Быстрое развитие информационных технологий влияет на постановку целей и задач школьного курса информатики, заставляет вносить коррективы в содержание дисциплины “Информатика”, а соответственно оказывает большое влияние на уровень подготовленности учащихся.
Выделим основные признаки, характеризующие процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся по предмету “Информатика”:
- формирование у школьников мотивации к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков;
- определение сущности процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
- определение структуры и содержания процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
- выявление совокупности условий и факторов, влияющих на эффективность формирования у школьников профессиональных умений и навыков.
Высокого уровня эффективности можно достичь, если учебно-воспитательный процесс имеет личностно ориентированную направленность, высокую степень дифференцированности и основан на ярком самовыражении учеников. Важным звеном данного процесса является системность курса информатики. Под системностью в данном случае понимаем процесс перехода количественных признаков (накопленного информационно-профессионального знания) к качественным (формированию предпрофессионального опыта), который осуществляется по определенной зависимости (в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами) до полной готовности к социально востребованному профессиональному действию.
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.
Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. “Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску”, - так многие авторы определяют понятие “метод обучения”.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.
Наибольший интерес из всех известных классификаций вызывает исследовательский метод обучения.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что
- учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
- знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
- деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
К исследовательскому методу обучения относится и метод проектов. Рассмотрим его более подробно.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Главной задачей современной школы является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает сумму знаний, ученик получает, закрепляет на практических занятиях, учитель затем контролирует качество усвоения, эти задачи решить не может.
Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность (методика поставленных задач). Эта методика делает учебный процесс более эффективным, так как обучающийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать оптимальный набор информации, необходимый ему в жизни.
Организовать решение задач можно через учебно-проектную деятельность. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
В школе его можно рассматривать как метод, направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.
Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. В данном случае точнее будет говорить о проектном подходе, чем о большом проекте. В 6 и 8 классах при изучении текстового процессора, дается краткий теоретический курс по какой-то теме, а затем практическое задание – образец, которое школьник должен получить в результате своей работы. У школьника есть образец, но нет детального руководства по выполнению работы, и тогда ему приходится самостоятельно осваивать какие-то приемы работы с редактором. По завершении одной работы ученику выдается следующая и т.д. В старших классах проект разрабатывается в течение серии занятий и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы. В зависимости от возраста, информационная часть вводится либо сразу всем объемом (в старших классах), либо на каждом занятии небольшими порциями.
В зависимости от объема проекта различается и его оценка: сравнение работ участников проекта, степень индивидуальности можно осуществить внутри группы, класса, если проект небольшой, затрагивает небольшую тему. Можно защиту проекта осуществить при изучении темы проекта на уроке по соответствующему предмету.
Ясно, что перед учеником и педагогом стоят разные задачи, разные цели. Ученик должен выполнить работу в соответствии с заданием, педагогу нужно, чтобы в результате этой работы ученик овладел определенными знаниями и умениями. Кроме того, педагогу важно, чтобы ученик научился не только самостоятельно применять тот или иной прием работы, но и находить самостоятельно ответы на вопросы, переносить свой опыт на более сложное задание, осваивать самостоятельно те или иные программные средства. Последнее очень важно для того, чтобы из школьника получился грамотный пользователь компьютера.
Какие подсказки здесь возможны? Это и Help, справочная литература, учебник, набор инструкций и, конечно, консультации педагога. Но консультация педагога не должна содержать прямой ответ на вопрос, а направить поиск ученика в нужном направлении.
Первый небольшой опыт использования проектного подхода показал, что он вполне применим на уроках и дает результаты. Он позволяет:
- организовать не изучение компьютерных технологий, а освоение в процессе практического использования, тогда новое запоминается крепче (моторная память);
- прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми технологиями;
- реализовать самостоятельный выбор удобного для ученика стиля изучения тем или приемов работы.
В старших классах целесообразно рассматривать межпредметные проекты, что помогает формировать у школьников систему научных знаний, обобщенных познавательных умений.
Информатику целесообразно сочетать не только с точными науками, экономикой, биологией. Можно найти общие точки соприкосновения с информатикой любого школьного предмета, в том числе истории, литературы и т.д.
Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного курса информатики.
Учитывая интерес детей к работе с графикой и презентациями, выполненными в приложении PowerPoint, предлагаем рассмотреть применение метода проектов для изучения крупного тематического блока.
Целью предложенных учебных проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся.
