстников, об особенностях развития и потребностях растений в свете, воде, почвенном питании, о сорняках и лекарственных растениях, об овощах и полевых культурах.

В настоящее время готовим материал для создания «белой экологической тропы» и «черной» – тропы неблагополучия в микрорайоне и на пришкольной территории.

Во внеурочное время, в течение всего учебного года учащиеся выезжают на экскурсии в лес, на реку, на родники, где под умелым руководством учителей-наставников отрабатывают навыки экологического поведения.

Много выходов в природу совершают учащиеся во главе с Коноваловой С.С., ПолтановойЛ.А., Семенычевой Г.В.

Учащиеся 4 – 8 классов с готовностью и большим удовольствием принимают участие в акциях по очистке территории городского пляжа и участка Танайского леса от мусора.

Наши школьники принимают участие в операциях, проводимых по линии экологического центра: «Оставим елочку в лесу», «Подснежники», конкурс зимнего букета и другие. Рисуют плакаты, рисунки, пишут сочинения.

По призыву национального парка «Нижняя Кама» активно включились во всемирную перепись птиц и стали участниками этой акции.

На базе нашей школы проводятся семинары учителей начальных классов «Экологическое воспитание школьников в условиях развивающего обучения». Учителя школы: ОстроумоваЛ.М., Бускина Г.М., Галанина Т.П., Семенычева Г.В., Кашкина В.И., ПорядинаВ.В., Толстова Г.М., Митрофанова Н.З. продемонстрировали различные формы и методы работы по формированию экологического воспитания.

В кабинете биологии собрана богатая коллекция комнатных растений. Среди них есть и ядовитые растения. О них особый разговор с учащимися проводится на вводных уроках по биологии во всех классах. Красота комнатных растений вызывает желание учащихся окружить себя дома той же красотой. Наиболее интересующиеся ребята разводят рыбок, попугаев, содержат дома кошек и собак. Они охотно делятся своим опытом, наблюдениями с другими детьми, фотографируют, пишут сочинения, участвуют в конкурсах «Мое хобби», «Конкурс кошек».

Практические дела учащихся, начинаясь с наблюдений за изменениями в природе, переходя в изучение влияния конкретных факторов, простейший мониторинг, приводят ребят к необходимости действий по изменению ситуаций – к экологическим акциям. Именно в акциях предшествующая деятельность образовательного процесса становится для личности юного эколога поступками. Акция – это совсем не обязательно бунт, слепой и разрушительный. Но весьма логично, что зачастую это будет протест – последовательный и выдержанный. Продуктивнее, если это будет сочетаться с предложениями альтернативных решений «больной» экологической проблемы.

Для того чтобы стать полноценным участником любой общественной акции (например «Чистая вода» – агитации против мытья автотранспорта в реке), нужно сначала убедиться самому, что это действительно вредно. Кроме того, активность возможна только при условии внутреннего эмоционального протеста против экологического варварства. И третье – ребёнок должен почувствовать, получить как бы внутреннюю санкцию на то, чтобы сказать нарушителю слова убеждения и осуждения. При этом необязательно, чтобы внутреннее созревание происходило где-то в «учебной» обстановке, – скорее всего это будет происходить в процессе осуществления именно акций. Поэтому учащиеся нашей школы в течение многих лет принимают активное участие в природоохранных акциях, проводимых ФГУ Национальный парк «Нижняя Кама», эколого-биологическим центром. Участвуя в таких акциях как: «Покормите птиц зимой», «Ель», «Птичий домик», «Дым в лесу», «Перелётные птицы» и многих других, учащиеся удостаиваются призовых мест и награждаются ценными подарками

Традиционно развитие экологической культуры связывается прежде всего с экологическим образованием. В мировой практике используются 2 основных взаимодополняющих стратегии такого образования:

  • Введение в содержание образования на различных уровнях отдельного предмета «Экология»;
  • Экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.

