Семинар для заместителей директоров и учителей 4-х классов "Начальная школа. Четвертый год обучения"

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


План проведения:

1. Организационная часть.

1) Вступительное слово.
2) Знакомство с планом работы.
3) Определение «Цитаты дня».

2. Развитие обще-учебных умений – путь к функционально грамотной личности.

1) О результатах тестирования первоклассников «Учитель и я». Психолог ОУ.
2) Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10–11 лет. Зам. директора по УВР в нач. классах.
3) Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности. Зам. директора по УВР в нач. классах.
4) Просмотр фрагментов уроков. Комментарии учителей, работающих в 4-х классах. Педагоги 4-х классов.
5) Об особенностях уроков литературы и математики в ОС «Школа 2100» и в традиционной ОС с использованием УМК «Планета знаний». Педагоги 4-х классов.
6) О результатах ОКР 2005–2006 уч. г. (Приложение)
7) О работе психологической службы в ОУ. О результатах тестирования учеников 4-х классов. Тестирование 5-классников во время прохождения адаптационного периода. Психолог.

3. Создание модели выпускника начальной школы.

1) Работа в группах.
2) Предполагаемый «портрет выпускника начальной школы…» (Приложение)

4. О работе ОУ по программам ОС «Школа 2100».

1) Итоги работы по «Школе 2100». (Администрация)
2) Об обеспечении учебного процесса по программам ОС «Школа 2100» (на примере 2-го класса). Зам. директора по УВР в нач. классах.
3) Методики определения комфортности и затруднений ребёнка в школе.

5. Итоги семинара.

ХОД СЕМИНАРА

1. Организационная часть

– Доброе утро всем, кто сегодня у нас в гостях!
– На сегодняшнем семинаре речь пойдёт о некоторых итогах работы начальной школы, о проблемах, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся, о задачах, которые предстоит решить на четвёртом году обучения.
– Наше ОУ представит систему работы по программам ОС «Школа 2100».
– Мы приглашаем наших гостей к разговору, ждём от вас высказывания своего мнения.
– А сейчас я предлагаю из предложенных вам слов составить «цитату дня». (Семья, школа, улица, три наставника, у ребёнка, должна, учить, ценностям будущего, учит его, ценностям прошлого, ценностям настоящего)

«Цитата дня»:

У ребёнка три наставника: семья учит его ценностям прошлого, улица – ценностям настоящего, школа должна учить ценностям будущего.

2. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности

1) Сейчас в обществе много говорят и пишут о школе, спорят о её влиянии на ученика, о том, что она может и что должна… Так как же всё-таки школа влияет на ребёнка? В чём проявляется это влияние?
Личность педагога рассматривается, безусловно, как важное условие, определяющее успешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профессионализма.
Младшие школьники относят учителя к кругу высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребёнка, воплощая общечеловеческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
– О том, как и какими воспринимают нас дети, только переступив школьный порог, расскажет психолог Е.И. Сушникова.

О результатах тестирования первоклассников «Учитель и я». Психолог Е.И. Сушникова.

2) Особенности психического, личностного развития школьников в возрасте 10–11лет. Т.А. Сарсадских.

Младший школьный возраст характеризуется необходимостью вхождения ребенка в новый для него мир отношений в связи со сменой ведущего вида деятельности. Ребенок переходит от свободного проявления своих потребностей к обязательной, общественно значимой деятельности, обретая новые права и возможности активного развития и саморазвития при ведущей роли учебного труда.

Возрастной период 10–11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определёнными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б. Эльконин, «память становится мыслящей, а восприятие думающим».

Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребёнка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьёзные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность учащихся при этом остаётся основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие «учение», т.к. теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения «для себя». Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребёнка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учёбы.

Рубеж 3–4 классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учёбе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой в целом и обязательным её посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех, чьё развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника.

К 3–4 классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребёнка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учёбе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребёнка.

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учёбы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребёнка, которые проявляются в общении.

