Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Э.К.Суслова
Под поликультурным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к появлению с его стороны социально – культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учётом его специфики.
2. Духовная культура:
- народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература).
3. Нормативная культура:
- нравственные общечеловеческие качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Вся работа в ДОУ ведётся по этим трём направлениям – в играх, на занятиях, на прогулке. Проводятся праздники, развлечения, тематические вечера, досуги и т.д. Предлагаем участникам практикума поиграть в игру “Волшебный мешочек”. В мешочке лежат предметы русского, татарского, чувашского быта. Воспитатели достают по одному предмету, называют его. Беседуем с ними: Что это? В быту какого народа чаще всего встречается этот предмет? Почему Вы так думаете? (Объяснение). В этой игре идёт закрепление знаний о предметах материальной культуры.
Сейчас мы загадаем загадки, а вы попробуйте отгадать, какому этносу они принадлежат. Покажите соответствующий предмет, докажите своё мнение.
Семь красавиц расписных,
Все в платочках кружевных.
Все в передниках цветных,
Семь румяных, семь глазастых.
Как зовутся те подружки
Деревянные игрушки? (Матрёшка)
(Воспитатели показывают предметы русского быта).
С бородою, а не бабай,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица? (Коза)
(Воспитатели показывают предметы татарского быта)
В серебряном венце,
Румянец на лице.
Собою хороша,
Стоит, не дыша? (Чувашская девушка)
Прослушав ответы педагогов, поясняем: дети догадываются по опорным словам: кружева, румянец – русские; бабай, джигит – татарские; хужпу, сари – чувашские и т.д. Аналогично можно проводить игры с поговорками, сказками, песнями. Например: мы вам споём песню, а вы угадайте, на каком языке я спела. В мешочек положите предмет, принадлежащий тому народу, на языке которого мы поём.
- “Ой, вставала я ранёшенько…” (русская).
- “Эх, тала, тала, тала…” (татарская).
- “Пире тован кетсе торать…” (чувашская).
Песни можно брать знакомые детям, а можно – совсем новые. Они угадывают песни по мелодичности, ритму, звучанию, по опорным словам.
Вы, наверное, догадались, что эти приёмы позволяют знакомить детей с элементами духовной культуры.
А вот пословицы и поговорки – большие помощники в области ознакомления с элементами нормативной культуры. Педагогика разных народов учит:
- уважать старших, мать (“Нет такого дружка как родная матушка” русская народная пословица);
- трудолюбию ( “Каков работник, такова и работа” чувашская народная пословица);
- гостеприимству (“Кто не любит в гости звать, тому добра не видать” татарская народная пословица)
Например, простая игра с пословицами “Продолжи пословицу”:
- “Каков работник, такова и ……..(работа)”;
- “Доброму слову - добрый ……..(ответ)”;
- “Сам погибай, а друга…….. (выручай)”;
- “Ври, да знай ……. (меру)”;
Все эти игры можно проводить на занятии, во время физкультминуток, вечером, на прогулке. Можно их проводить с мячом, с эстафетной палочкой. Эти игры придают особый колорит, вызывают эмоциональное оживление, не требуют много времени, и в то же время имеют большую педагогическую ценность.
В конце занятий (будь это математики или развитие речи, аппликация или рисование) мы часто дарим детям народные песни, которые инсценируем. Предлагаем и вам поучаствовать в инсценировке песни “Ой, вставала я ранёшенько…”.