В настоящее время все большую поддержку начинает получать второй подход. Таким образом, и в нашей школе осуществляются межпредметные связи для развития экологической культуры учащихся. На уроках русского языка ребята пишут диктанты, сочинения и изложения экологической направленности. Педагоги-математики удачно практикуют на своих уроках решение математических задач по вычислению уровня выхлопов, концентрации загрязнений воды, воздуха и т.п.

В школе существует традиция – каждый класс на память о себе садит аллею деревьев. Так появились березовые аллеи вдоль периметра школы, липовые посадки по внешнему периметру школы, дендрарий, березовая и рябиновая посадки в микрорайоне. Посадочный материал получают через лесничество, выкапывают сами силами старшеклассников. Почти все деревца приживаются и превращаются в стройные деревья.

Проблема новых микрорайонов – пришкольные участки. Зачастую возникает ощущение, что между администрацией школы и жителями микрорайона идет негласная война за территорию участка. Школа перекрывает все возможные проходы горожан через территорию участка, а горожане выискивают все новые способы преодолеть заграждения, а заодно вытоптать все, что не успели вытоптать другие. В любом случае, пришкольный участок как площадка для выращивания сельскохозяйственных культур оказывается абсолютно непригодна, а труд учащихся в период летней отработки – бессмысленной повинностью.

В нашей школе одновременно решены две проблемы: отсутствие рекреационных зон в новом микрорайоне города и плачевного состояния пришкольного участка.

Предлагаем отказаться от устаревшей идеи выращивания на пришкольном участке овощей, фруктов и ягод в большом количестве (что невозможно в силу многолюдного окружения школы) и превратить его в микропарк микрорайона – Школьный парк. В результате, проживающие в микрорайоне люди получат дополнительную возможность для активного и пассивного отдыха.

Реализация проекта ни в коем случае не вредит образовательному процессу школы, так как основная работа по дизайнерскому оформлению участка, высаживанию деревьев, кустарников, цветов проводится в рамках образовательных программ по биологии, экологии, ИЗО. На уроках технологии изготавливаются элементы беседки, скамеек и т.д. В этом случае, учебные занятия наполнятся новым, интересным смыслом, а бессмысленная с точки зрения учащихся летняя отработка приобретет новое звучание.

Учебно-опытнический участок призван быть базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они закрепляют знания по биологии, осваивают методы выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. Учебно-опытнический участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании бережного отношения к ней. В настоящее время работы по выращиванию сельскохозяйственных культур, которые должны проводиться на участке, в школах практически не проводятся в связи с многолюдным окружением пришкольных участков, приводящим к частому «вытаптыванию» насаждений. В результате участок зарастает сорняками, а учащиеся не проявляют интереса к работе, приобретающей бессмысленный характер. Этим определяется целесообразность создания на базе учебно-опытнического участка микропарка микрорайона – Школьный парк, где высаживаются различные породы деревьев и кустарников, выращиваются цветы. Всю эту работу выполняют ученики с учителями на уроках биологии и технологии и во время летней отработки. Учебный план при этом не только не страдает, но и приобретает новое, более актуальное наполнение. Тем более что создание микропарка не исключает частичного его использования под сельскохозяйственные культуры.

Наш пришкольный участок – это мини-экосистема, в которой поддерживается экологическое равновесие, благодаря многообразию зеленых насаждений (деревьев, кустарников, цветов), которые в свою очередь служат пристанищем птиц, насекомых.

Участок расположен внутри жилого квартала и является настоящим оазисом, особенно нарядным в зеленом уборе.

С северо-запада в 300 м проходит основная улица, по которой движется большой поток грузового и пассажирского транспорта. С юго-запада в 350 м расположен городской рынок – источник мусора в ветреную погоду. На юго-востоке расположен хлебоприемный пункт ХПП. В период уборочной в этом направлении наблюдается особенно густой поток автотранспорта.

