Цели:
- Образовательные:
- формировать умения ставить вопрос к слову, определяя слово-признак, слово-предмет.
- формировать знания о словосочетании, связи слов в словосочетании и предложении.
- Развивающие:
- развивать представления о конструкциях речи.
- Воспитательные:
- воспитывать активность, компетентность в овладении учебными знаниями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование урока:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. М.: Баласс, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»);
- опорная таблица «Слова, к которым можно задать вопрос. Слова, к которым нельзя задать вопрос»;
- опорная таблица «Безударные окончания имен прилагательных проверяй по вопросу»;
- сигнальные карты;
- рисунок грибного леса.
Формы организации работы учащихся на уроке:
- коллективная работа в парах,
- комментированное письмо
- индивидуальная самостоятельная работа
ХОД УРОКА
Этап урока, |
Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап метод стимулирования и мотивации интереса к учению |
1. Приветствие. 2. Игра на внимание «Найди ошибку» Вот мы пишим, как слышем, Как мы слышем, так и пишим. – … (что делаем?) пишем, (что делаем?) слышим. – Почему буква вызывает сомнение? (Она безударная). – Всегда ли можно проверить написание слова? – В какой части слова написание безударной гласной проверяется подбором родственного слова? (В корне). Вывод: написание слова по определенным правилам называется орфограммой. |
Приветствие. Привлечение внимания |
Приветствие. Активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения. |
II. Проверка домашнего задания,
актуализация опорных знаний: метод беседы
наглядный метод |
1. Устная проверка домашнего
задания: – Прочитайте задание к упражнению 63. (Поставьте вопросы к выделенным словам). – Что изменилось, если прочитать текст без выделенных слов? (Исчезли признаки предметов, речь потеряла яркость, красочность). – Какие вопросы вы поставили к словам-признакам? Вывод: слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Письмо
по памяти: В роще клёны и дубы, 3. Коллективная работа в
парах: |
Организация деятельности учащихся по
обобщению и систематизации ранее полученных
знаний и навыков.
Обучение самопроверке по готовому образцу. |
Обобщение и систематизация знаний.
Запоминание, письмо по памяти, взаимопроверка в парах. |
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала: частично-поисковый метод проверки знаний, умений и навыков |
1. Наблюдение, выделение признаков
изучаемых объектов: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Упражнение 64. – Прочитайте слова, поставьте вопросы. – Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос какой?, затем какая? какие? – Найдите слова-предметы, связанные со словами признаками. Определите взаимосвязь между этими словами в словосочетании. 2. Комментированное письмо: Упражнение 64 с. 43 – Найдите слова, отвечающие на вопрос какой? (добрый, светлый, счастливый). – Найдите слова, отвечающие на вопрос какая? (Чужая, родная). – Найдите слова, отвечающие на вопрос какое? (Большое, милое). – Найдите слова, отвечающие на вопрос какие? (Весёлые) Вывод: слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны со словами предметами в словосочетании и имеют то же число и тот же род в единственном числе. |
Уточнение уровня обученности учащихся,
выявление индивидуальных способностей к анализу
и синтезу приобретаемых знаний.
|
Побуждение к самооценке и самоанализу, оценка и анализ деятельности другого ученика, взаимопомощь. |
IV.Физкультминутка метод работы по образцу |
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложим назад. |
Учитель выбирает двух помощников учеников и вместе с ними проводит физминутку. | Дети показывают движения.
|
V. Усвоение новых знаний: метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации |
1. Индивидуальная самостоятельная
работа: – Упражнение 65. 2. Вывод: – Слова в словосочетании связаны по смыслу. |
Организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации, выявления уровня обученности. |
Восприятие нового материала, сформированность конкретных представлений об изучаемых правилах.
Взаимопроверка: работа в парах; комментирование написания при фронтальной проверке.
|
VI. Физкультминутка: | На лужайке, на ромашке Жук летел в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу! Я с ромашкою дружу. Тихо по ветру качаюсь. Низко – низко наклоняюсь. |
Учитель выбирает двух помощников учеников и вместе с ними проводит физминутку. | Дети показывают движения.
|
VII. Первичная проверка понимания: метод создания ситуации с применением новых знаний |
Дополнить слово предмет словом
признаком (устно): Человек, Москва, овощи, воробей, карандаш. |
Оценивание результата учебной
деятельности посредством создания поисковых ситуаций. |
Применение знаний в практической деятельности. |
VIII. Закрепление новых знаний: коллективный метод обучения | Фронтальная проверка новых знаний,
работа с сигнальными картами: – На какие вопросы отвечают слова – предметы? (Примеры). – На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Примеры). – Как связаны слова в словосочетании? (Примеры). – Какая часть слова связывает слова между собой? (Окончание) – Что общего в словосочетании у слов-предметов и слов-признаков? |
Организовать деятельность учащихся по применению полученных знаний в практической деятельности. | Умение распознать, воспроизвести новое содержание урока и устранить недостатки. |
IX. Подведение итогов урока: метод самостоятельной познавательной деятельности |
– Какой вид работы на уроке вам
больше всего понравился? – Справитесь ли вы самостоятельно с написанием словосочетаний или вам требовалась помощь? – Как вы считаете, пригодится материал сегодняшнего урока в дальнейшей работе? |
Анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков. | Самоанализ. Включение в деятельность по воспроизведению знаний. |
X. Этап информации о домашнем
задании и инструктаж по его выполнению: метод самоконтроля |
Учебник «Русский язык» 2 класс с. 45 упр. 68 – Прочитайте задание. – Подбери и запиши слова-признаки, с помощью которых можно рассказать, какие это предметы. На какие вопросы будут отвечать слова? |
Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся, определение уровня обученности. | Рефлексия в организации учебно- познавательной деятельности, коррекция. |