"Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели

  1. Дидактическая - обобщить знания об имени прилагательном, разучить новые словарные слова.
  2. Развивающая - учить последовательно рассуждать, развивать речь учащихся, мышление.
  3. Воспитательная - воспитывать в детях умение видеть основания своих действий, на основе имеющихся представлений, учить создавать новые ситуации.

Оборудование: учебник: Полякова А.В. «Русский язык 2 класс». (1-4)

Ход урока

I. Создание психологического комфорта

II. Чистописание

Отгадайте зашифрованные слова.

Первые буквы этих слов будем писать на минутке чистописания.

1. Ребус

(Волк)

2. Запись на доске

акшубаб /бабушка/

У: Определите, эта запись является словом или нет.
Д: Нет, т.к. ничего не обозначает.
У: Расшифруйте слово. (Бабушка)
У: Какие буквы будем писать на чистописании?
Д: б, в
У: Почему в одну группу выделили?
Д: В основе овал.
У: Чередуя, пишем. Красивые удачные подчеркиваем карандашом. Записываем отгаданные слова через строчку друг от друга.

III.Актуализация знаний

1. Обобщение изученного

У: Прочитайте слова на доске:

 

 

злой

 

нежные

 

добрая

 

 

кровожадное

 

 

 

беспощадные

 

 

 

приветливые

У: Определите, к какой части речи они относятся. Обоснуйте ответ. (Ответы детей.)
У: В каких словах встретились буквы из минутки чистописания. (Ответы детей.)

 2. Аналитическая работа

У: По каким признакам можно разделить слова на группы?
Д: ед.ч. и мн.ч. прилагательных.

Задание:

1 ученик выписывает слова в ед.ч.
2 ученик - слова во мн. ч.

злой

беспощадные

добрая

нежные

кровожадное

приветливые

Дети делают вывод: прилагательные могут быть ед.ч. и мн. числа.

У: В каком столбике можно определить род прилагательных. Почему?
Дети делают вывод: В первом, т.к. слова в ед. ч.
У: Как определить?
Д: По вопросам, опорным словам, по окончаниям.

Задание:

а) Определите род прилагательных самостоятельно.
б) Взаимопроверка в парах и на доске.
в) Работа с прилагательными антонимами и синонимами.

У: Какие из данных слов могут сочетаться со словами волк и бабушка по смыслу и грамматически.
Д: волк злой, бабушка добрая.
У: Как назовем слова злой и добрая?
Д: Антонимы.
У: К словам добрая и злой подберите слова, подходящие по смыслу (из записанных на доске).
Пояснение к уроку: должна возникнуть проблемная ситуация, что словосочетания можно составить, но при этом следует изменить имена прилагательные.
У: Что нужно сделать со словами, чтобы получились словосочетания подходящие к схеме.

бабушка добрая + прил. + прил.

волк злой + прил. + прил.

Д: Слова надо изменить, т.к. слова должны быть связаны в речи, то есть должны стоять в том же числе, роде, что и остальные слова.

г) Самостоятельная запись словосочетаний.

IV. Продолжение работы над темой

У: Какие сказки вы знаете, где персонажами являются волк и бабушка?
Д: Красная шапочка Ш.Перро.
У: Почему так назвали девочку? (Ответы детей.)

Задания:

а) Запишите словосочетание красная шапочка.
б) Определите, какой частью речи выражены слова в словосочетании. Докажите.
в) Определите род и число. Как определили?
г) Словарная работа:
Красная шапочка отправилась к бабушке с гостинцами в корзинке. Что положила Красная шапочка в корзинку, вы узнаете, подобрав подходящие по смыслу слова к данным признакам. (Слова нужно подобрать из словаря в учебнике.)

Задание:

Что можно сказать о существительном, которое вставите?

Запись на доске:

1) жирное белое ________ (молоко)
2) сочные спелые _______ (яблоки)
3) душистая красная _______ (ягода)

Ответы детей: Первое слово будет стоять: в ед. ч. ср.р., второе - во мн. ч., третье - в ед. ч. ж.р.

д) самостоятельная словарная работа. Прослушивание детей.

У: Что помогли сделать прилагательные?
Д: Прилагательные помогли выделить один предмет из других по свойствам и признакам.

V. Физ. минутка

VI. Связь с ОБЖ и с жизнью

У: Какую ошибку совершила Красная шапочка, отправившись к бабушке?
Д: Нельзя было идти одной через лес, нельзя разговаривать с незнакомыми.
У: Как нужно было поступить? (Ответы детей)

VII. Словарь образных выражений

У: А можно было взять с собой друга или подругу, которых вы хорошо знаете и доверяете им. Такого друга называют «старым». Старый – это не потому, что он на самом деле старый, с бородой, а потому что вы друг друга давно знаете.
У: Если вы меня хорошо поняли, то легко дополните пословицу.

Лучшая вещь – ___________(новая)
Лучший друг – ___________(старый).

У: Какую роль выполнили имена прилагательные?

Дети делают вывод: помогли точнее, глубже понять суть существительных им принадлежащих.

VIII. Развитие речи. Обогащение словарного запаса

У: Завтра день 8 марта. Как могла Красная шапочка поздравить свою любимую бабушку? (Ответы детей.)
У: А вот что было в открытке на самом деле?

Милая дорогая любимая бабушка. Поздравляю тебя с днем 8 марта. Желаю тебе крепкого здоровья и большого счастья.

Красная шапочка.

У: Какие прилагательные использовала в своем поздравлении девочка? (Ответы детей.)

IX. Обобщение по уроку

У: О какой части речи говорили на уроке?
У: Какие выводы делали?

X. Домашнее задание

Составить предложение со словарными словами, используя прилагательные.