Задание 1. Подчеркните грамматические основы. Какие это предложения по наличию грамматических основ? Укажите средства связи между частями.
1 группа.
- Теперь Макар считал за чужими людьми в долгу кусок жареного мяса, а у него подобные долги никогда не пропадали.
- Умный конек, помахивая укоризненно хвостом, тихо поковылял в требуемом направлении, и вскоре скрип Макаровых полозьев затих у татарских ворот.
- Макар и сам сейчас только прошел по плахам Алешки, но тут была разница.
- Деревья, белые от инея, стояли по обеим сторонам, а внизу, суживаясь, маячила дорожка, и в конце ее насторожилось жерло большой плахи (“Сон Макара”).
2 группа.
- У якутов по зимам никогда не прекращается топка, и потому у них нет приспособлений для закрывания трубы.
- В обыкновенное время мы не особенно радовались подобным гостям, но теперь живой человек был очень кстати.
- Тогда в юрте настанет опять безмолвие мрака, а в мое сердце опять вольется тоска.
- Только край неба отсвечивает еще потухающими лучами зари, да где-то далеко, под задумчиво синеющими горами, стоит огонек. (“Соколинец”)
Задание 2. Укажите средства связи в сложносочиненных предложениях. Какие смысловые отношения выражены между составляющими их частями?
- У Макара каждый раз захватывало на минуту дыхание, и в глазах ходили какие – то багровые круги.
- Он продаст завтра шкуру , и старуха не станет его колотить.
- Сзади несется торжественный гул церковного колокола, а над темною чертой горизонта, на светлом небе мелькают черными силуэтами вереницы якутских всадников.
- Между тем луна опустилась, а вверху, в самом зените, стало белесоватое облачко и засияло переливчатым фосфорическим блеском.
- Правда, это были чужие ловушки, но ведь лисица могла попасть и в чужие.
- По его расчетам, он давно должен бы уже выйти из Ямалаха и увидеть колокольню, но он все кружил в тайге (“Сон Макара”)
- К этому огоньку я приставил сухих поленьев смолистой лиственницы, и в несколько мгновений мое жилье изменилось до неузнаваемости.
- Якуты, вообще говоря, народ очень добродушный, и во многих улусах принято, как обычай, оказывать новоприбывшим поселенцам довольно существенную помощь.
- Теперь это лицо нравилось мне уже несколько менее, чем в первую минуту, но все же оно было довольно приятно.
- Пароход держал курс на Сахалин, но скалистых берегов дикого острова еще не было видно.
- Шли, шли, вышли на утесик, глядим, а внизу , над речкой , гиляк стоит, снасть чинит.
- Через минуту огонь принимался за свою игру с новой силой, и в юрте раздавались частые взрывы, точно пистолетные выстрелы. (“Соколинец”)
- Какие предложения осложнены вводными словами?
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы частей сложносочиненного предложения.
- Она как будто торопилась уйти но Макар с попиком ее нагоняли.
- Звезды, величиною каждая с яблоко, так и сверкали а луна, точно дно большой золотой бочки ,сияла ,как солнце, освещая равнину от края до края.
- Они то и дело обгоняли всадников и пеших людей а между тем все вокруг казалось пусто.
- Большею частью это были татары но попадались и коренные чалганцы.
- Старик заплакал а старуха ударила его ногою, точно быка, и сказала слабым но сердитым голосом.
- Его старуха была громадная, гордая старуха и ему нести ее было бы еще труднее.
- Поравнявшись с убийцей, они испуганной стаей кидались далеко в сторону и долго еще после того слышался в воздухе быстрый тревожный звон его маленьких крыльев.
- Он был одет в богатые, неизвестные Макару меха и ткани а на ногах у него были светлые сапоги, обшитые плисом.
- И в тайге он плакал и слезы у него мерзли на ресницах и от горя холод проникал до самого сердца.
- Через год Ахметка опять приходил “за бумагом” но Василий больше не возвращался.
-Укажите лексическое значение выделенных слов.
Задание 4. Определите смысловые отношения между частями и средства их соединения, укажите количество простых предложений, объединенных в сложное, расставьте знаки препинания.
- И он пошел за старухой а старуха перед смертью побиралась и ее некому было кормить.
- Снег мгновенно обагрялся кругом, как кипень а пятна на убийце выступали яснее и в его взоре виднелись дикое отчаяние и ужас.
- Средняя дверь отворилась и вошел старый – престарый Тойон.
- И за тобой осталась недоимка и поп за тобою считает ругу и исправник грешит из- за тебя.
- И у него было тяжело на сердце и он хотел сидеть у своей старухи а нужда его гнала в тайгу…
- Поп Иван в первую минуту даже испугался и стал дергать Макара за полу соны но Макар отмахнулся и продолжал по – прежнему.