3) Наше время требует от каждого человека оперативной и эффективной адаптации к новым условиям существования, ускоренного овладения новыми знаниями. Основной задачей образования становится создание условий для обучения человека на протяжении всей его жизни.

Научить человека учиться – значит помочь ему в овладении различными компетентностями. Отсюда с неизбежностью следует, что ключевым моментом в переходе к компетентностному подходу в образовании станет решение проблемы формирования у школьников общеучебных умений. А это означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания – к школе мышления, действия и развития способностей.

Основная цель ОС «Школа 2100», по которой работает часть наших педагогов формирование функционально грамотной личности.

Вот почему в ОС «Школа 2100» столь большое внимание уделяется общеучебным умениям.

Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности. Т.А. Сарсадских.

(У гостей семинара на столах лежат папки с таблицей «Общеучебные умения и навыки учащихся начальной школы»).

Почему в ОС «Школа 2100» столь большое внимание уделяется общеучебным умениям?

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предметном содержании. Умения педагоги реально могут проконтролировать через решение учебных задач, в то время как развитие личностных качеств проверяется через психологическое тестирование и наблюдение.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями.

Данные умения развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы. Сегодня очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют проекты государственных стандартов.

Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребенка по основным образовательным линиям и национально-регионального компонента начального общего образования Свердловской области: культура здоровья, художественная, социально-правовая, информационная, экологическая культуры.

Одна из главных функций национально-регионального компонента начального общего образования – формирование общеучебных навыков.

Один из принципов НРК Свердловской области – понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности ребенка. Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Для более удобной работы учителя и учеников все общеучебные умения сведены в 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
ОС «Школа 2100», по программам которой работает наша школа, обеспечивает своему выпускнику владение всеми умениями, представленными в таблице.
В дневнике эта цель фиксируется в графе «На этой неделе мы будем учиться…» При этом и учитель и ученики не забывают и о других умениях.

4) Предметные умения развиваются последовательно: на одной теме определённого предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.

При выработке общеучебных умений перед каждым педагогом встаёт альтернатива: развивать общеучебные умения последовательно, на каждом уроке друг за другом, или на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу. Но очень важно, что в каждый отрезок времени учитель договаривается с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать.
Сейчас вашему вниманию будут предложены для просмотра фрагменты уроков в 4-х классах. Пользуясь таблицей, попробуйте определить, формирование каких общеучебных умений происходило на данном этапе урока.
Педагоги, работающие по ОС «Школа 2100» 4-й год, расскажут об особенностях уроков литературы и математики в ОС «Школа 2100».

Просмотр фрагментов уроков. Комментарии учителей, работающих в 4-х кл. (Е.И. Сушникова, Г.М.Лесько, Т.В. Янкина).

5) Особенности уроков литературы и математики в ОС «Школа 2100».(Е.И. Сушникова, Г.М.Лесько).

6) Каждое общество на определённом этапе предъявляет свои требования к школе. Но как бы ни менялось содержание обучения, важнейшей задачей школы остаётся вооружение учащихся опытом предшествующих поколений людей. Для человека важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, уметь пополнять и обновлять свои знания. Наиболее доступный путь решения этой задачи – самообразование, самостоятельное овладение опытом человечества в дополнение к полученным знаниям.
Очень серьёзной проверкой для младших школьников, своеобразным итогом их обучения на первой ступени являются областные контрольные работы.
О результатах ОКР 2005–2006 уч. г.. .(Презентация) Е.А.Евсевьева.

7) Как уже было сказано, в школе, пока только на первой ступени обучения, начал свою
работу психолог. Диагностика – обязательный пункт в плане работы школьного психолога.
Школьный психолог может помочь ответить на многие вопросы общества к школе, т.к. он имеет дело с так называемой обратной связью, когда из достаточно субъективных ответов учеников на предложенные вопросы рождается объективная закономерность школьной реальности.
О работе психологической службы в ОУ № 20. О результатах тестирования учеников 4-х классов. Тестирование 5-классников во время прохождения адаптационного периода. Е.И. Сушникова.

