Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

Одним из важных моментов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.

Моя задача – организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов.

Для этого использую проблемно-поисковый метод, который помогает развивать самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу.

Создаю на уроке ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.

В рамках проблемно-поисковых методов я использую следующие приемы.

Приемы:

  1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.
  2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии.
  3. Оказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр.
  4. Формирование новых учебных выводов и обобщений.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как:

  • умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать, работать с научной литературой;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
  • умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
  • умение давать определения понятиям;
  • умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

Два года я возглавляла научное общество “Растишка”. Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллекта, приобретению умении и навыков ведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Работа этого общества позволяет осознать учащимся свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Основные задачи общества:

  • выявление детской одаренности;
  • раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
  • проведение исследований, имеющих практическое значение;
  • разработка и реализация проектов;
  • воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

Деятельность научного общества осуществляется в нескольких направлениях:

  • индивидуальная работа (подготовка докладов, сообщений);
  • групповая работа (совместная разработка проектов).

Свои работы учащиеся защищали перед учащимися разных классов, на празднике “День гимназии”, на городской НПК.

Правила выбора темы.

Приложение №1

На основе методических рекомендаций Тарасовой Е. И., преподавателя кафедры технологии, изложенных в работе “Проектная деятельность младших школьников” были разработаны этапы внедрения данной технологии. Мною и творческой группой учителей был разработан первый проектный урок по теме “Новогодний букет”. Я на практике показала этапы выполнения проекта. С коллегами отследили приемы и методы, обогащающие процесс обучения, заметили плюсы и минусы того, что наработали на педагогической мастерской.

В дальнейшем самостоятельно работали в этом направлении. Под моим руководством были созданы следующие проекты:

ФИО учащегося Класс Тема работы
 
1 Сурначёва Анна С любовью к природе. Бисер.
2004-2005 уч. год
1 Величкевич Дмитрий Пчёлы и их деятельность.
2005-2006 уч. Год
1 Несивкина Александра Изделия из солёного теста. Подарок бабушке.
2 Сердюк Евгений Путешествие в мир растений.
3 Величкевич Дмитрий 34А Пчёлы и здоровье человека.¦
2006-2007 уч. год
1 Терских Максим Космос. Знакомство.
2 Курзакова Екатерина

Курзакова Надежда

Лепка из глины.

Презентация “Исследовательская деятельность”.