Дидактический материал к учебнику русского языка 8-го класса якутской школы по теме: "Сложное предложение" (на материале произведений В.Г. Короленко)

Разделы: Русский язык


Задание 1. Подчеркните грамматические основы. Какие это предложения по наличию грамматических основ? Укажите средства связи между частями.

1 группа.

  1. Теперь Макар считал за чужими людьми в долгу кусок жареного мяса, а у него подобные долги никогда не пропадали.
  2. Умный конек, помахивая укоризненно хвостом, тихо поковылял в требуемом направлении, и вскоре скрип Макаровых полозьев затих у татарских ворот.
  3. Макар и сам сейчас только прошел по плахам Алешки, но тут была разница.
  4. Деревья, белые от инея, стояли по обеим сторонам, а внизу, суживаясь, маячила дорожка, и в конце ее насторожилось жерло большой плахи (“Сон Макара”).

2 группа.

  1. У якутов по зимам никогда не прекращается топка, и потому у них нет приспособлений для закрывания трубы.
  2. В обыкновенное время мы не особенно радовались подобным гостям, но теперь живой человек был очень кстати.
  3. Тогда в юрте настанет опять безмолвие мрака, а в мое сердце опять вольется тоска.
  4. Только край неба отсвечивает еще потухающими лучами зари, да где-то далеко, под задумчиво синеющими горами, стоит огонек. (“Соколинец”)

Задание 2. Укажите средства связи в сложносочиненных предложениях. Какие смысловые отношения выражены между составляющими их частями?

  1. У Макара каждый раз захватывало на минуту дыхание, и в глазах ходили какие – то багровые круги.
  2. Он продаст завтра шкуру , и старуха не станет его колотить.
  3. Сзади несется торжественный гул церковного колокола, а над темною чертой горизонта, на светлом небе мелькают черными силуэтами вереницы якутских всадников.
  4. Между тем луна опустилась, а вверху, в самом зените, стало белесоватое облачко и засияло переливчатым фосфорическим блеском.
  5. Правда, это были чужие ловушки, но ведь лисица могла попасть и в чужие.
  6. По его расчетам, он давно должен бы уже выйти из Ямалаха и увидеть колокольню, но он все кружил в тайге (“Сон Макара”)
  1. К этому огоньку я приставил сухих поленьев смолистой лиственницы, и в несколько мгновений мое жилье изменилось до неузнаваемости.
  2. Якуты, вообще говоря, народ очень добродушный, и во многих улусах принято, как обычай, оказывать новоприбывшим поселенцам довольно существенную помощь.
  3. Теперь это лицо нравилось мне уже несколько менее, чем в первую минуту, но все же оно было довольно приятно.
  4. Пароход держал курс на Сахалин, но скалистых берегов дикого острова еще не было видно.
  5. Шли, шли, вышли на утесик, глядим, а внизу , над речкой , гиляк стоит, снасть чинит.
  6. Через минуту огонь принимался за свою игру с новой силой, и в юрте раздавались частые взрывы, точно пистолетные выстрелы. (“Соколинец”)

- Какие предложения осложнены вводными словами?

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы частей сложносочиненного предложения.

  1. Она как будто торопилась уйти но Макар с попиком ее нагоняли.
  2. Звезды, величиною каждая с яблоко, так и сверкали а луна, точно дно большой золотой бочки ,сияла ,как солнце, освещая равнину от края до края.
  3. Они то и дело обгоняли всадников и пеших людей а между тем все вокруг казалось пусто.
  4. Большею частью это были татары но попадались и коренные чалганцы.
  5. Старик заплакал а старуха ударила его ногою, точно быка, и сказала слабым но сердитым голосом.
  6. Его старуха была громадная, гордая старуха и ему нести ее было бы еще труднее.
  7. Поравнявшись с убийцей, они испуганной стаей кидались далеко в сторону и долго еще после того слышался в воздухе быстрый тревожный звон его маленьких крыльев.
  8. Он был одет в богатые, неизвестные Макару меха и ткани а на ногах у него были светлые сапоги, обшитые плисом.
  9. И в тайге он плакал и слезы у него мерзли на ресницах и от горя холод проникал до самого сердца.
  10. Через год Ахметка опять приходил “за бумагом” но Василий больше не возвращался.

-Укажите лексическое значение выделенных слов.

Задание 4. Определите смысловые отношения между частями и средства их соединения, укажите количество простых предложений, объединенных в сложное, расставьте знаки препинания.

