Цель:
- Формирование знаний об отделе мохообразных, о их значений в природе и жизни человека. Совершенствование умений работать с источником, микроскопом; анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки групповой и исследовательской деятельности.
- воспитание экологической культуры, в ходе изучения значения мхов и влияния хозяйственной деятельности человека на мохообразных; воспитание уважения к мнению других.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Метод: беседа, групповая работа, моделирование, исследовательская работа.
Оборудование: карточки на столах, гербарий с различными видами мхов, микропрепарат «Строение листа сфагнума », стаканы с водой, чашки Петри, мох – сфагнум, учебники, книга «Растения Прикамья», магнитофон, аудиокассета «Звуки природы», фломастеры, чистые листы, компьютер, проектор, экран, магниты.
На доске записаны термины: антеридий, архегоний, спорогон, гигроскопичность.
Ход урока
1. Звучит музыка « Утро у лесного ручья» (30 сек.) (Приложение 1).
Учитель (3 мин.): Это древнейшая группа растений. В основном растут на болотистых местах, имеют мелкие листья, невысокие стебли, не цветут, многолетние, широко используются человеком при строительстве деревянных построек.
- Догадайтесь, о ком идет речь?
Сегодня мы будем знакомиться с мохообразными. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока, сегодняшнее число.
Учитель на доске записывает тему урока.
- Что вы хотите знать о мхах? (2 мин.)
(Учащиеся говорят вопросы, которые хотели бы узнать на уроке. Определяются задачи урока.)
2. Учитель: Ребята, ваши одноклассники поработали с дополнительной литературой и сейчас хотят рассказать о значении мхов. Внимательно послушайте их, пожалуйста.
Выступление ребят. (3- 4 мин.)
Учитель: Какое значение имеют мхи? (Приложение 1)
- мхи – индикаторы чистоты воздуха;
- некоторые мхи – первые поселенцы после пожаров, образуют почву;
- в состав сфагновых мхов входит вещество – сфагнол, который убивает болезнетворные бактерий, поэтому их используют для перевязки ран;
- мхи образуют болота, которые являются источником пресной воды на Земле.
Учитель: Спасибо, ребята. Пожалуйста, присаживайтесь на свои места. А если вы хотите узнать, еще больше о значении мхов обратитесь после уроков к книге «Растения Прикамья».
3. А) Отдел Мохообразные объединяет два класса и несколько подклассов (Приложение 1). (5 мин.)
Б)* А чем отличаются между собой листостебельные мхи и печеночники?
Давайте обратимся к заданию 1 на карточках.
(Учащиеся работают над заданием, затем каждая группа отвечает по очереди).
Анализ ответов групп учащихся. (Приложение 1)
В) Теперь проведем рефлексию ( на доске по каждому этапу выставляется количество « 5», « 4», « 3», « 2». Каждый ученик ставит себе оценку в тетрадь).
4. * А как размножаются мхи?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним задание 2. ( 6 -7 мин.) (Приложение 1)
А)
Б) * Почему мхи не могут жить в сухих местах, например на лугах ?
Рассматривается цикл размножения мхов (Приложение 1):
- преобладает гаметофит;
- происходит чередование поколений;
- для оплодотворения нужно много воды, поэтому могут жить только вблизи водоемов, болот.
В) Рефлексия. (Выставление оценок в группах и на доске.)
5. * В местах появления большого количества сфагнума, через некоторое время почва начинает заболачиваться. Почему?
А) Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно обратиться к опыту. Это задание 3. (6 мин.)
Учащиеся выполняют лабораторную работу 1 «Микроскопическое строение листа сфагнума».
Ответ: В листьях сфагнума есть живые - фотосинтезирующие и мертвые клетки – водосборные.
Б) Далее выполняют лабораторную работу № 2 «Гигроскопические способности сфагнума».
Ответ: Благодаря мертвым, водосборным клеткам сфагнум может впитывать и запасать много воды в своих тканях. Сфагнум верхней частью постоянно растет, а нижняя часть отмирает и гниет. А вода, находящаяся в клетках накапливается, способствуя образованию болота.
Учитель: Мхи обладают гигроскопическими свойствами – способностью впитывать много воды или влаги.
В) Рефлексия (самооценка) (1 мин.)
6. Молодцы, вы очень хорошо справились. А теперь давайте ответим на вопросы. (2 мин.) (Приложение 1).
- Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе?
- Если дома в горшочек посадить одну особь мха, будет ли он размножаться?
- Почему мох местное население использует в строительстве?
- Почему не бывает древовидных мхов?
7. Домашнее задание. (2 мин.)
- Изучите параграф 40 и ответьте на вопросы после параграфа.
- Поищите материалы из разных источников о свойствах мхов, которые подойдут под рубрику « А вам слабо?»
- Постарайтесь найти еще материал о том, где человек может использовать мхи, учитывая их свойства.
8. Итоговая рефлексия.
Ребята, что вы узнали сегодня?
Учитель: Спасибо всем за прекрасный урок. (Звучит музыка «Звуки природы».)
Карточки к уроку по теме «Мохообразные» (приложение 2).