Однако от выхлопных газов оживленных транспортных магистралей наш участок защищен двумя рядами 5-ти этажных зданий и высокими стройными деревьями, посаженными за изгородью школы 25 лет назад. На расстоянии 800 метров располагается река Кама, которая создает особый микроклимат в течение лета, а весной спасает растения от поздних заморозков.

В 15 км по прямой (за р.Кама) располагается флагман Нефтехимии Татарстана г.Нижнекамск

В посадках зеленой изгороди и дендрария (занимает 0,8 га) в грибной сезон жители микрорайона и наши ученики собирают подберезовики, волнушки, сыроежки.

При работе на пришкольном участке учащиеся постигают закон рационального природопользования, которое означает, что нельзя пытаться покорять природу, а нужно сотрудничать с ней.

В зимнее время улицы обильно поливаются соленой водой, но по периметру школу имеется обводная дренажная канава.

В соответствии с китайской наукой Фен-Шуй Школьный парк разделен на зоны:

  1. Школа
  2. Футбольное поле, площадка легкой атлетики, гимнастический городок, место для метания и прыжков в длину – летом, зимой – лыжня.
  3. Спортивная площадка
  4. Мастерские, гараж
  5. Центральный вход в школьный парк.
  6. Детская площадка «Сказочный город». Здесь размещается и детский спортивный городок, где кроме развлечений (качели, песочницы), есть спортивный снаряд для детей младшего возраста. Альпийская горка с символом китайской монады придаёт площадке красоту и неповторимый восточный стиль.
  7. Живая изгородь
  8. Теплица
  9. Учебно-опытный участок, который представляет собой ровную площадку на южной стороне школы. Занимаясь внутренней планировкой участка, прежде всего, учитывались требования учебных программ по биологии, труду, для начальных классов и по другим предметам (география, химия, литература), хозяйственные потребности школы. Для этого были созданы на участке отделы: цветочно-декоративных растений, полевых культур, овощных культур, начальных классов, каштановая аллея, ягодник, коллекционный отдел, отдел биологии растений, плодово-ягодных растений, дарвиновская площадка, биоценоз, водоем, отдел лекарственных растений, компостная яма. Учебно-опытный участок позволяет проводить практические и лабораторные работы, экскурсии, накопить необходимое количество раздаточного материала, обеспечить возможность работы кружку юннатов, проводить экологическое воспитание учащихся.
  10. Дополнительный вход
  11. Центральная клумба-цветник
  12. Асфальтированные дорожки
  13. Дендрарий
  14. Цветник «Времена года»
  15. Цветник «Солнце светит всем»
  16. Клумба в стиле «Фэн-Шуй»
  17. Площадка для отдыха «Живой родник». Этот живой уголок предназначен для уединения, разговоров по душам, соединения с природой. Здесь расположен небольшой пруд, который окружает каменная горка, по камням которой стекает тихий родник. На западной стороне уголка расположена беседка с фито-баром внутри. Тропинки в этом уголке петляют, напоминая стопы человека. Так же здесь имеется место для костра и лавочки вокруг него. Здесь можно посидеть с друзьями и даже целым классом. Это самый спокойный и красивый уголок парка, помогающий человеку расслабиться, почувствовать свою сопричастность с миром Природы.

Учебно-опытный участок – база для многих занятий по с/х труду и биологии. В соответствии с учебной программой по с/х труду учащиеся выполняют весной работы по посеву и посадке различных культур, закладывают опыты с ними.

Естественно, для того чтобы вырастить растения, убрать урожай и подвести итоги опытов, организуются соответствующие летние работы. Они позволяют вооружить школьников системой знаний и умений по возделыванию с/х растений, углубить представления об их биологических особенностях, привить элементарные навыки исследовательской работы.

Вместе с тем, в летних работах на пришкольном участке заложены большие возможности по экологическому воспитанию учащихся.