  1. И он пошел за старухой а старуха перед смертью побиралась и ее некому было кормить.
  2. Снег мгновенно обагрялся кругом, как кипень а пятна на убийце выступали яснее и в его взоре виднелись дикое отчаяние и ужас.
  3. Средняя дверь отворилась и вошел старый – престарый Тойон.
  4. И за тобой осталась недоимка и поп за тобою считает ругу и исправник грешит из- за тебя.
  5. И у него было тяжело на сердце и он хотел сидеть у своей старухи а нужда его гнала в тайгу…
  6. Поп Иван в первую минуту даже испугался и стал дергать Макара за полу соны но Макар отмахнулся и продолжал по – прежнему.
  7. Тогда в его душе стало темно и в ней забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью.
  8. И плакал старый попик Иван и молодые божьи работники лили слезы, утирая их широкими белыми руками.

Сложноподчиненное предложение

Задание 5. Тема: Придаточные изъяснительные.

Спишите, расставляя знаки препинания, поставьте к придаточным предложениям вопросы, укажите союзы и союзные слова.

  1. Все же мой Макар твердо помнил что он коренной чалганский крестьянин.
  2. Кроме того, он говорил иногда что желал бы все бросить и уйти на гору.
  3. Какая это гора где она он точно не знал; знал только что гора эта есть.
  4. Дело было в канун рождества, и Макару было известно что завтра большой праздник.
  5. Ему казалось что в потемневшей чаще она насмешливо вильнула еще раз хвостом и окончательно скрылась.
  6. Макар смекнул почему татарин так охотно уступал ему лошадь.
  7. Макар с удивлением заметил что после попа Ивана не остается следов на снегу.
  8. А зайцы становились перед ним на задние лапки и хохотали, докладывая что Макар заблудился и не выйдет из тайги.
  9. Но он знает одно что в сердце его истощилось терпение.

Задание 6. Тема: Придаточные определительные.

Спишите, расставляя знаки препинания и согласуя союзное слово который с определяемыми словами.

  1. Макару ясно виднелась под самой тайгой снежная плешь Ямалахского холмика за котор… в тайге у него поставлены были ловушки для всякого лесного зверя и птицы.
  2. Вот он выбежал на просеку котор… некогда сам прорубил.
  3. Он узнал знакомого татарина котор… шесть лет тому назад увел у него пегого коня.
  4. Макар тот самый Макар котор… никогда в жизни не произносил более десяти слов кряду вдруг ощутил в себе дар слова.
  5. Он и есть тот самый Макар котор… настроил в тайге хитрые машины для его, зайца, погибели.

Задание7. Распространенные определения замените придаточными определительными.

  1. Из-под копыт его летели целые тучи снежной пыли, сверкавшей разноцветными переливами звездных лучей.
  2. Молодой человек, сидевший у камелька, поднял голову и посмотрел на Макара смутным взглядом, как будто не узнавая его.
  3. Его жена, крепкая, жилистая, замечательно сильная и столь же замечательно безобразная женщина, знавшая насквозь все его нехитрые помышления, угадала и на этот раз его намерение.
  4. Попик, угадавший, очевидно, его сокровенную мысль, повернулся к нему.
  5. Вдруг Макар, внимательно всматривавшийся в одного всадника, свернул с дороги и побежал за ним.

Задание 8. В приводимых сложноподчиненных предложениях из рассказа Короленко “Сон Макара” найдите придаточные, определите их вид, укажите средства связи. Подчеркните грамматическую основу.

Но пока отцы и дети Макара воевали с тайгой, жгли ее огнем, рубили железом, сами они незаметно дичали.2. Очень гордился своим званием и иногда ругал других “погаными” якутами, хотя, правду сказать, сам не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни.3. Он хлопнул ее по плечу так сильно, что она покачнулась, и лукаво подмигнул.4. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошел в избу.5. Лисица рылась в снегу когтями именно так, как она ему виделась прежде. 6. Если у Макара не было денег, поп Иван сам посылал за бутылкой, и они пили вместе.7. Теперь же он пришел к убеждению, что и старики говорят иногда правду.8. Но он всего этого не видел, потому что в его сердце вливалось слепое отчаяние.9.Он нес его потому, что впереди все еще маячила – звездочкой в тумане – надежда.

Задание 9. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Поставьте вопросы к придаточным и определите их значение. Объясните значение фразеологизмов.

  1. Когда пришли домочадцы от попа остались лишь ноги.
  2. И Макар поднялся ворча про себя что даже после смерти не дают человеку покоя .
  3. Он выводил горлом дикие скрипучие звуки повторяя на разные лады что завтра большой праздник.
  4. Хотя задолго до смерти он все собирался купить сапоги чтобы явиться на суд…теперь стоял перед тойоном, как последний якут, в дрянных торбасишках и пожелал провалиться сквозь землю.
  5. Этот сон видел бедный Макар который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны тот самый Макар на которого, как известно, валятся все шишки.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Задание 10. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных. Каким способом они присоединяются к главным предложениям?

