Исследовательский метод на уроках географии и во внеклассной работе

Разделы: География


“Везде исследуйте всечасно,
что есть велико и прекрасно,
чего ещё не видел свет”
М.В.Ломоносов

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по созданию исследовательских работ.

Старшеклассники нашей школы подготовили и успешно защитили немало интересных работ. Перечислю темы лишь некоторых из них: “Помощь географии в выборе профессии” на первом уроке в 10 классе, “Рынок труда в г.Шимановске” при изучении темы “Рынок труда и занятость населения России”, “Здоровье и демографические проблемы жителей г.Шимановска” при изучении темы “Воспроизводство населения”, “Экономические, экологические и социальные проблемы дачного хозяйства России” по теме “АПК”, “Изменение погодных условий в г.Шимановске на рубеже веков” и “Куда ветер дует …” по теме “Погода” в 6 классе, “Деградация геоэкологической системы нашего города” по теме “Глобальные проблемы человечества” в 11 классе. “Курить – себе и другим вредить”, “Школьные конфликты”, “Мой путь в театре”, “Наши знаменитые земляки”, “Судьба семьи в судьбе страны”, “Страницы моей родословной” с этими исследованиями ребята выступили на классных часах, на конференциях разного уровня: школьных, городских, областных.

Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Он определяет деятельность как логическую цепочку: потребность (нужда в чём-либо, являющаяся внутренним побудителем активности) – мотив (осознание того, ради чего необходимо совершить какое-либо действие). Осознание потребности позволяет сформировать конкретную цель – результат деятельности, для достижения которого необходимо решить определённые задачи и совершить некие операционные действия. Исследовательские работы, которые я предлагаю детям продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке, конференциях.

Учащиеся свою работу над исследованием строят согласно разработанному плану:

  1. Выбор проблемы исследования.
  2. Определение целей.
  3. Выбор темы исследования.
  4. Распределение обязанностей и составление плана.
  5. Работа над исследованием.
  6. Оформление.
  7. Предзащита.
  8. Защита.
  9. Оценка и обсуждение результатов.

Прежде всего, необходимо отобрать таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Важно сделать безошибочный выбор. И выделить не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные способности, но и не забыть в том числе “интеллектуальных улиток”, то есть интеллектуально пассивных, обладающих широкой эрудицией, но боязливых и инертных. При определённой поддержке у таких детей получается занимательный результат. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём, который и будет движущей силой работы над проектом.

1 этап. После того как определились желающие работать над исследованием, начинается выбор проблемы исследования, поиск темы и определение целей работы. Выбирая их необходимо ответить на вопросы: “Что мне интересно, прежде всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь? Что я хотел бы узнать ещё?”. Я стремлюсь работать так, чтобы содержание исследования не было упрощённым повторением того, что создано “большой наукой”. Я стараюсь, чтобы тема предполагала его будущую значимость для практики, интерес для общественности. Иногда ребята сами предлагают тему, а задачи определяем вместе, что вызывает в детях самоуважение и придает им уверенность.

Выбор одной из последних тем о дачном хозяйстве, обратил на себя наше внимание, так как это способствует сохранению жизни россиян, интересна история возникновения дач. Иногда мне трудно оценить актуальность и значимость будущего исследования, поэтому прошу совета у коллег, руководствуюсь заинтересованностью детей, наличием литературы, оформления. Эта тема мне близка самой, так как люблю трудиться на даче у родителей. Особенно люблю начало сезона и сбор урожая. По-хорошему завидую владельцам дач, которые я видела в окрестностях озера Кувшинки в Райчихинске, которые могут любоваться на цветущие лотосы на этом озере со своих участков и получать незабываемое наслаждение после “трудов праведных”.

2 этап. После установления проблемы и цели важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходимо контроль со стороны учителя, потому что ученики не всегда понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. Степень развития логического мышления у всех разная, поэтому при установлении причинно-следственных связей иногда также требуется помощь учителя. В исследовательской работе о дачах логика построения выстраивалась сама собой, так как была близка автору, имеющему дачу. План выглядел так: а) выяснить происхождение термина “дача”; б) сравнить сущность дачного хозяйства в России и за рубежом; в) рассмотреть развитие дачного хозяйства в г.Шимановске; г) выявить негативное и позитивное влияние дачного хозяйства на экономику. Демографию и экологию района.

3 этап. На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен. Здесь и научно-популярная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы.

4 этап. На этом этапе работа идёт отбор информации, предоставление черновиков, наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам. Структуру работы и её оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.

5 этап. Исследование требует изучения информации, её анализа и выявления противоречий или недостающих сведений. В ходе работы я подсказываю лишь общие направления и указываю на главные ориентиры “маршрута” поиска информации. Процесс работы над исследованием немыслим без дискуссий. Дискуссии – это творчество, а потом в равной мере планомерный и случайный процесс. Я пытаюсь использовать не только случайности, но и управлять этим процессом.

6 этап. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определённому заключению, приступаем к завершающей фазе работы. Исследование только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Устраняем шероховатости и неточности. Полностью готовый проект готовится к защите.

7 этап. Схема защиты работы:

1) Почему выбрана тема?

2) Какова цель исследования?

3) Какие ставили задачи?

4) Какие проверяли гипотезы?

5) Какие использовали гипотезы исследования?

6) Какой план?

7) Какие результаты?

8) Какие выводы?

9) Что дальше в этом направлении?

10) Схемы, плакаты.

8 этап. Заключительный этап – защита проекта на конференции. Ученик представляет свою исследовательскую работу, участвует в её обсуждении и в обсуждении других докладов. Защита работы стимулирует дальнейшую, более серьёзную над подобными исследованиями. Именно на таких защитах закладываются ростки будущих интересов. А для учителя исследовательская деятельность учеников – один из поводов к самообразованию и к творчеству.

9 этап. Результат работы никто не оценит лучше самих участников. При оценивании и обсуждении исследования можно предложить такие вопросы:

  • Насколько удачным оказалось исследование?
  • Интересно ли мне было работать над этой проблемой?
  • Хотелось бы продолжить работу?
  • Хотелось бы изменить процесс работы? Почему? И другие.

Для результативной работы хотелось бы избегать авральных действий, но не всегда это удаётся.

Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:

  • повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельные решения;
  • поверить в своим силы.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;
  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, способствующего дальнейшему развитию сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формировать и отыскивать приемлемые решения многие проблемам. И один из путей решения этого – исследовательская деятельность.