Нетрадиционные формы уроков как одна из форм исследовательской работы

Разделы: Химия


Перед современной школой встают социальные задачи. В этих условиях усилия методической науки и учителей направляются  на поиски путей дальнейшего совершенствования урока химии.

Опыт показывает, что активными формы и методы становятся тогда, когда активизируют учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся, повышая качество и все это на основе повышения познавательного интереса.

Нетрадиционные формы обучения отличаются от традиционных тем, что они построены на игре. Для того, чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно-воспитательный процесс.

Введение новых программ по химии требует от учителя совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечено: «Наряду с уроком – основной формой учебного процесса является шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».

Эта задача может быть решена и через усиление обучающей работы учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке; переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний; доказывать, что химия – царица естествознания.

Усиление практической направленности содержания курсов естественно-научного цикла требует развития самостоятельности и инициативы учащихся. Эти качества могут быть реализованы через использование нетрадиционного метода преподавания – организацию учебно-исследовательской работы учащихся.

Простейшим звеном учебно-исследовательской деятельности является урок-конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно – популярной литературой, учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленных целей, анализировать литературные источники.

Первые уроки – конференции по химии я провожу уже в 8 классе. Ученики готовят небольшие доклады о жизни и деятельности ученых – основателей химической науки. Как правило, они с удовольствием выполняют эту работу, стараются в строго определенное время сообщить максимум интересной и полезной информации.

В 9 классе для дальнейшего развития исследовательской деятельности я провожу деловые игры. Деловая игра создает типичную жизненную ситуацию, в ходе которой учащиеся находят правильную линию поведения и оптимальное решение проблемы. Деловые игры я использую для развития познавательного интереса учащегося, их творческих способностей, умения решать проблемы. У них формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.

Деловая игра строится на постановке и разрешения конкретной проблемы, возможности творческого поиска ее решения, а также способствует организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся знаний.

Формы деловой игры, которые я провожу, разнообразны: совет бригадиров, репортаж с места событий, заочная экскурсия на завод, совещание, заседание суда.

Итогом учебно-исследовательской является школьная научно-практическая конференция. На секциях естественных и гуманитарных наук оцениваются выполненные учебно-исследовательские работы учащихся. Специально созданные комиссии из опытных преподавателей анализируют работы и выбирают лучшие из них.

Начиная с 2004 года на секции естественных наук, заслушивается все большее количество работ, разнообразных по тематике. Мои ученики выступали с работами «Силикатная промышленность как один из древних промыслов», «Экологическая безопасность использования бытовых химических веществ», «Периодический закон и периодическая система как основа познавания научно – естественной карты мира», «Истоки блеска русских минералов». Интересные сами по себе работы органично вплетают региональный компонент, имеют интегрированный характер. Связь химии с биологией, валеологией, экологией в этих работах удачно сочетается с интеграцией химии и литературы, химии и музыки. Лучшие работы рекомендуются на городскую конференцию С.С.Молодцова:

  • 2003 – 2004  III место: «Влияние витаминизированного питания на физическое развитие   школьников».
  • 2004 – 2005    Участники: «Влияние биогенных элементов на здоровье человека в условиях Татарстана», «Влияние минеральных удобрений и подкормок на комнатные растения».
  • 2006 – 2007    Участница:   «Чай во вред или на здоровье человека».
  • В 2004 – 2005 учебном году две работы были представлены на российскую конференцию «Первые шаги в науку» г. Обнинск, где стали лауреатами, а также мы привезли 13 наград разного характера.

Рассказывая об опыте использования в педагогической деятельности такого нетрадиционного метода, как учебно-исследовательская работа, было бы несправедливо умолчать о роли учителя как организатора, вдохновителя, непосредственного руководителя работы. Учебно-исследовательская работа способствует расширению кругозора учащихся, приобретению опыта первого публичного выступления, требующего владения техникой речи, коммуникативной культуры и других качеств, так необходимых развивающейся личности.

Приложение