  1. Звуки, вырывавшиеся из его горла, скрипели и стонали в вечернем воздухе так уныло и жалобно, что у чужого человека, который в это время взобрался на юрту, чтобы закрыть трубу камелька, стало от Макаровой песни еще тяжелее на сердце.
  2. Всего удивительнее было то обстоятельство, что это был тот самый попик Иван, который умер назад тому четыре года.
  3. Он подумал, что теперь ему очень удобно ходить по чужим ловушкам, так как никто об этом не может узнать.
  4. Когда Макар оглядывался, ему казалось, что темная тайга сама убегает от них назад, а высокие снежные горы точно таяли в сумраке ночи и быстро скрывались за горизонтом.
  5. Макару казалось, что он увидел, как белая пыль летит из-под копыт его пегашки.
  6. Макар горячился и кричал нарочно, чтобы собрать вокруг себя побольше народу, так как он привык бояться татар.
  7. Разве он знал, зачем и куда увели его старшего сына, которого взяли в солдаты, и где он умер, и где теперь лежат его бедные кости?
  8. Тогда Макар увидел, что поп Иван служит у Тойона суруксутом (писарем), и очень осердился, что тот по-приятельски не сказал ему об этом раньше.
  9. Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в одиночку биться с тяжелою нуждой.
  10. Конечно, если бы Макар мог видеть, какое действие производила его речь на старого Тойона, если б он видел, что каждое его гневное слово падало на золотую чашку, как свинцовая гиря, он усмирил бы свое сердце.

Задание 11. Расставьте знаки препинания; определите вид подчинительной связи придаточных частей с главной; составьте схемы предложений.

1. Несмотря на свою старость он тащил на плечах еще более древнюю старуху ноги которой волочились по земле. 2. Весы нужны чтобы взвесить добро и зло какое ты сделал при жизни. 3. Конечно, он не знал какое горе лежало на сердце чужих людей какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер какие образы чудились в фантастических переливах огня и дыма.4. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.5. Было совершенно темно когда Макар почувствовал что его кто – то толкнул 4. ногой.6. Он пел что завтра праздник и что он выпил пять возов дров.7. Старый тойон посмотрел на него и спросил кто он и откуда и как зовут и сколько ему лет от роду.8. Я забыл о том что привело его в тюрьму и ссылку что пережил он. 9. Ты забыл что ты умер и что теперь тебе не надо ни есть ни пить.

- Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

  1. Несмотря на свою старость, он тащил на плечах еще более древнюю старуху, ноги которой волочились по земле.
  2. Весы нужны, чтобы взвесить добро и зло, какое ты сделал при жизни.
  3. Конечно, он не знал, какое горе лежало на сердце чужих людей, какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер, какие образы чудились в фантастических переливах огня и дыма
  4. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
  5. Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто – то толкнул ногой.
  6. Он пел, что завтра праздник и что он выпил пять возов дров.
  7. Старый тойон посмотрел на него и спросил, кто он , и откуда, и как зовут, и сколько ему лет от роду.
  8. Я забыл о том, что привело его в тюрьму и ссылку, что пережил он.
  9. Ты забыл, что ты умер и что теперь тебе не надо ни есть, ни пит

Бессоюзное сложное предложение

Задание 12. Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой.

1. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня.2. Речь у него лилась плавно и страстно, слова гнались одно за другим вперегонку и потом становились стройными рядами. 3. .Бедному псу, по – видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно выглядывался в беспросветно серую мглу. 4. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдоль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы.

Задание 13. Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях.

  1. За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
  2. Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
  3. Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
  4. Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
  5. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз.
  6. Еду этто к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать.
  7. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль.

Задание 14. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите, восстанавливая пунктуацию между частями сложных бессоюзных предложений; расставьте другие знаки препинания.

  1. Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
  2. Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
  3. Туман стоял неподвижно выжатый из воздуха сорокоградусным морозом и все тяжелее налегал на примолкшую землю всюду взгляд упирался в бесформенную безжизненную серую массу и только вверху прямо над головой где – то далеко далеко висела одинокая звезда пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
  4. У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
  5. Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший так много догнать конного татарина.
  6. И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.

Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

  1. Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло.
  2. Перестал слушаться - жизнь моя кончилась.
  3. Туман стоял неподвижно, выжатый из воздуха сорокоградусным морозом, и все тяжелее налегал на примолкшую землю; всюду взгляд упирался в бесформенную, безжизненную серую массу, и только вверху, прямо над головой, где- то далеко, далеко висела одинокая звезда, пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
  4. У него была задняя мысль: выведать кое-что от старого попика.
  5. Макар удивился при виде этой бешеной скачки, как мог он, пеший, так много догнать конного татарина.
  6. И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.

Задание 15. Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания.

