Раздел программы: «Коммуникационные технологии».
Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид: урок-телеконференция.
Технология: элементы личностно-ориентированного обучения, проблемно-исследовательская технология.
Цели:
- обобщить и применить для решения реальных задач знания возможностей почтовых серверов;
- дополнить, систематизировать и обобщать знания по написанию электронного письма;
- развивать умения вести диалог с незнакомой аудиторией;
- проконтролировать уровень усвоения материала по данной теме;
- средствами современных ИКТ повысить интерес к предмету.
Задачи:
- дидактическая: закрепить у учащихся навыки пересылки сообщений по электронной почте;
- воспитательная: соблюдать правил этикета написания электронных писем; соблюдать дисциплину при ожидании сообщения; привитие навыков самообразования и самовоспитания;
- развивающая: научить корректно излагать письменно свои мысли; научить умению анализировать; развитие творческой активности учащихся; научить ребят составлять деловое электронное письмо; развивать интерес к предмету.
Технические средства: компьютеры, локальная сеть и сеть Интернет, web-камеры, микрофоны, проектор.
План урока
Вступительное слово учителя (1 минута)
Проверка домашнего задания (2-3 минуты)
Актуализация знаний (2-3 минут)
Телеконференция (13 минут)
Практическая часть (10 минут)
Подведение итогов (5 минут)
Выставление оценок с комментариями (2-3 минуты)
Определение объема домашнего задания (2 минуты)
Сценарий урока
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята и гости урока! Начну наш урок строками одного из современных журналов: «Живи Пушкин в наши дни, наверняка усадил бы Татьяну Ларину писать письмо Евгению Онегину за компьютер, а Ленский бы назначал свидания Ольге в IСQ. Эпистолярный жанр трансформировался под естественным влиянием времени. Во всех уголках земного шара ежедневно отправляются миллионы электронных посланий: коммерческих и административных, дружеских и любовных. Люди находят деловых партнеров, назначают встречи и обсуждают условия сделок с помощью Интернет - общения. Обратная сторона процесса - по статистике 89 процентов пользователей тратят ежедневно больше часа на расшифровку неграмотных сообщений. Для России цифру можно смело увеличить. Как таковой культуры письма у нас не заведено, и многие люди на ходу обучаются полезному навыку. Естественно, допуская ошибки».
Итак, тема сегодняшнего урока – «Умеем ли мы общаться? Этикет электронной почты».
Попробуем выяснить на уроке, правила составления электронного делового письма.
2. Проверка домашнего задания (устный опрос).
Для начала давайте вспомним: Что такое электронная почта?
Ответ: Электронная почта – это сервис Интернета, который предоставляет услуги по отправке и получению электронных сообщений.
В чем преимущество электронной почты от обычной почты?
Ответ: Преимущества электронной почты перед обычной: скорость пересылки сообщений; электронное сообщение может содержать не только текстовые файлы, но и программы, графику, звук и т.д.
Возможности электронной почты.
Ответ: Электронная почта позволяет: посылать сообщение сразу нескольким абонентам; пересылать письма на другие адреса.
Адрес электронной почты.
Ответ: адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name.
Например, …
3. Актуализация знаний
Отлично! А теперь, давайте выясним, из каких основных этапов состоят письма (не только электронные).
Ответ: Основные разделы письма: приветствие; обращение; основная часть (повод, по которому письмо создается); подпись.
Итак, мы выяснили, из каких «разделов» состоит любое письмо.
Какой стиль подходит к написанию деловых писем?
Ответ: К написанию подобных писем нужно использовать деловой стиль общения, язык публикаций тоже подходит для написания деловых писем. На уроках русского языка мы с ними знакомились.
4. Телеконференция
Выполнить подключение связи.
У нас есть возможность задать вопросы, связанные по грамотному информационному наполнению современного делового письма специальному корреспонденту газеты «Гимназия +», который имеет опыт по написанию таких сообщений.
Дома вы должны были набросать для себя вопросы по составлению делового письма. С ними Вы можете обратиться к Кулеш Ирине.
Добрый день Ирина!
Итак, первый вопрос…
Учащиеся поднимают руки и задают свои вопросы.
Какие формы приветствия в деловой корреспонденции следует использовать?
Ответ: Приветствие лучше выбирать из нейтральных вариантов, таких как: «Добрый день», «Здравствуйте», «Уважаемая редакция» и т.д.
Всевозможные «Доброе время суток» лучше отложить для неформального общения.
Обращаться в деловой корреспонденции желательно так же нейтрально-вежливо: «Уважаемый». И дальше имя или имя-отчество.
Перебор с изъявлениями уважения или с демонстрацией открытости не приветствуются. Электронные письма - вполне демократичный способ общения, но и не совсем простой. Почти, как заведено у английских джентльменов: после знакомства они не говорят, что им ОЧЕНЬ приятно. Просто ПРИЯТНО. А иначе возникают обязательства.
Можно ли опускать приветствие или обращение и сразу же перейти к сути дела?
Ответ: Немного вежливости никогда не повредит, поэтому лучше будет начать письмо с приветствия, а потом изложить свой вопрос (проблему).
Каков оптимальный размер делового письма?
