Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Чтобы путь был счастливым.

Цели:

  • систематизировать знания, полученные во 2 классе;
  • познакомить с дорожными знаками и научить их делить на группы;
  • учить соблюдать ПДД;
  • учить обобщать, развивать логическое мышление, интеллект, креативность;
  • воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. II часть – М.: Просвещение, 2006 г.
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 кл., II часть.
  • Маски (Москвичок, дорожные знаки).
  • Таблицы с дорожными знаками.
  • Карточки с заданиями.
  • Аудиокассета.
  • Жезл.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Введение в тему

– Читая книгу о великом итальянском художнике и учёном Леонардо да Винчи, случайно узнала, что он почти 500 лет тому назад придумал двухэтажную улицу. Ребята, как вы думаете, почему? (Варианты ответов детей).

– Возможно, вы правы. Но точнее мы с вами ответим на этот вопрос в конце урока, изучив тему «Чтобы путь был счастливым» (написана на доске). А в поиске ответа нам поможет маленький автомобиль Москвичок. Вот и он. (Появляется ученик в Костюме автомобиля).

(Заранее подготовленные дети ставят инсценировку).

Ведущий (Учитель): Наш Москвичок умел ездить, умел тормозить и поворачивать. Но совсем не знал правил дорожного движения. Однажды Москвичок выехал в город…

Москвичок:

Все улицы – дорожки
Пройду за полчаса,
Куда качу я смело,
Кому какое дело!
А что это за птица,
Смешной  Дорожный знак?!

Знак «Въезд запрещён»:

Всем, кому даны колёса,
Передай ты наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу вам укажем,
Уважайте каждый знак!

Знак «Пешеходный переход»:

Чтобы машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.

Москвичок:

Не ждите вы, бульвары,
Чтоб я затормозил!
Подвиньтесь, тротуары,
С дороги, магазин!
Собаки, птицы, кошки,
Не ставьте мне подножки!
Би-би, би-би!

Ведущий (учитель): Куда ты? О-ох! Что случилось с Москвичком? Что вас удивило? (Ответ детей)

– Что вы заметили? (Москвичок не знает правил дорожного движения)

III. Работа по теме

1. Повторение пройденного во втором классе

– Ребята, а вы знаете правила дорожного движения?
– Давайте посмотрим, что вы знаете о ПДД.
– У каждого из вас есть карточки, где записаны разные утверждения, среди которых есть как верные, так  и неверные.
– Где допущены ошибки? Найдите их. (Сначала читают неверные утверждения, затем верные).
– Ходить разрешается по проезжей части.
– Переходить улицу только там, где положено.
– Переходить только на желтый сигнал светофора.
– Можно кататься там, где ездят автомобили.
– Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
– Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
– Ребята, а достаточны ли эти знания, чтобы наш путь и движение Москвичка были безопасными? (Нет).

2. Работа по учебнику в группах

– Ребята, внимательно посмотрите на эти рисунки. Как можно назвать каждого из этих людей?

Пешеход – cложное слово, образованное из двух корней с помощью соединительной гласной E, означает: человек идущий пешком.
Пассажир – тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.
Велосипедист – ездок на велосипеде.

– Для них тоже есть определенные правила. А чтобы узнать, каким должен быть современный пешеход, велосипедист и пассажир, поработаем в группах. (3 группы). С помощью учебника и проанализировав свои наблюдения, составьте для них правила.

I группа – с.8-9
II группа – с.10
III группа – с.11

(Выступления детей каждой группы. По необходимости дополняю, обобщаю ответы детей).

I группа: Правила для пешеходов:

  • Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
  • Переходить (и не перебегать!) улицу только там, где положено и только на зеленый свет светофора.
  • Не спеши переходить улицу сразу на зеленый свет, убедись, что все виды транспорта остановились.
  • Старайся переходить улицу в группе людей.
  • Старайся подальше держаться от проезжей части.

II группа. Правила для велосипедиста.

  • До 14 лет запрещается ездить на велосипеде по проезжей части. Можно в парках, во дворах, на стадионах.
  • По тротуарам тоже нельзя ездить (кроме малышей на трехколесных велосипедах).
  • Пересекать дорогу надо сойдя с велосипеда, держа его за руль, перевозить по пешеходному переходу.
  • Нельзя катать кого-либо на раме или багажнике велосипеда.
  • Всегда надо ездить, держась за руль.

III группа. Правила для пассажира.

  • Садиться и выходить из автомобиля только со стороны тротуара.
  • Нельзя отвлекать водителя.
  • Нельзя высовывать в окно руку или голову.
  • Нельзя прислоняться к дверям.
  • Нужно держаться за поручень.
  • Если увидишь оставленные вещи без присмотра, сообщи об этом кондуктору или водителю.

Учитель: Я надеюсь, что эти правила помогут сделать наш путьбезопасным.

IV. Физкультминутка:

– А теперь отдохнем:

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте)

3. Знакомство с дорожными знаками.

– Вот мы возвращаемся домой. Мы стали пешеходами. По пути встречаются разные дорожные знаки. (На доске вывешены дорожные знаки в неопределенном порядке)

Москвичок: Ой, как их много! Что же они обозначают?