- Тогда в его душе стало темно и в ней забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью.
- И плакал старый попик Иван и молодые божьи работники лили слезы, утирая их широкими белыми руками.
Сложноподчиненное предложение
Задание 5. Тема: Придаточные изъяснительные.
Спишите, расставляя знаки препинания, поставьте к придаточным предложениям вопросы, укажите союзы и союзные слова.
- Все же мой Макар твердо помнил что он коренной чалганский крестьянин.
- Кроме того, он говорил иногда что желал бы все бросить и уйти на гору.
- Какая это гора где она он точно не знал; знал только что гора эта есть.
- Дело было в канун рождества, и Макару было известно что завтра большой праздник.
- Ему казалось что в потемневшей чаще она насмешливо вильнула еще раз хвостом и окончательно скрылась.
- Макар смекнул почему татарин так охотно уступал ему лошадь.
- Макар с удивлением заметил что после попа Ивана не остается следов на снегу.
- А зайцы становились перед ним на задние лапки и хохотали, докладывая что Макар заблудился и не выйдет из тайги.
- Но он знает одно что в сердце его истощилось терпение.
Задание 6. Тема: Придаточные определительные.
Спишите, расставляя знаки препинания и согласуя союзное слово который с определяемыми словами.
- Макару ясно виднелась под самой тайгой снежная плешь Ямалахского холмика за котор… в тайге у него поставлены были ловушки для всякого лесного зверя и птицы.
- Вот он выбежал на просеку котор… некогда сам прорубил.
- Он узнал знакомого татарина котор… шесть лет тому назад увел у него пегого коня.
- Макар тот самый Макар котор… никогда в жизни не произносил более десяти слов кряду вдруг ощутил в себе дар слова.
- Он и есть тот самый Макар котор… настроил в тайге хитрые машины для его, зайца, погибели.
Задание7. Распространенные определения замените придаточными определительными.
- Из-под копыт его летели целые тучи снежной пыли, сверкавшей разноцветными переливами звездных лучей.
- Молодой человек, сидевший у камелька, поднял голову и посмотрел на Макара смутным взглядом, как будто не узнавая его.
- Его жена, крепкая, жилистая, замечательно сильная и столь же замечательно безобразная женщина, знавшая насквозь все его нехитрые помышления, угадала и на этот раз его намерение.
- Попик, угадавший, очевидно, его сокровенную мысль, повернулся к нему.
- Вдруг Макар, внимательно всматривавшийся в одного всадника, свернул с дороги и побежал за ним.
Задание 8. В приводимых сложноподчиненных предложениях из рассказа Короленко “Сон Макара” найдите придаточные, определите их вид, укажите средства связи. Подчеркните грамматическую основу.
Но пока отцы и дети Макара воевали с тайгой, жгли ее огнем, рубили железом, сами они незаметно дичали.2. Очень гордился своим званием и иногда ругал других “погаными” якутами, хотя, правду сказать, сам не отличался от якутов ни привычками, ни образом жизни.3. Он хлопнул ее по плечу так сильно, что она покачнулась, и лукаво подмигнул.4. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошел в избу.5. Лисица рылась в снегу когтями именно так, как она ему виделась прежде. 6. Если у Макара не было денег, поп Иван сам посылал за бутылкой, и они пили вместе.7. Теперь же он пришел к убеждению, что и старики говорят иногда правду.8. Но он всего этого не видел, потому что в его сердце вливалось слепое отчаяние.9.Он нес его потому, что впереди все еще маячила – звездочкой в тумане – надежда.
Задание 9. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Поставьте вопросы к придаточным и определите их значение. Объясните значение фразеологизмов.
- Когда пришли домочадцы от попа остались лишь ноги.
- И Макар поднялся ворча про себя что даже после смерти не дают человеку покоя .
- Он выводил горлом дикие скрипучие звуки повторяя на разные лады что завтра большой праздник.
- Хотя задолго до смерти он все собирался купить сапоги чтобы явиться на суд…теперь стоял перед тойоном, как последний якут, в дрянных торбасишках и пожелал провалиться сквозь землю.
- Этот сон видел бедный Макар который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны тот самый Макар на которого, как известно, валятся все шишки.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Задание 10. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных. Каким способом они присоединяются к главным предложениям?
- Звуки, вырывавшиеся из его горла, скрипели и стонали в вечернем воздухе так уныло и жалобно, что у чужого человека, который в это время взобрался на юрту, чтобы закрыть трубу камелька, стало от Макаровой песни еще тяжелее на сердце.
- Всего удивительнее было то обстоятельство, что это был тот самый попик Иван, который умер назад тому четыре года.
- Он подумал, что теперь ему очень удобно ходить по чужим ловушкам, так как никто об этом не может узнать.
