Цель:Обобщить и систематизировать знания.
- Повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.
- Воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.
1. Орг. момент
Приветствие. Пожелаем здоровья гостям. За правильные ответы вы будете получать снежинки.
2. Объявление темы:
- Сегодня мы будем закреплять знания, приобретенные на предыдущих уроках.
Стихотворный отрывок записан на доске:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белокрылая лебедка,
Здравствуй, матушка – зима!
- Прочитайте, как приветствует зиму поэт Вяземский. Какие чувства он передает? (восхищение, рад зиме)
- Почему поэт зиму называет лебедкой? (слово «Лебедь» - белая)
- Как думаете, почему мы сегодня начали урок с этого стихотворения?
- Да, сегодня мы будем говорить о красоте русской зимы. Правы и те, кто заметил, что в словах стихотворения спрятались орфограммы. Вот об этом мы и будем вести разговор.
3. Чистописание.
- Подготовим пальчики к работе:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
Этот пальчик безымянный –
Он избалованный самый,
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
- Рассмотрите, какие узоры нарисовал мороз на окне. (Прикрепляю к доске карточки с рисунком узоров – соединений письменных букв о и е: ЕОЕОЕЕООЕОЕО)
4. Повторение орфограмм в корне слов.
- Если в доме замерзли окна, значит надо затопить печь. (На доске три домика, на которых написаны слова с пропущенными буквами.)
- Выбери любое слово в домике, вставь пропущенную букву и передай мел другому. Последний рисует дым из трубы.
- Докажите выбор буквы, другие ученики показывают сигналы.
- Устно к этой картинке (показываю зимний пейзаж) выберете слова из домика.
«Изморозь» - выяснить лексическое значение.
- На какие группы можно разбить эти слова? (Cущ., прил., гл. – по частям речи, безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные – по орфограммам.)
- Еще раз внимательно прочитайте слова. Теперь запишите по памяти слова, которые запомнили. (Закрываю доску.)
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте.
- У кого нет ошибок? У кого ошибки на орфограмму – безударная гласная в корне, непроизносимая согласная, парная согласная?
5. Физминутка.
Видеоотрывок из мультфильма про пингвинов.
- Пингвины приглашают вас на танец.
- Игра на внимание: назовите слова на зимнюю тему с орфограммами в корне.
6. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Из своих он будет первый,
А из всех идет последним,
Извещает он народ,
Что уходит старый год.
(Декабрь)
- Какая орфограмма есть в корне этого слова?
- Кто согласен?
- Как думаете, какие еще слова у меня на карточках? (Февраль и январь)
- Почему вы так думаете? (Открываю слова.)
- Что в них общего? (Зимние месяцы, с безударными гласными в корне, словарные, с «Ь» на конце, отвечают на вопрос «что?», в них по 2 слога.)
- Чем эти слова отличаются друг от друга? (Январь начинается с гласной буквы, а декабрь и февраль с согласной, в слове «январь» - 6 букв, а в словах «декабрь» и «февраль» - по 7 букв, январь и февраль год начинают, а декабрь год заканчивают, в декабре и январе по 31 дню, а в феврале 28 или 29 дней.)
- Запишите эти слова.
- Как думаете, какие слова пропущены в предложении?
На доске: __________________ году начало, ________________ середина.
- Комментированное управление. Запишите в тетрадь.
Работа по карточкам:
Январь на пороге | жди морозного утра. |
Небо звездное и чистое | прибыло дня на куриный скок. |
Осень ненастная | к урожаю хлеба. |
На новый год сильный мороз и малый снег идет | дождливая весна. |
- Если к началу предложения в первом столбике найдете конец во втором столбике, то узнаем народные приметы (ключ: 1-2; 2-1; 3-4; 4-3).
7. Самостоятельная работа.
- Из текста примет выписать слова 1-й ряд: с непроизносимыми согласными в корне, 2-й ряд: с безударной гласной в корне, 3-й ряд: с парными согласными в корне слова.
8. Физминутка.
- Отдыхаем. Выполняйте только ту мою просьбу, когда в корне слова гласная стоит в сильной позиции и звучит четко: встали, бег на месте, стоп, побежали, кричим, ходим на месте, стойте, усаживайтесь удобно.
9. Повторение
- Любите кататься с горки зимой? Скатись, определяя слово. (1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях)
- Как называются зимние осадки? (Снег)
- Если он зимой ударит, спрятать всех носы заставит. (Мороз)
- Деревенская дубленка. (Тулуп)
- Время года, которое идет перед зимой. (Осень)
- Куча снега. (Сугроб)
- Овощ, который используется для лепки снежной бабы. (Морковь)
- Как по-вашему, какое слово лишнее?
10. Итог
- Как вы на улице греете руки, ноги? (Хлопаем и топаем)
- Если я прочитаю верное высказывание, то вы хлопаете, если нет – топаете.
- Чтобы не играли с нами в прятки непроизносимые согласные, изменяем слово так, ребятки, чтобы после согласного шел гласный звук. Согласны вы? (Хлопают)
- Чтобы парный согласный в корне слова слышался ясно, надо подобрать однокоренное слово. Так? (Топают)
- Чтобы парный согласный в корне слова правильно писать, надо изменять слово – после согласного ставить главный, и слышать будете его вы ясно. (Хлопают)
- Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её поставь под ударение. (Хлопают)
- Теперь ребята подсчитайте свои снежинки. У кого больше 10 получают оценку «5», от 5 до 10 – «4».
11. Домашнее задание
- Составить предложение о зиме, используя опорные слова с. 84, упр. 121