Ответ: Оптимальный размер текста - тот, что читается при открытии письма без прокручивания страницы. Исходя из этого принципа, нужно уметь оформлять письма. Учитывая, что немало места уходит на графы с адресом и темой письма, на суть остается несколько абзацев. Когда тем в письме планируется несколько, стоит отбивать их если не отдельными пунктами, то абзацами. Это значительно облегчает зрительное восприятие послания, смысловую разбивку предложенной на рассмотрение информации и, соответственно, ее усвоение.
Хорошо, а если мне нужно будет отправить какую-то объемную информацию? Как быть в этом случае? Уменьшить шрифт или существует другой способ?
Ответ: Все подробности во вложении. Нежелательно пересказывать в письме подробно и нудно лишнюю, справочную информацию. Необходимые документы и презентации можно прикрепить во вложение. Получателю будет удобнее открыть отдельные файлы.
Если у вас или вашей организации есть сайт, сделайте на него ссылку и поместите ее в письмо, а не пересказывайте все сведения своими словами. То же самое в отношении полезных материалов из различных сайтов. Не нужно копировать текст в тело письма, уместнее обойтись ссылкой с кратким комментарием или просьбой ознакомиться.
Верно ли, что если мое письмо будет с орфографическими и пунктуационными ошибками, то его могут не прочитать?
Ответ: Грамотным людям неприятно читать письма с орфографическими и пунктуационными ошибками. Это может существенно смазать впечатление от выгодного предложения или при первом знакомстве. Поэтому, даже для перестраховки, полезно проверять текст с помощью специальных компьютерных программ. Тем, кто не уверен в своем знании русского языка, можно порекомендовать использовать короткие фразы и заменять те слова, в правописании которых возникают сомнения, на знакомые синонимы.
Можете ли вы прокомментировать подпись электронного письма. Чем она отличается от подписи в простом письме?
Ответ: Электронная подпись – это специально созданный файл (signature), который представляет собой вашу текстовую подпись. Наличие электронной подписи в ваших сообщениях является не только правилом хорошего тона для деловой переписки, но и прекрасным способом ненавязчивой рекламы вашего бизнеса.
Вот несколько правил составления и использования электронной подписи:
- Электронная подпись не должна превышать 5-6 строк.
- Количество символов в строке должно быть не более 70.
- Подпись должна выключать в себя вашу фамилию и имя, электронный адрес, адрес страницы в Интернет (если есть), а также текст или слоган, дающий представление о вашем бизнесе, (либо) продуктах, (либо) услугах. Иногда в подписи включают свои любимые афоризмы.
- Ваш e-mail и адрес страницы в Интернет должны быть активными. Это значит, что не все почтовые программы "узнают" электронные адреса электронной почты и Интернета, вида ivanov@mail.ru или www.ivanov.ru. Нужно к адресу электронной почты подписать "mailto:адрес почтового ящика" а к веб-адресу – "http:// адрес сайта".
- Используйте разделительную линию, отделяющую подпись от основного сообщения. Разделительная линия способствует привлечению внимания к вашим данным.
- Полезно иметь несколько вариантов подписей, которые можно гибко использовать в зависимости от характера переписки.
- Однажды созданная подпись, будет автоматически включаться во все ваши исходящие письма.
Принято ли использовать смайлики в деловой почте?
Ответ: Смайлики – это заменитель невербальной составляющей человеческого общения, предлагаемые в виде рожиц, которые составлены из точек, запятых, дефисов и др. символов. Служат для усиления эмоциональной окраски вашего текста.
Для деловой переписки это лишне!
Избегайте публичного «флейма», т.е. сообщений, отсылаемых в состоянии гнева, аффекта и плохого настроения.
Такие сообщения лишь усугубляют ситуацию и заставят Вас о них, в последствии, сожалеть.
Спасибо за полезные комментарии. До свидания!
А теперь рассмотрим возможности почтовых программ на практике. Внимание на экран (учитель показывает на практике решения на поставленные задачи учеников).
5. Практическая часть
Задание: Используя рассылку сообщений, отправить друг другу письма, которые были составлены дома, учитывая этикет написания электронных писем.
6. Подведение итогов урока
Ответьте на следующие вопросы:
- Что нового узнали?
- Нужно ли знать этик делового письма?
- Как вы думаете, в каких профессиях можно использовать эти знания?
Рефлексия по Синквейну (Приложение 1)
Предложить следующее предложение – «Этикет написания электронного делового письма».
- первая строка – (ключевое слово/выражение);
- вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение;
- третья срока - три глагола, показывающие действие понятия;
- четвёртая строка - короткое предложение, в котором высказывают своё отношение к данному понятию;
- пятая строка - одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
7. Выставление оценок с комментариями.
Критерии оценок:
- Культура речи;
- Владение информационной терминологией;
- Количество вопросов;
- Качество вопросов:
- Содержательность;
- Информативность;
- Практические навыки работы с электронной почтой.
8. Определение объема домашнего задания.
На адрес www.lymartv@yandex.ru отправить письмо-приглашение на следующую телеконференцию.
Самостоятельно ознакомиться с темой «Телеконференции» (п.12.8.3., страница 439-441)
Раздать брошюры с «Умеем ли мы общаться? Этикет электронной почты» (Приложение 2)
Спасибо за урок! До свидания!