- Когда Макар оглядывался, ему казалось, что темная тайга сама убегает от них назад, а высокие снежные горы точно таяли в сумраке ночи и быстро скрывались за горизонтом.
- Макару казалось, что он увидел, как белая пыль летит из-под копыт его пегашки.
- Макар горячился и кричал нарочно, чтобы собрать вокруг себя побольше народу, так как он привык бояться татар.
- Разве он знал, зачем и куда увели его старшего сына, которого взяли в солдаты, и где он умер, и где теперь лежат его бедные кости?
- Тогда Макар увидел, что поп Иван служит у Тойона суруксутом (писарем), и очень осердился, что тот по-приятельски не сказал ему об этом раньше.
- Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в одиночку биться с тяжелою нуждой.
- Конечно, если бы Макар мог видеть, какое действие производила его речь на старого Тойона, если б он видел, что каждое его гневное слово падало на золотую чашку, как свинцовая гиря, он усмирил бы свое сердце.
Задание 11. Расставьте знаки препинания; определите вид подчинительной связи придаточных частей с главной; составьте схемы предложений.
1. Несмотря на свою старость он тащил на плечах еще более древнюю старуху ноги которой волочились по земле. 2. Весы нужны чтобы взвесить добро и зло какое ты сделал при жизни. 3. Конечно, он не знал какое горе лежало на сердце чужих людей какие воспоминания теснились в их головах в этот вечер какие образы чудились в фантастических переливах огня и дыма.4. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.5. Было совершенно темно когда Макар почувствовал что его кто – то толкнул 4. ногой.6. Он пел что завтра праздник и что он выпил пять возов дров.7. Старый тойон посмотрел на него и спросил кто он и откуда и как зовут и сколько ему лет от роду.8. Я забыл о том что привело его в тюрьму и ссылку что пережил он. 9. Ты забыл что ты умер и что теперь тебе не надо ни есть ни пить.
- Проверьте свою работу, проанализируйте
расстановку знаков препинания:
Несмотря на свою старость, он тащил на плечах
еще более древнюю старуху, ноги которой
волочились по земле.
Бессоюзное сложное предложение
Задание 12. Определите значения данных бессоюзных сложных предложений, объясните употребление в них запятой и точки с запятой.
1. По расчищенному месту побежали изгороди, стали скирды и стога, разрастались маленькие дымные юртенки; наконец, точно победное знамя, на холмике из середины поселка выстрелила к небу колокольня.2. Речь у него лилась плавно и страстно, слова гнались одно за другим вперегонку и потом становились стройными рядами. 3. .Бедному псу, по – видимому, тоже становилось страшно ввиду наступающего царства мертвящего мороза; он прижимался ко мне и задумчиво вытягивая острую морду, настораживая чуткие уши, внимательно выглядывался в беспросветно серую мглу. 4. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдоль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы.
Задание 13. Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях.
- За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
- Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
- Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
- Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
- Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - это снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз.
- Еду этто к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать.
- Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль.
Задание 14. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите, восстанавливая пунктуацию между частями сложных бессоюзных предложений; расставьте другие знаки препинания.
- Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
- Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
- Туман стоял неподвижно выжатый из воздуха сорокоградусным морозом и все тяжелее налегал на примолкшую землю всюду взгляд упирался в бесформенную безжизненную серую массу и только вверху прямо над головой где – то далеко далеко висела одинокая звезда пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
- У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
- Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший так много догнать конного татарина.
- И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.
Проверьте свою работу, проанализируйте
расстановку знаков препинания:
Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло.
Задание 15. Определите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и расставьте недостающие знаки препинания.
- При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника он видел даже первую плаху.
- Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
- Взглянув себе под ноги он так же не увидел следов снег был чист и гладок, как скатерть.
- Они шли уже целую неделю так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер так много прошли они лесов и равнин.
- От попов он не видел никакого толку получают ругу а не научили даже когда надо дать татарину листок табаку.
- Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик он был, очевидно, чалганец это было видно по лицу по одежде даже по походке.
- Якуты топят всю ночь без перерыва в короткую незакрытую трубу тепло вытягивает быстро.
- Вот подходим к реке под вечер видим на берегу люди какие – то.
- Якуты относились к нему с почтением поселенцы величали его в глаза Василием Ивановичем и только за глаза звали Васькой попы, выезжая на требу, охотно заезжали к нему на перепутье и сами сажали его за стол.
- Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских юрт, не стояли прямыми, неподвижными столбами их гнуло к западу веял восточный ветер.
- Подчеркните грамматические основы в
предложениях.
- Проверьте свою работу:
- При фосфорическом свете ему была ясно видна невысокая городьба из валежника; он видел даже первую плаху.
- Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
- Взглянув себе под ноги, он так же не увидел следов: снег был чист и гладок, как скатерть.
- Они шли уже целую неделю: так много они оставили за собой падей и сопок, рек и озер, так много прошли они лесов и равнин.
- От попов он не видел никакого толку: получают ругу, а не научили даже когда надо дать татарину листок табаку.
- Между другими фигурами Макару попался незнакомый старик; он был, очевидно, чалганец ; это было видно по лицу, по одежде, даже по походке.
- Якуты топят всю ночь без перерыва: в короткую незакрытую трубу тепло вытягивает быстро.
- Вот подходим к реке под вечер, видим: на берегу люди какие – то.
- Якуты относились к нему с почтением, поселенцы величали его в глаза Василием Ивановичем и только за глаза звали Васькой; попы, выезжая на требу, охотно заезжали к нему на перепутье и сами сажали его за стол.
- Клубы дыма, дружно поднимаясь изо всех слободских юрт, не стояли прямыми, неподвижными столбами - их гнуло к западу, веял восточный ветер.
Сложноподчиненное предложение с различными видами связи
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложениям.
- Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы и хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной они унывали.
- Макару казалось что он идет на него но звон все удалялся и по мере того как его переливы доносились все тише и тише в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
- Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки но тому некогда было подымать ее Макар уже настигал его с яростным криком.
- Лицо старого тойона было доброе и когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце он смотрел на это лицо и ему становилось легче.
- Он стал перечислять свои работы и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.
Проверьте свою работу, проанализируйте расстановку знаков препинания:
- Отцы и деды Макара отвоевали у тайги кусок промерзшей землицы, и, хотя угрюмая чаща все еще стояла кругом враждебною стеной, они унывали.
- Макару казалось, что он идет на него, но звон все удалялся, и, по мере того как его переливы доносились все тише и тише, в сердце Макара вступало тупое отчаяние.
- Ветка лиственницы сдернула шапку из головы Алешки, но тому некогда было подымать ее: Макар уже настигал его с яростным криком.
- Лицо старого тойона было доброе, и, когда у Макара становилось слишком уже тяжело на сердце, он смотрел на это лицо, и ему становилось легче.
- Он стал перечислять свои работы, и хотя он помнил каждый удар топора, и каждую срубленную жердь, и каждую борозду, но он прибавлял целые тысячи жердей, и сотни возов дров, и сотни бревен, и сотни пудов посева.
-Укажите предложения, одна из частей которых односоставное. Определите вид односоставного предложения.
Задание 17. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
- Мы кое – как приладили эти приспособления наша труба закрывалась снаружи и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
- Я знал что скоро веселый огонь станет смолкать пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что – то, побегут огненные змейки.
- Цербер уселся против камелька установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние по временам только он поворачивает ко мне голову и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
- Я выпустил Цербера и пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше я выглянул из сеней.
- Теперь я уже знаю привычный бродяга обманывал себя уверяя что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.
- Проверьте свою работу:
- Мы кое – как приладили эти приспособления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого приходилось взбираться на плоскую крышу юрты.
- Я знал, что скоро веселый огонь станет смолкать; пламя лениво и томно потянется по раскаленному дереву, потом останется только куча углей и по ним, нашептывая что – то, побегут огненные змейки.
- Цербер уселся против камелька, установился на огонь и сидит неподвижно, точно белое изваяние; по временам только он поворачивает ко мне голову, и в умных глазах собаки я читаю благодарность и ласку.
- Я выпустил Цербера, и,пока он неистовствовал и заливался на своем обычном сторожевом посту на крыше, я выглянул из сеней.
- Теперь я уже знаю: привычный бродяга обманывал себя, уверяя, что он доволен своим спокойным существованием, своим домком, и коровкой, и бычком по третьему году, и оказываемым ему уважением.
Задание 18. Прочитайте, объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Но когда мне приходилось приобретать в этой среде новое знакомство и если при этом у нового знакомого оказывалась оседланная лошадь, а в седле болтались вьючные “сумы – переметы”, то вопрос о принадлежности лошади внушал некоторые сомнения, а содержимое “переметов” вызывало размышления о способе его приобретения.
- Слобода почти наполовину населена ссыльными, татарами, и так как в этот день у татар будет праздник, то улица имела довольно оживленный вид.
- На другом конце длинной улицы появилась кучка всадников, и я узнал бега, до которых и якуты, и татары большие охотники.
- Всадников было человек пять, они мчались, как ветер, и когда кавалькада приблизилась, то впереди я различил серого конька, на котором вчера приехал Багылай.
- Льдины на окнах начали таять, и из этого можно заключить, что на дворе мороз стал меньше, так как в сильные морозы льдина не тает и с внутренней стороны.