Урок математики в 6-м классе по теме "Действия с дробями"

Разделы: Математика


Тема урока:  Дробные выражения. Упражнения на все  действия с обыкновенными и десятичными   дробями.

Тип урока:

  • комбинированный урок;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений.

Цели урока: 

  • Образовательные:
    • формирование знаний всех действий с обыкновенными и десятичными дробями и умений их применять при выполнении упражнений.
  • Развивающие:   
    • развитие умений их сравнивать, выявлять закономерности, обобщать
    • с помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.
  • Воспитательные:
    • воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
    • воспитывать навыки самоконтроля, ответственное отношение к учебному труду, уважительное отношение к сверстникам.

Оборудование:

  • таблицы для устного счёта.
  • открытки с заданиями (математическое лото).
  • перфокарты.
  • тесты.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы, цели и задач урока

Учитель: Ребята, работая с обыкновенными дробями, разбирая действия с ними, вы поняли, что эта тема  не из легких. Действительно, «Обыкновенные дроби» – один из самых трудных разделов математики 6 класса. До сих пор у немцев бытует поговорка: «Попал в дроби», значит попал в трудное положение. Трудно еще не значит непосильно. Не надо бояться трудностей! Их нужно преодолевать весело, с хорошим настроением.

II. Проверь домашнее задание!

На доске оформлены домашние задания с решением:

2 1/3 : 2 2/3 • 1 3/5
5,72 • 3/11
8,4: 2 1/3
6,3• 1 2/9

Задача (краткая запись и решение оформлены на доске)

III. Индивидуальная работа с учащимися

Двое учащихся работают у доски, решая по 2 примера. Пока эти ребята справляются с заданиями, с классом идет проверка домашнего задания.
Учащиеся сверяют свои решения с образцами, вносят дополнения, один из них комментирует решение. Учащиеся обращаются к учителю с вопросом, отвечают на вопросы учителя, оценивают домашнюю работу и ставят оценку в оценочную карточку. 
Учитель проверяет как выполнено домашнее задание учащимися, отвечает на вопросы, обращается с вопросами к учащимся:

А) Прокомментировать решение примеров и задачи.
Б) Проверить и оценить работу учеников, работающих по карточкам у доски.

Итог этого этапа урока провести в виде разминки. Работа в парах. Проверить знания правил действий с обыкновенными дробями.

Учащиеся сверяют свои решенья с образцами, вносят дополнения, один комментирует решение.

IV. Первичное закрепление

1.Устный счет.

На доске  задания:

Учитель предлагает задания, озадачивает учащихся, кто первым поднимется по ступенькам.
Выбрать ступеньку, назвать ответ, объяснить, рассказать правило. Учащиеся называют ответ, формулируя правило, ставят оценки в оценочные карточки.

2. Математический диктант.

Задание: Сократить дробь. Учитель диктует по 5 заданий 1 и2 вариантов. Учащиеся в карточку устного счета заносят только ответы, вычисления выполняя устно. Диктант проверяется сразу и ребята оценивают сами свои ответы.

V. Повторение знаний и умений по пройденному материалу. Закрепление материала

На доске записаны 4 примера, в решении допущены типичные ошибки. Найди ошибку.

Работа в группах. Каждая группа решает и объясняет 1 пример, решения остальных прослушивает. Учащиеся обсуждают решения, задают вопросы и рассказывают друг другу правила действий с дробями, оценивают свои выступления в оценочной карте.

Выполнение практической работы по выполнению заданий на все действия с дробями

На доске задания трех уровней А, В, С, в каждом задании 2-3 примера.

Каждый учащийся решает: по какому уровню он будет работать, записывает решение в тетрадь. Учитель ведет индивидуальную работу с учащимися, комментирует объяснение решений и оценивает работу.

VI. Физкультминутка

VII. Твори. Выдумывай. Пробуй

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.

1. Самостоятельная работа. (Дифференцированные задания с шифром.).

Учитель предлагает учащимся задания по уровням 4 варианта.

Уровень А-1, 2 вариант. Уровень В-3, 4 вариант. Задания с заданным ответом (шифром.)

Работа в парах. Каждая пара учащихся получает карту на 2 уровня. Учащиеся решают свой вариант, называют учителю шифр, вместе с учителем выставляют оценку в оценочную карту. По мере надобности консультируют товарища, получают дополнительные задания.

Учитель управляет работой учащихся, отвечает на вопросы, проверяет, оценивает, ведет индивидуальную работу с учащимися.

2. Этап самостоятельной работы. Решил сам помоги товарищу!

Выработка навыков работы с дробями. Формирование умений применять правила. (Математическое лото). Работа в группах. Каждой группе предлагается карточка с 4 примерами. Каждый учащийся решает все примеры.  Цель: Найти среди разрезанных карточек с ответами свой ответ и сложить открытку. (Решай сам, проверь товарища.).

3. Проверка и обсуждение полученных результатов.

Учитель собирает открытки, проверяет работы с помощью консультантов и с учетом самооценок, подводит итог работы.

VIII. Постановка домашнего задания

Творческое задание: Составить задачу на применение действий с дробями. (Практическое применение).

IX. Итог урока

1. Тестирование (200 секунд на размышления.)

1. Взаимно-обратными называются два числа, если их произведение равно:

1. Одному из них.
2. 1.

2. Для дроби с числителем в и знаменателем а обратной является дробь:

1. а/в,
2. в/а.

3. Число обратное 10.

1.1/10,
2.1.

2. Выставление оценок.  Оценка за урок – результат работы по всем видам, она складывается из оценок на всех этапах урока.