  1. При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника он видел даже первую плаху.
  2. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
  3. Взглянув себе под ноги он так же не увидел следов снег был чист и гладок, как скатерть.
  4. Они шли уже целую неделю так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер так много прошли они лесов и равнин.
  5. От попов он не видел никакого толку получают ругу а не научили даже когда надо дать татарину листок табаку.
  6. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик он был, очевидно, чалганец это было видно по лицу по одежде даже по походке.
  7. Якуты топят всю ночь без перерыва в короткую незакрытую трубу тепло вытягивает быстро.
  8. Вот подходим к реке под вечер видим на берегу люди какие – то.
  9. Якуты относились к нему с почтением поселенцы величали его в глаза Василием Ивановичем и только за глаза звали Васькой попы, выезжая на требу, охотно заезжали к нему на перепутье и сами сажали его за стол.
  10. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских юрт, не стояли прямыми, неподвижными столбами их гнуло к западу веял восточный ветер.

- Подчеркните грамматические основы в предложениях.
- Проверьте свою работу:

  1. При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника; он видел даже первую плаху.
  2. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
  3. Взглянув себе под ноги, он так же не увидел следов: снег был чист и гладок, как скатерть.
  4. Они шли уже целую неделю: так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер, так много прошли они лесов и равнин.
  5. От попов он не видел никакого толку: получают ругу, а не научили даже когда надо дать татарину листок табаку.
  6. Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик; он был, очевидно, чалганец ; это было видно по лицу, по одежде, даже по походке.
  7. Якуты топят всю ночь без перерыва: в короткую незакрытую трубу тепло вытягивает быстро.
  8. Вот подходим к реке под вечер, видим: на берегу люди какие – то.
  9. Якуты относились к нему с почтением, поселенцы величали его в глаза Василием Ивановичем и только за глаза звали Васькой; попы, выезжая на требу, охотно заезжали к нему на перепутье и сами сажали его за стол.
  10. Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских юрт, не стояли прямыми, неподвижными столбами - их гнуло к западу, веял восточный ветер.

Сложноподчиненное предложение с различными видами связи

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложениям.

  1. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы и хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной они унывали.
  2. Макару казалось что он идет на него но звон все удалялся и по мере того как его переливы доносились все тише и тише в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
  3. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
  4. Лицо старого тойона было доброе и когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце он смотрел на это лицо и ему становилось легче.
  5. Он стал перечислять свои работы и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.

Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:

  1. Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы, и, хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной, они унывали.
  2. Макару казалось, что он идет на него, но звон все удалялся, и, по мере того как его переливы доносились все тише и тише, в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
  3. Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
  4. Лицо старого тойона было доброе, и, когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце, он смотрел на это лицо, и ему становилось легче.
  5. Он стал перечислять свои работы, и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду, но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.

-Укажите предложения, одна из частей которых односоставное. Определите вид односоставного предложения.

Задание 17. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.

  1. Мы кое – как приладили эти приспособления наша труба закрывалась снаружи и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
  2. Я знал что скоро веселый огонь станет смолкать пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что – то, побегут огненные змейки.
  3. Цербер уселся против камелька установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние по временам только он поворачивает ко мне голову и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
  4. Я выпустил Цербера и пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше я выглянул из сеней.
  5. Теперь я уже знаю привычный бродяга обманывал себя уверяя что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.

- Проверьте свою работу:

  1. Мы кое – как приладили эти приспособления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
  2. Я знал, что скоро веселый огонь станет смолкать; пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву, потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что – то, побегут огненные змейки.
  3. Цербер уселся против камелька, установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние; по временам только он поворачивает ко мне голову, и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
  4. Я выпустил Цербера, и,пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше, я выглянул из сеней.
  5. Теперь я уже знаю: привычный бродяга обманывал себя, уверяя, что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.

Задание 18. Прочитайте, объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

  1. Но когда мне приходилось приобретать в этой среде новое знакомство и если при этом у нового знакомого оказывалась оседланная лошадь, а в седле болтались вьючные “сумы – переметы”, то вопрос о принадлежности лошади внушал некоторые сомнения, а содержимое “переметов” вызывало размышления о способе его приобретения.
  2. Слобода почти наполовину населена ссыльными, татарами, и так как в этот день у татар будет праздник, то улица имела довольно оживленный вид.
  3. На другом конце длинной улицы появилась кучка всадников, и я узнал бега, до которых и якуты, и татары большие охотники.
  4. Всадников было человек пять, они мчались, как ветер, и когда кавалькада приблизилась, то впереди я различил серого конька, на котором вчера приехал Багылай.
  5. Льдины на окнах начали таять, и из этого можно заключить, что на дворе мороз стал меньше, так как в сильные морозы льдина не тает и с внутренней стороны.