Цель: выявить учеников склонных к изучению науки химии, заинтересовать и подвигнуть к изучению предмета.
Оборудование и принадлежности: мультимедийный кабинет, презентация «Умники и умницы», тесты по химии два варианта.
ХОД ОЛИМПИАДЫ
Олимпиада проводится в два тура: первый тур – тестирование всех желающих учеников 8-х классов, второй тур – игра «Умники и умницы».
Примерные вопросы первого тура олимпиады:
Вариант 1
1. Реакции, происходящие с выделением теплоты, называются:
а) экзотермическими.
в) эндотермическими
с) тепловыми
2. Найдите молярную массу Cu(ОН)2
а) 63,5 г/ моль
в) 97,5 г /моль
с) 87,5г/моль
3. СаСО3 – 1 –> СаО – 2–> Са(ОН)2 – 3 –> СаСО3 – 4 –> СаSО4
а) Н2О, СО2, t , Н2SО4
в) H2O, CO2, H2СО3, Н2SО4
с) t, Н2О, Н2СО3, Н2SО4
4. Сколько нужно сжечь S, чтобы поглотилось 360 кДж?
S + О2 ––> SО2 – 180 кДж
а) 48 г.
в) 64 г.
с) 32 г.
5. КСlО3 —t ––> КСl + О2. Кто является восстановителем?
а) К
в) О
с) Сl
6. Определите массовую долю алюминия в гидроксиде алюминия.
а) 30,5%
в) 34,6%
с) 28,9%
7. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 40 г. цинка с серной кислотой?
а) 13,78 л
в) 9,88 л
с) 11,32 л
8. Найдите соли
а) СаСО3, СuНРО4
в) Н2СО3, Н3РО4
с) Н2О, КОН
9. С водой смешали 80 гр. Са , какая масса Са(ОН)2 образовалась?
а) 74 г
в) 148 г
с) 96 г
10. Выберите оксиды
а) Н2О, К2СО3
в) СО2, Н2SО4
с) NO2, SO3
11. Закончите уравнение СuSO4 + Fе ––> …
а) СuО + FeS
в) FeSO4 + Cu
с) SO2 + FeS
12. Уравняйте уравнение и сложите коэффициенты. Какое число получилось?
Н2О + Сl ––> НСl + О2
а) 8
в) 9
с) 4
13. Определите валентность серы в Н2SО4
а) II
в) VI
с) IV
14. Расставьте коэффициенты АlSО4 и сложите проставленные индексы. Получилось число –
а) 5
в) 4
с) 3
15. Назовите вещество КНСО3
а) угольная кислота
в) карбонат калия
с) гидрокарбонат калия
16. Состоят из атомов металла и кислотного остатка
а) соли
в) кислоты
с) основания
17. Состоят из двух элементов , один из которых кислород
а) оксиды
в) кислоты
с) основания
18. Оксиды, образованые хим.элементами с валентностью меньше 4, называют
а) основными
в) кислотными
с) щелочными
19. Нерастворимые в воде гидроксиды, не реагируют с
а) солями
в) кислотами
с) кислотными оксидами
20. С водой не реагирует
а) натрий
в) серная кислота
с) гидроксид меди
21. Найдите двуосновную кислоту
а) серная
в) фосфорная
с) соляная
22. Валентность кислотного остатка равна
а) количеству кислорода в кислоте
в) количеству атомов металла
с) числу атомов водорода
23. Связь, образованая между атомами, электроотрицательности которых не отличаются, называется
а) ковалентная полярная
в) ковалентная неполярная
с) ионная
24. В узлах, какой кристаллической решетки находятся противоположно заряженные ионы
а) ионной
в) атомной
с) молекулярной
25. Определите степень окисления марганца в соединении К2МпО4
а) + 6
в) + 1
с) + 2
26. Галогены находятся, в какой группе
а) III
в) V
с) VI
27. У галогенов степень окисления
а) – 1
в) – 4
с) – 3
28. Бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом , во влажном воздухе дымит
а) хлор
в) хлороводород
с) углекислый газ
29. Во сколько раз углекислый газ тяжелее воздуха?