Экологическое воспитание учащихся – одна из основных задач школы. Ухаживая за растениями, школьники приобретают полезные знания и навыки, укрепляют здоровье, содействуют оздоровлению окружающей среды. Можно сказать, что он несет круглогодичную психотерапевтическую службу.

В весенне-летний период 2005 года на пришкольном участке были поставлены разнообразные опыты в отделе начальных классов, в отделе полевых культур и в отделе овощных культур

Участок в целом и каждая делянка содержится в чистоте и порядке. На каждой делянке есть этикетки с указанием темы опыта. Учащиеся своевременно выпалывают сорняки, рыхлят междурядья, обрезают боковые побеги у древесных растений, производят стрижку кустарников.

В этом году продолжено создание живой изгороди, для этого использовались районированные сорта винограда, хмеля, которые обладают прекрасными декоративными свойствами.

Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Примером такой деятельности могут быть наблюдения и исследования, проводимые на территории школы, города и района, а в частности на территории национального парка «Нижняя Кама» по следующей тематике: «Разработка экологических троп», «Учет флоры и фауны» и т.д. и т.п. Проводятся и семинары, беседы по проблемам охраны окружающей среды.

Школа тесно сотрудничает с центром труда и занятости города Елабуга. Ежегодно предоставляются рабочие места, на основе которых создаются школьные трудовые бригады по различным видам деятельности, такие как бригады по благоустройству территории, бригада художников – оформителей и др. Бригады по благоустройству занимаются очисткой, окапыванием приствольных кругов, побелкой штамбов, рыхлением почвы, вырезкой сухостоя сухих веток, формировочной санитарной и омолаживающей обрезкой деревьев и кустарников. Учащиеся 4–9 классов на уроках технологии, в период летней трудовой практики применяют теоретические знания, полученные на уроках биологии. На практике, работая на приусадебном участке, учатся работать на земле, ухаживать за растениями, а также проводят простые научные опыты, оформляют результаты наблюдений, изготавливают гербарии к различным разделам курса биологии.

Вся эта работа даёт результаты. И не случайно территория нашей школы самая озеленённая, ухоженная, является настоящим оазисом не только 6-го микрорайона, но и всего города.

В течение нескольких лет мы принимаем активное участие в городском конкурсе клумб на детской площадке «Чебурашка», где всё лето наша клумба радует глаз обилием ярких цветов. Результат работы – ежегодные призовые места в городском конкурсе «Лучший цветник года».

Ежегодно учебно-опытный участок школы занимает призовые места в городском конкурсе.

В 2004-2005 учебном году учебно-опытный участок школы награжден Почетной грамотой Министерства Образования РТ «За совершенствование деятельности и хорошие достижения в исследовательской опытнической работе на учебно-опытническом участке»

Принимали участие во Всероссийском конкурсе пришкольных участков и стали лауреатом этого конкурса.

Награждены дипломом и свидетельством Всероссийского конкурса опытнических участков в г. Москве.

В 2005 году школа приняла участие в республиканском смотре-конкурсе территорий образовательных учреждений, посвященного 1000-летию города Казани. По итогам этого конкурса пришкольный участок награжден Почетной грамотой МО и Н РТ – «За большую работу по озеленению, благоустройству и занявшая 1 место в конкурсе территорий образовательных учреждений».

В 2006 году МО и Н РТ наградило учебно-опытный участок грамотой «За большие успехи в исследовательской деятельности и хорошие показатели на учебно-опытном участке».

В 2007 году в рамках международного движения «Красивая школа – 2007» МО и Н Республики Татарстан и Республиканская комиссия по делам ЮНЕСКО в сфере образования и науки вручили Диплом за победу в Республиканском конкурсе «Красивая школа – 2007»

Программа по экологическому воспитанию Муниципального образовательного учреждения
«СРЕДНЯЯ /ПОЛНАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Елабужского муниципального района