Учитель: Ребята, давайте поможем Москвичку разобраться в этих дорожных знаках. Выберем сначала белые треугольники с красной каймой и расположим в первый столбик. Это предупредительные знаки. Они предупреждают о возможной опасности и о том, что водителю нужно быть особо внимательным. (Показывает каждый знак, поясняет, что он означает):

– вот этот знак предупреждает, что впереди скользкая дорога.
– этот знак предупреждает, что впереди ведут дорожные работы (т.е. дорогу ремонтируют).
– этот знак предупреждает, что впереди на дорогу могут выскочить дикие животные
– этот знак предупреждает о прочих (т.е. других) опасностях.

– Итак, это были предупреждающие знаки. В следующую группу входят знаки в кружочках с красной каймой. Это запрещающие знаки. Они запрещают какие-либо действия водителя. (Например, въезд, обгон, остановку).

– этот знак запрещает въезд.
– этот знак запрещает движение.
– этот знак запрещает обгон.
– этот знак запрещает подачу звукового сигнала.

– Итак, это запрещающие знаки. Найдите синие круги с белым рисунком. Это предписывающие знаки.  Они сообщают, кому и в какую сторону, можно двигаться и с какой скоростью.

– этот знак показывает движение прямо.
– этот знак показывает движение направо.
– этот знак показывает движение налево.

– А сейчас найдите прямоугольники или квадраты с разными рисунками. Это информационно-указательные знаки. Они сообщают о месте пешеходных переходов, остановок.

–  сообщает, что здесь пешеходный переход.
– здесь место остановки автобуса или троллейбуса
– место остановки трамвая.

Есть еще знаки сервиса, т.е. обслуживания или услуги, которые подсказывают водителю, где можно поесть, отдохнуть, починить машину или позвонить.

– автозаправочная станция
– телефон
– пункт питания
– пункт первой медицинской помощи.

– У нас получилась таблица. На сколько групп мы поделили дорожные знаки?
– Посмотрите, пожалуйста, на эти знаки.
– Чем они похожи?
– Чем они отличаются?
– Что они означают?
– Треугольный знак в красной рамочке предупреждает водителя, что впереди будет пешеходный переход. Там, где такой знак установлен переходить дорогу нельзя!
– Синий знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить дорогу.
– Посмотрите на эти 2 знака. Что они означают? Первый знак запрещает движение на велосипедах. Второй знак сообщает о велосипедной дорожке.
– Посмотрите на следующий знак. Что он означает? Движение пешеходов запрещено.
– Какой цвет обязательно присутствует на запрещающих знаках? (Красный)
– Итак, ребята, зная дорожные знаки, может ли сейчас Москвичок двигаться безопасно? (Да)
– В знак благодарности, он хочет подвести нас до школы. Но что случилось? Пропали дорожные знаки. Помогите вернуть дорожные знаки на свои места, выполнив задание 1 на стр.6 в рабочих тетрадях.

4. Работа в тетради (с.6 зад.1 – Самостоятельная работа учащихся).

Такой же рисунок на плакате. Ученики по очереди выходят к доске и наклеивают по одному знаку.

– А сейчас посмотрите на задание 1 на стр. 4. Кто из ребят нарушает правила дорожного движения?
– Как нарушают?

Учитель: Для того чтобы и водитель, и пешеход соблюдали дорожные правила, создана Государственная Инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД.
Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах и вертолётах. Они следят за порядком на дорогах, задерживают и штрафуют нарушителей, регулируют движение. Часто на улицах города, когда сломаны светофоры, можно увидеть работника ГИБДД, показывающих различные знаки с помощью жезла. Это работает регулировщик. Внимательно посмотрите, что означают эти знаки. Помните! Пока он на перекрестке, он – самый главный. И даже если светофор включится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика.

5. Игра «Регулировщик»

Один ученик показывает с помощью жезла цвета светофора, а дети должны на «Зеленый» – шагать, на «Красный» – сесть, на «Желтый» – стоять.

Учитель: Но главными инспекторами своего счастливого и безопасного пути должны быть ВЫ САМИ! Ребята! Москвичок! Но вы должны знать, что каждый год в России гибнет под колёсами машин более 30 000 человек. Среди них очень много детей. Почти во всех случаях это происходит из-за невнимательности и нарушения правил дорожного движения водителем, пешеходом или теми и другими сразу. Поэтому ВСЕГДА СОБЛЮДАЙТЕ Правила дорожного движения!

V. Итог урока. Обобщение. Оценивание

– Давайте вернёмся к вопросу, заданному в самом начале урока. Почему Леонардо да Винчи придумал двухэтажную улицу? (Он хотел отделить транспортные средства от пешеходов, чтобы сделать безопасным их движение.)
– А как решили эту проблему в наши дни? (Придумали правила дорожного движения и дорожные знаки. С их помощью наш путь станет безопасным, а значит счастливым)
– Таким образом, на какие группы делятся дорожные знаки?
– Каково назначение каждой группы?
– И в конце хотелось бы, чтобы вы послушали и запомнили напутствие поэта С. Михалкова: (аудиозапись)

Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Её переходи!
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить,  зевая!
Нельзя считать ворон!

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

– Понаблюдать какие дорожные знаки встречаются по дороге от школы до дома и запомнить их.

Литература:

  1. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельн6ости – М.: АСТ, 1999 г.
  2. Энциклопедия для школьников
  3. Ж. «Начальная школа», 2001 г., № 5, 8
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. II часть – М.: Просвещение, 2006 г.