На сегодняшний день мы часто слышим – как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, хотя и научно-познавательная.
Я работаю по этой проблеме не первый год, так как считаю, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг и открытий. Она требует интеллектуальных усилий, анализа и размышления, в ней развивается мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому моя задача стояла такова, чтобы наполнить обучение детей интересным содержанием.
Вы спросите: «Почему выбран предмет
«окружающий мир»?!»
Окружающий мир – это первое с чем сталкивается
ребенок при знакомстве с реальным миром. Это
самое близкое, где он может получить какой-либо
опыт. Предметом познавательной деятельности
являются научные знания, а у детей уже есть
необходимый запас знаний по этому предмету.
Кроме того, нельзя забывать о том, что в
познавательной деятельности имеет значение не
только содержание, но и способы осуществления,
благодаря которым происходит приобщение
учеников к культуре умственного труда.
Познакомиться с некоторыми моими уроками (в полном объеме) вы можете на сайте Образовательных коллекций, а в этой статье я посчитала необходимым рассказать о своей работе с учащимися начальных классов и в прилагаемой Презентации показать отдельные моменты уроков, которые я использую на предмете «Окружающий мир» (программа А.А.Плешакова).
Мультимедиа на уроке (что может извлечь из этого учитель?)
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив учителю, возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и долгих операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи. Мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс взаимодействия учитель-ученик, предполагая наглядность выдаваемой информации. Создавать уроки-игры для ученика и др.
В ходе такого обучения дети учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Позволяет сосредоточить свои усилия, прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие у учеников речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Устное общение есть не менее, а,
возможно, и более важная сфера человеческой
коммуникации, чем письменное.
Устная коммуникация, напротив, практикуется
постоянно: ее требуют от детей на всех предметах,
но ей не обучают!!! сколько-нибудь систематически
и не прививают навыков языковой рефлексии. Я
считаю, в сложившейся ситуации применение таких
технологий может оказать и уже оказывает
существенную помощь.
Это объяснимо тем, что мультимедиа-презентация оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно, и обрабатывает информацию на практике (по данным Интернет).
Цель моих уроков – это
формирование познавательной деятельности.
Поскольку предметом познавательной
деятельности являются научные знания, в ней
закладываются основы мировоззрения ребенка, его
отношение к реальному миру. Участвуя в
познавательной деятельности, дети учатся
работать со словарями, справочниками,
энциклопедиями, у них формируются навыки
активного чтения, благодаря которому они учатся
открывать и добывать знания. Задания, которые
дети получают во время уроков, включают в себя
сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о
событиях в мире, изучение природных явлений и
объектов (cм. Приложение).
В ходе выступления учитель демонстрирует на
экране: наименования разделов выступления и
основные тезисы; неподвижные и подвижные
иллюстрации (в том числе – фотографии,
видеофильмы, динамические компьютерные модели,
мультипликацию); звуковые фрагменты.
Подбирая то или иное содержание урока,
необходимо помнить о психологических
особенностях младших школьников. Поэтому свой
мультимедийный урок я составляю доступным по
изложению, красочно оформленным, имеющим
элементы занимательности, содержащим сведения и
факты, выходящие за рамки программы.
Формы предполагаемого использования мультимедийных уроков в учебном процессе:
на уроках при изучении нового материала, на проведении практических занятий или при организации контроля знаний;
при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении курса)
Основные функциональные возможности мультимедийного урока:
- игровая форма познания;
- возможность моделировать физические и биологические процессы, которые фактически невозможно продемонстрировать в классе;
- активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в ходе работы;
- наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
- возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы.
Каковы результаты такой работы с учащимися?
- фиксируются мотивы предыдущих достижений;
- используется иллюстрированный материал (мультимедиа) – это и электронные энциклопедии, собственные уроки, уроки-игры (в компьютерном классе); Подбирая то или иное содержание урока, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому свой мультимедийный урок я составляю доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки программы.
- я чередую различные виды деятельности, учитывая «индивидуальные» стили деятельности ребенка (интерактивные методы) – включение в работу аудиалов, визуалов и кинестетиков (которым чаще всего на уроках скучно).
- преодоление трудностей с помощью учителя (творческие задачи, уроки-игры, групповые задания);
- организация поиска самих учащихся (умение отбирать нужную информацию и работать с ней) – читальные залы, библиотеки, справочники, работа со словарями, Интернетом. Задания, которые дети получают во время уроков, включают в себя сообщения о фактах окружающей жизни: сведения о событиях в мире, изучение природных явлений и объектов.
Вы скажете, что для начальной школы это не совсем нужно, а дети по возрасту еще не подошли к такому осмыслению материала?! Но, поверьте, детям становится интересно учиться. Для моих учеников это стало необходимой частью урока. Появился интерес к учению. А эпизодический возникающий интерес к одному «интересному предмету» переходит в устойчивый познавательный интерес к изучению наук вообще, т.к. выясняется, что все науки и все предметы интересны.
Сознательное отношение к учению основано именно на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности, а он в свою очередь возникает как реакция на новизну и полезность усваиваемых знаний, приобретаемого умения анализировать и оценивать наблюдаемые вокруг реальные события и факты. Это и есть решение учеником задачи – научиться учиться.