3. Создание модели выпускника начальной школы

1) Работа в группах. Е.А.Евсевьева. (группы представляют собой родителей, учителей и управленцев). Ещё одна группа – четвероклассники (результаты анкетирования).

2) Личностно-ориентированный деятельностный подход, проблемный метод введения новых знаний на уроках приводит к формированию особого психолого-педагогического «профиля» реального выпускника начальной школы, занимающегося по программам ОС «Школа 2100», отличающегося от среднего уровня выпускника обычной традиционной школы. Каков же он, выпускник «Школы 2100»?
Личностно-ориентированный деятельностный подход, проблемный метод введения новых знаний на уроках приводит к формированию особого психолого-педагогического «профиля» реального выпускника начальной школы, занимающегося по программам ОС «Школа 2100», отличающегося от среднего уровня выпускника обычной традиционной школы.

Познавательное развитие:

  1. Инициативность в познавательной деятельности.
  2. Функциональная грамотность.
  3. Наблюдательность.
  4. Склонность искать причины увиденного.
  5. Склонность искать место данному событию среди подобных явлений.
  6. Свободное владение наиболее употребительными знаниями и их использование в практической жизни.
  7. Допустимость нескольких разных ответов на один вопрос; доброжелательность к другой точке зрения.
  8. Склонность к размышлению.
  9. Склонность пользоваться книгами и другими источниками знаний при поиске ответа на вопрос.
  10. Аргументация своего ответа.

Социально-личностное развитие:

  1. Искренность отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность.
  2. Любопытство и любознательность.
  3. Вовлечение окружающих в собственную интеллектуальную жизнь.
  4. Склонность рассказывать об увиденном и услышанном, пересказывать прочитанное приятелям и взрослым.
  5. Умение слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, работать вместе (заинтересованность в общем успехе).

Предполагаемый «портрет выпускника начальной школы…» (Приложение)

5. О работе ОУ по программам ОС «Школа 2100»

1) Итоги работы по «Школе 2100». (Администрация)
2) Об обеспечении учебного процесса по программам ОС «Школа 2100» (на примере 2-го класса). Т.А. Сарсадских
3) В заключение нашей работы мы хотим предложить вам несколько простых понятных методик определения уровня комфортности и затруднений ребёнка в школе, которыми могут воспользоваться как педагоги, так и родители.

Методики определения комфортности и затруднений ребёнка в школе.

«Пять вопросов в конце недели»

В конце последнего учебного дня недели, обсудите с ребёнком несколько простых вопросов:

  1. Доволен ли ребёнок тем, как прошла школьная неделя и почему?
  2. Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
  3. Какие «роли» пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель…)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких нет?
  4. Какой из дней запомнился ярче всего? Почему?
  5. С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

«Беседа о классной фотографии»

Положите перед собой классную фотографию. Расспрашивая об одноклассниках, через фотографию можно узнать о личных симпатиях и антипатиях, о взаимоотношениях детей в классе. Надо постараться, чтобы ребёнок больше говорил о положительном и интересном в отношении одноклассников.

«Как я закончу четверть»

За 2–3 недели до окончания четверти предложить ребёнку составить собственный прогноз итоговых отметок. Нужно объяснить, что лучше такое оценивание провести реально-оптимально, чем мечтательно-предположительно. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение собственно результатов четверти, но и степень точности составленного заранее прогноза.

«Плюсы и минусы школьного дня»

Это несложная диагностика – игра, позволяющая достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребёнка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью предметов разного цвета нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нём оказалось больше – радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное – увидеть общее настроение!

«Копилка школьных успехов»

Поставить в специальном месте стеклянную баночку или прозрачную коробочку. Отныне это – «копилка школьных успехов». В неё можно складывать 5 и 4 в виде, например, пуговиц, жетонов, ракушек… Можно «складывать» в копилку «добрые дела», количество участников различных конкурсов… Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите детей сюрпризом.

6. Итоги семинара.