Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
Эта работа ведется по следующим направлениям:
- развитие речи;
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- подготовка к олимпиаде;
- творческая работа.
Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения.
1. Работа кружка
Одна из форм внеклассной работы – кружок юных корреспондентов.
Кружок развивает творческую деятельность, учит владению литературным языком, сочинению рассказов, стихотворений.
Проводится корреспондентская работа, встречи, выпуск газеты.
Литературная деятельность кружка является одним из механизмов профилизации учащихся. Продолжительная работа в кружке закономерно способствует развитию творческих способностей детей, профессиональных навыков, т.к. им по силам со временем решать все более сложные задачи.
Многие участники этого кружка становятся специалистами в области гуманитарных наук.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Проводится научно-исследовательская работа по проблемам якутского языка и литературы. Навыки исследовательской работы у школьников прививаются во время урока якутского языка и литературы в виде проблемных заданий. Для организации исследовательской работы необходимо отбирать методы и технологии, доступные и необходимые для развития познавательной деятельности. В своей работе я использую технологии проблемного обучения, проектирования, интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения.
Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность учащихся способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли, способствует успешному поступлению в ВУЗ.
Развитие речи.
По программе в каждом классе отведены специальные часы для развития речи. Но этого мало. На протяжении своей жизни человек должен развивать свою связную речь. Человек с хорошо развитой письменной и устной речью в жизни будет успешен. Поэтому целесообразно равномерно развивать письменную и устную речь.
Развитие письменной речи:
На уроке, работая по стандартным учебникам и дополнительной литературой, ученики получают творческие задания. Это могут быть составление предложений, текстов, сочинений, написание стихов, рассказов.
В каждом классе я ввела традиционные ежегодные сочинения: накануне нового Года сочинение “Что я ожидаю от нового года”; к концу учебного года сочинение “Вот и закончился учебный год”. Все работы сохраняются, и на следующий год ребята читают свои сочинения. Такая форма работы очень нравится детям, несмотря в каком классе они учатся.
Работу по развитию речи надо проводить и во внеурочное время. Для этого написала программу элективного курса “Основа творчества”
К концу каждой четверти ребятам дается задание во время каникул сочинять и оформить свои сочинения, стихи, рассказы в виде маленьких книжек.
Развитие устной речи:
На уроках и во внеклассных мероприятиях надо ввести более активное развитие устной речи, а также основы ораторского искусства. Так, чтобы по окончании школы ребята могли грамотно и интересно говорить, общаться и уверенно выступать перед аудиторией; чтобы приобрели знания и практические умения, столь необходимые для культурного человека.
На уроках много времени даю на устный ответ ученика, выступление учащихся. Во внеклассных мероприятиях дети участвуют на ораторские конкурсы.
Освоить ораторские умения и навыки возможно, только выступая как можно чаще перед аудиторией. Поэтому систематически использую такие методы :
- рассказ по картинке;
- защита рисунка по произведениям;
- соревнование на лучшее поздравление с предстоящими праздниками;
- на уроке литературы конкурсы чтецов, рассказчиков;
- выступление с какой-то темой на классных часах;
- уроки-диспуты.
В этих выступлениях ребята учатся высокой степени самовыражения.
4. Проектирование.
Проектирование - педагогическая технология. Могут органично вписываться в учебный процесс, а могут выполняться в основном во внеурочное время.
Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным.
Проект может быть итоговым - по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи.
Творческий проект - сценарии, опорные конспекты статей, репортажей, дизайна, газет.
Метод проектов показывает путь соединения теории с практикой.
Подготовка к олимпиаде.
Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.
Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети? Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход? Наиболее оптимально, на мой взгляд, данные задачи решает технология “полного усвоения знаний”.
Черта этой системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа, результаты которой объявляются сразу же после ее выполнения. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения, могут заниматься самостоятельно творческими заданиями повышенной трудности.
Для подготовки учащихся написала программу по подготовке к олимпиаде. По этой программе учащиеся занимаются на дополнительных занятиях.
Сценическая культура.
Для полного раскрытия творческого потенциала эффективно использовать сценические выступления по произведениям писателей. На уроках литературы – чтение по ролям, постановка инсценировок. Во внеурочное время- участие на концертах, литературных вечерах.
Это развивает:
- творческую активность участников;
- включаются в процесс социализации;
- погружаются в мир психологических отношений;
- учатся коллективному разуму;
- усваивают сценическую культуру.