Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Одним из важных моментов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.
Моя задача – организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов.
Для этого использую проблемно-поисковый метод, который помогает развивать самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу.
Создаю на уроке ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.
В рамках проблемно-поисковых методов я использую следующие приемы.
Приемы:
- Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.
- Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии.
- Оказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр.
- Формирование новых учебных выводов и обобщений.
Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как:
- умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
- умение наблюдать, работать с научной литературой;
- умение проводить эксперименты;
- умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
- умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
- умение давать определения понятиям;
- умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
Два года я возглавляла научное общество “Растишка”. Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллекта, приобретению умении и навыков ведения научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Работа этого общества позволяет осознать учащимся свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Основные задачи общества:
- выявление детской одаренности;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация проектов;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Деятельность научного общества осуществляется в нескольких направлениях:
- индивидуальная работа (подготовка докладов, сообщений);
- групповая работа (совместная разработка проектов).
Свои работы учащиеся защищали перед учащимися разных классов, на празднике “День гимназии”, на городской НПК.
Правила выбора темы.
На основе методических рекомендаций Тарасовой Е. И., преподавателя кафедры технологии, изложенных в работе “Проектная деятельность младших школьников” были разработаны этапы внедрения данной технологии. Мною и творческой группой учителей был разработан первый проектный урок по теме “Новогодний букет”. Я на практике показала этапы выполнения проекта. С коллегами отследили приемы и методы, обогащающие процесс обучения, заметили плюсы и минусы того, что наработали на педагогической мастерской.
В дальнейшем самостоятельно работали в этом направлении. Под моим руководством были созданы следующие проекты:
№ | ФИО учащегося | Класс | Тема работы |
1 | Сурначёва Анна | 2А | С любовью к природе. Бисер. |
2004-2005 уч. год | |||
1 | Величкевич Дмитрий | 3А | Пчёлы и их деятельность. |
2005-2006 уч. Год | |||
1 | Несивкина Александра | 2Б | Изделия из солёного теста. Подарок бабушке. |
2 | Сердюк Евгений | 3А | Путешествие в мир растений. |
3 | Величкевич Дмитрий | 34А | Пчёлы и здоровье человека.¦ |
2006-2007 уч. год | |||
1 | Терских Максим | 1А | Космос. Знакомство. |
2 | Курзакова Екатерина Курзакова Надежда |
1А 4Б |
Лепка из глины. |