В результате своей творческой и практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Содержание проектного задания состоит в том, что конечный результат можно получить, последовательно выполняя каждый этап. С помощью проектов учащиеся могут выбирать дифференцированные учебные задачи.
Внешний вид работ учащихся будут разными в зависимости от использованных источников для сбора данных, от творчества и трудоспособности каждого ученика. Используя проектный метод обучения, ученики постигают всю технологию решения учебных задач – от постановки проблемы до представления результата.
Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях.
Работа обучаемого в среде PowerPoint позволяет учащимся отрабатывать навыки изложения собственных представлений для раскрытия выбранной темы, планирования своей деятельности.
Учащиеся 5 и 6 классов создают свои проекты в среде графического редактора Paint, учащиеся 7 класса – в среде программирования LogoWriter или PowerPoint.
Первым этапом выполнения учениками проектного задания будет самостоятельный сбор данных в соответствии с заданным направлением.
Для подготовки каждого, на первый взгляд простого рисунка в среде графического редактора Paint учащийся должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм “вырисовывания” предложенного рисунка.
После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам.
Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.
В 6 классе учащиеся продолжают разрабатывать свои проекты в графическом редакторе Paint и начинают освоение векторного редактора, встроенного в приложение PowerPoint.
Именно в 6 классе закладываются первые “кирпичики” в фундамент знания по моделированию сложных плоских и объемных конструкций. Это одна из самых любимых тем шестиклассников.
Учащимся предлагается создать рисунки из перечня, предложенного в учебнике, или придумать самим.
Прежде чем начать “строительство”, учащимся необходимо подготовить элементы мозаики. А для этого необходимо вычленить каждый элемент из общей конструкции. Продумать последовательность сборки каждой фигуры. Работа эта не самая трудная, но очень кропотливая и требующая большой предварительной подготовки и терпения.
Сложным испытанием для шестиклассников стало задание на сборку объемных конструкций их кубиков. Дети никак не хотели воспринимать виденную ими картинку как объемную. Тогда учащимся предложили активную форму работы. Для этого учителем была разработана презентация, позволившая учащимся самим пройти весь путь построения объемной конструкции, ощутить радость от успешного завершения работы (Приложение1).
Принципиально иной подход к построению рисунка в 7 классе в среде LogoWriter. Здесь дети совершают первые шаги в программировании. На уроке учащимся выдается задание на создание рисунка, например иллюстрации к сказке А. Пушкина “Золотая рыбка”.
- Подготовка к выполнению рисунка очень трудоемка и занимает не один урок.
- Учащимся предстоит выполнить проект данного рисунка на бумаге;
- рассчитать все возможные расстояния перемещения и углы поворотов исполнителя;
- продумать последовательность выполнения рисунка.
- Для учащихся 7 класса эта работа является очень сложной, т.к. дети не обладают еще достаточным объемом знаний по геометрии, чтобы быстро и правильно выполнять некоторые расчеты.
Интереснейшие работы представляют учащиеся 7 классов, работая в приложении PowerPoint. Освоив приемы работы в этом приложении, учащиеся легко начинают создавать собственные работы, увязывая их с любыми другими учебными предметами, а не только с информатикой. Особый интерес для них приобретает возможность создания собственного “мультика”, дети готовы целые дни проводить за компьютером.
Проекты учащихся (фрагменты)
Проект “Золотая рыбка”
Проект “Свойства равнобедренного треугольника”, подготовленный ученицей 7 класса
Проект “Роль колеса в вычислительной технике”, подготовленный ученицей 6 класса
Проект “Перед огнем все равны”, подготовленный учеником 7 класса
Проект “Лесной пожар”, подготовленный учеником 5 класса
Проект “Парящие над волнами”, подготовленный учеником 7 класса и посвященный памяти конструктора-корабела Р.Е. Алексеева
Проект “Компьютерная сказка” для малышей по устройству компьютера подготовлен ученицей 8 класса
Проект “Нижегородские губернаторы. Исторические анекдоты” подготовленный учащимися 7 “А” класса в рамках Летописи Нижегородской области, разрабатываемой в школе № 78 Сормовского района г. Нижнего Новгорода
Проект “Бараш-поэт” подготовлен учеником 10 класса в качестве учебного пособия по применению векторного редактора для учащихся 7 класса.
Проект “Три признака равенства треугольников”, подготовленный учащимися 7 “А” класса для заключительного урока по теме “Треугольник. Равенство треугольников” в курсе геометрии 7 класса.