а) в 1 раз
в) в 2 раза
с) в 1, 7 раз
30. Оксиды, которые способны реагировать и с кислотами , и со щелочами, называют
а) основными
в) кислотными
с) амфотерными
Вариант 2
1. Са – 1 –> СаО – 2 –> Са(ОН)2 – 3 –> Са(NО3)2 – 4 –>СаSО4
а) О2, Н2О, НNО3, Н2SО4
в) Н2О, Н2О, NО2, Н2SО3
с) NаОН, Н2О, К2NО2, СuSО2
2. С + О2 ––> СО2 + 402 кДж. Сколько выделится теплоты при сгорании 500 грамм углерода?
а) 15300 кДж
в) 10350 кДж
с) 16750 кДж
3. Назовите окислитель: МnО + Аl = Аl2О3 + Мn
а) Мn
в) О
с) Аl
4. Определите массовую долю бора в оксиде бора(III)
а) 28%
в) 31,4%
с) 25,8%
5. Какой объем водорода выделится, если растворить алюминий массой 10,8 г. в избытке соляной кислоты?
а) 13,44 л
в) 9,55 л
с) 11,45 л
6. Найдите кислоты
а) Н2СО3, КНSО4
в) НСl, К2ОН
с) Н3РО4, Н2SО3
7. Найдите молярную массу К2СО3
а) 138 г/моль
в) 118 г/моль
с) 124 г/моль
8. С водой смешали 46 г. Nа. Какая масса NаОН образовалась?
а) 104 г.
в) 114 г
с) 14 г.
9. Выберите щелочи
а) Н2О, КОН
в) КОН , Cu(ОН)2
с) NO2, SO3
10. Закончите уравнение Аu + Н2SО4 ––> …
а) АuSО4 + Н2
в) реакция не идет
с) АuSО4 + Н2О
11.Уравняйте уравнение и сложите коэффициенты. Какое число получилось? Мg + SiО2––> МgО + Si
а) 4
в) 5
с) 6
12. Определите валентность фосфора в Н3РО4
а) V
в) IV
с) III
13. Расставьте индексы CuРО4 и сложите проставленные индексы. Получилось число
а) 5
в) 4
с) 3
14. Назовите вещество КН2РО4
а) гидрофосфат кальция
в) дигидрофосфат калия
с) дигидрофосфат кальция
15. Состоят из атомов водорода и кислотного остатка
а) соли
в) кислоты
с) основания
16. Оксиды, образованые хим.элементами с валентностью больше 4, называют
а) основными
в) кислотными
с) щелочными
17. Растворимые в воде основания, называются
а) гидроксидами
в) щелочами
с) солями
18. Соли не реагируют с
а) неметаллами
в) кислотами
с) кислотными оксидами
19. Гидроксид алюминия не реагирует с
а) серной кислотой
в) сульфатом железа
с) оксидом фосфора (V)
20. Найдите одноосновную кислоту
а) серная
в) фосфорная
с) соляная
21. Соли, в которых атомы водорода не полностью замещены атомами металла, называются
а) средними
в) основными
с) кислыми
22. Связь, образованая между атомами, электроотрицательности которых отличаются незначительно, называется
а) ковалентная полярная
в) ковалентная неполярная
с) ионная
23. Самая высокая температура плавления у веществ с кристаллической решеткой
а) атомной
в) молекулярной
с) ионной
24. Определите степень окисления марганца в соединении КМnО4
а) + 6
в) + 1
с) + 7
25. Вещества, замедляющие реакцию –
а) катализаторы
в) ингибиторы
с) галогенами
26. Газ, желто-зеленого цвета с резким удушливым запахом, почти в 2.5 раза тяжелее воздуха
а) хлор
в) хлороводород
с) углекислый газ
27. Во сколько раз аммиак NН3 легче воздуха?
а) в 0,59 раз
в) в 1 раз
с) в 0,9 раз
28. Гидроксиды, которые способны реагировать и с кислотами , и со щелочами, называют
а) основными
в) кислотными
с) амфотерными
29. Моль газа при нормальных условиях имеет объем
а) 22,4 л.
