Цели урока:
Образовательная:
- ввести понятие силы упругости;
- опытным путём получить закон Гука;
- ввести формулу закона Гука.
Развивающая:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “сила”, “сила тяжести”;
- развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала;
- формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.
Воспитательная:
- вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
- развивать правильную речь, используя физические термины;
- достичь высокой активности и организации класса.
Приборы и материалы:
- медиапроектор – 1 шт;
- белый экран – 1 шт;
- штативы – 6 шт;
- набор гирь – 6 шт;
- пружины разной жёсткости – 6 шт;
- динамометры – 12 шт;
- листы с заданием работы на уроке – 12 шт;
- листы с заданием на дом – 12 шт;
- чистый лист бумаги – 12 шт;
- стрелки - указатели – 18 шт;
- два бруска одинакового размера;
- небольшая доска (линейка) тонкая, гибкая;
- гиря (300 – 500 г);
- таблица видов деформации;
- стихотворение “Закон Гука” - 12 шт.
Ход работы:
1. Актуализация знаний. – 2 мин
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы продолжим знакомство с понятием сил в природе, познакомимся с ещё одним видом силы, а также будем продолжать расширение своего кругозора в области физики.
А сейчас, непосредственно, приступим к проверке домашнего задания.
Вопрос к учащимся: Какую новую тему мы с вами начали изучать на прошлом уроке и что вы учили дома к этому уроку?
Ответ: Сила. Сила тяжести. § 23, 24.
2. Поверка домашнего задания: - 5 мин
(через медиапроектор, в форме презентации –
теста)
- На ваших столах лежат чистые небольшие листы. Я вам предлагаю их взять, подписать свою фамилию и имя и всё внимание на экран.
(Презентация – тест) (Приложение 1)
На экране через проектор в форме презентации представлены вопросы теста для проверки домашнего задания.
Тест:
1. Что такое сила?
а) любое изменение формы тела;
б) мера взаимодействия тел;
в) точного понятия нет.
2. Какой буквой обозначают силу?
а) S;
б) m;
в) F.
3. Какую силу называют силой тяжести?
а) сила, с которой Земля притягивает к себе
тела;
б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;
в) физическая величина, характеризующая
инертность тела.
4. Как направлена сила тяжести?
а) вертикально вниз;
б) вертикально вверх;
в) вправо.
5. От чего зависит результат действия силы на тело?
а) массы;
б) модуля, направления, точки приложения;
в) объёма, плотности, расстояния.
3 мин
Меняются слайды с вопросами, учащиеся сами читают вопросы и варианты ответов, и записывают на своих листках только букву правильного, по их мнению, ответа: а, б, в, одну из трёх предложенных.
По окончании работы, листки передаются учителю для дальнейшей проверке и выставлению оценок за работу в журнал (дневник).
- Хорошо! Это мы повторили, вспомнили о чём
начали говорить на прошлом уроке.
- А теперь новый у меня к вам вопрос: шар висит на
нити, брусок лежит на столе, снег лежит на крыше.
Почему это происходит?
3. Изучение нового теоретического материала. – 10мин
- По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает?
Проведём опыт:
На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю.
Под действием силы тяжести гиря начнёт двигаться вниз и прогнёт доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора (доска) действует на тело расположенное на ней.
Вывод: на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести. Эту силу называют силой упругости.
Тема урока: Сила упругости.
- Открываем свои рабочие тетради, записываем на
полях число и тему урока по центру “Сила
упругости”.
- Дадим определение новой физической величине:
Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.
Обозначение:
возникает при деформации тел.
- Дайте определение деформации тела.
(ответ учащихся: деформация – любое изменение формы и размера тела)
- А теперь внимание на магнитную доску.
(демонстрируется плакат видов деформаций, а также с помощью прибора для демонстрации видов деформаций показать 5 видов деформаций, привести примеры)
<Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
Виды деформаций:
- растяжение (тросы, цепи);
- сжатие (колонны, стены);
- сдвиг (болты, заклёпки);
- кручение (гайки, валы, оси);
- изгиб (мосты, балки).
Точка приложения силы упругости:
(изображение вектора силы упругости)
4. Физкультминутка – 2 мин
(учащимся предлагается встать со своих мест, и, закрепляя виды деформаций, показать с помощью своего тела все 5 видов деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб) <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
- Молодцы! Хорошо у вас получилось!
- Теперь я вам предлагаю побывать в роли учёных –
физиков.
(открывается задняя половина доски, там записаны этапы задания)
5. Практическое задание – 10 мин
На штативе закреплена пружина, отмечены: нулевой уровень (точка отсчёта) и конечного положения пружины в состоянии покоя.
Этапы:
- измерить длину пружины в первоначальном положении;
- подвесить к пружине 5 грузиков, масса каждого по 100 г;
- прикрепить стрелку в конечном положении пружины;
- измерить длину пружины в конечном состоянии пружины;
- найти разность длин пружины.
Lо – начальная длина пружины;
L – конечная длина пружины;
L = L – Lо – изменение длин пружины.
Вывод: модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.
В этом и заключается ЗАКОН ГУКА.
Был открыт англ.учёным Робертом Гуком в 1660 г)
(показ видео ролика на тему: “Сила упругости.
Закон Гука”)
Формула:
где L – удлинение тела (изменение его длины);
k – коэффициент пропорциональности (жёсткость).
Жёсткость тела зависит от формы и размеров, материала, из которого оно изготовлено.
Закон Гука справедлив только для упругой деформации, т.е. если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение.
(чтение стихотворения “Закон Гука”) – текст лежит на столах для каждого учащегося (Приложение 2).
6. Закрепление – 6 мин
- На столах вы видите листки с заданиями. Прошу вас взять себе по листку, подписать его и выполнить задание на этом листке.
Выполнение этого задания так же будет учитываться при выставлении оценок работ теста и работы на уроке.
(ученики выполняют данное задание) (Приложение 3)
7. Домашнее задание – 2 мин
- Наш урок подходит к концу, поэтому открываем свои дневники, открываем и записываем домашнее задание на следующий урок.
Д/з: § 25, карточка.
- На ваших столах ещё осталось по одному листку
каждому. Это и есть карточка с заданиями на дом. (Приложение 4)
- На этом наш урок окончен (ребята встают). До
свидания!