в) 48, 8 л
с) 10 л
30. Плотность равна
а) Vм х М
в) М : Vм
с) М + Vм
По итогам первого тура во второй тур проходят ученики, набравшие наибольшее количество баллов. Второй тур проводится по принципу популярной телевизионной игры «Умники и умницы».
Четыре дорожки разного цвета, каждая дорожка имеет свой уровень сложности, красная самая трудная, зеленая самая легкая:
- Красная – два вопроса стоимость каждого 15 баллов.
- Голубая – три вопроса стоимость каждого 10 баллов.
- Желтая – четыре вопроса стоимость каждого 7,5 баллов.
- Зеленая – пять вопросов стоимость каждого 6 баллов.
Вопросы второго тура
Зеленая дорожка первый вопрос:
1. Из меня состоит все живое:
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
Желтая дорожка первый вопрос:
1. Алхимики утверждали "Семь металлов создал свет по числу семи планет". Назовите эту "великолепную семерку"
Голубая дорожка первый вопрос:
1. Вставьте элементы пропущенные в данной таблице <Приложение 2>
Красная дорожка первый вопрос:
1. О каком элементе идет речь?
1 августа 1774 года я попытался извлечь воздух из
ртутной окалины и нашел, что воздух легко может
быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух
не поглощался водой. Каково же было мое
изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в
этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно
пытался я найти объяснение этому явлению.
Джозеф Пристли
То, что _________невидим, безвкусен, лишен запаха,
газообразен при обычных условиях, надолго
задержало его открытие.
Многие ученые прошлого догадывались, что
существует вещество со свойствами, которые, как
мы теперь знаем, присущи ____________.
Изобретатель подводной лодки К.Дреббель еще в
начале XVIIв. выделил _____________, выяснил роль этого
газа для дыхания и использовал его в своей
подводной лодке. Но работы Дреббеля практически
не повлияли на развитие химии. Его изобретение ноCuло
военный характер, и все, что было так или иначе
связано с ним, постарались своевременно
засекретить.
________открыли почти одновременно два выдающихся
химика второй половины XVIIIв. ? швед Карл Вильгельм
Шееле и англичанин Джозеф Пристли. Шееле получил
_________ раньше, но его трактат «О воздухе и огне»,
содержавший информацию о _________, был опубликован
позже, чем сообщение об открытии Пристли.
Позже Фридрих Энгельс напишет об этом: «Оба они
так и не узнали, что оказалось у них в руках.
Элемент, которому суждено было
революционизировать химию, пропадал в их руках
бесследно... Собственно открывшим ___________, поэтому
остается Лавуазье, а не те двое, которые только
описали ____________, даже не догадываясь, что они
описывают».
Зеленая дорожка второй вопрос
2. Вычислите молярную массу веществ: H2SO4, HCl, K2Cr2O7, Na2SO4, Fe2O3
Желтая дорожка второй вопрос
2. Вычислите валентность элементов в веществах: H2SO4, HCl, K2Cr2O7, Na2SO4, Fe2O3, SiO2, H2O, ZnCl2, Al2S3.
Голубая дорожка второй вопрос
2. Уравняйте уравнение и сложите коэффициенты. Какое число получилось?
Н2О + Сl2 ––> НСl + О2
Красная дорожка второй вопрос
2. В реакции алюминия с серной кислотой образовалось 3,42 г сульфата алюминия. Определите массу и количество алюминия вступившего в реакцию?
Зеленая дорожка третий вопрос
2. Составьте формулы оксидов: меди(I), железа(II), вольфрама(VI), железа(III), серы(VI)
Желтая дорожка третий вопрос
3. Чему равна основность кислоты?
Голубая дорожка третий вопрос
3. Во сколько раз углекислый газ тяжелее воздуха ?
Зеленая дорожка четвертый вопрос
3. Как называются реакции, происходящие с выделением теплоты?
Желтая дорожка четвертый вопрос
3. Расставьте индексы СuРО4 и сложите проставленные индексы.
Зеленая дорожка пятый вопрос
3. Расскажите «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».
В сумме каждый ученик может набрать 30 баллов. Выигрывает ученик, набравший наиболее большое количество баллов. Если несколько учеников набирают одинаковое количество баллов, соответственно все они являются победителями.
Разработка олимпиады в Power Point (Приложение 1).