Урок изучения новой темы "Давление твердых тел" в 7-м классе

Разделы: Физика


Эпиграф урока: «Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешся» Народная пословица.

Цели и задачи урока: ввод новой физической величины, используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы, развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное, выработать умение быстро мыслить, развитие монологической речи и умений аргументировано отстаивать свою мысль.

Оборудование: плакат, кюветы с песком, алюминиевые и стальные цилиндры, деталь в тисках, проволока в плоскогубцах, две емкости и песок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Вопросы к учащимся:
  4. Что такое сила?
  5. Падает мяч, какие тела взаимодействуют?
  6. Книга лежит на столе, какие здесь тела взаимодействуют?
  7. Чем характеризуется сила?
  8. Основная часть.

Однако, не всегда достаточно знать только действующие силы. Во многих случаях важно знать, на поверхность какой площади тела действует сила.

Давайте посмотрим на рисунок и проанализируем его. Огромный слон стоит на снегу, а обезьяна провалилась по пояс, ведь вес слона больше.

Посмотрим опыт: два одинаковых сосуда, затянутых тонкой бумагой, на один мы ставим мешочек песка, а на второй насыпаем песок тонким слоем. В первом случае бумага порвалась, а во втором нет. Что мы поменяли? Сила давления разная или одинаковая?

Значит, есть некая физическая величина, которая будет связывать силу, с которой тело давит на поверхность, и площадь поверхности. Этой физической величиной является давление.

Единица измерения давления [1Па]- Паскаль, названная так в честь французского ученого Блеза Паскаля, который жил в 17 веке, занимался математикой, философией, физикой, изобрел арифметическую машину, изучал давление воздуха, жидкости.Учитель показывает портрет ученого.

Формулу мы будем получать, используя проблемный эксперимент; (эксперимент выполняется учащимися на заранее приготовленных учителем бланках).

Цель эксперимента: выявить зависимость давления от площади соприкасающихся поверхностей и от веса тела.

Приборы и материалы: кювета с песком, два стальных и один алюминиевый цилиндры.

Опыт №1.

  • Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.
  • Что у них общего?
  • Чем они отличаются?
  • Поставьте их основанием на песок.
  • Какой цилиндр погрузился в песок глубже?
  • Почему?

Вывод: чем ………… вес тела, тем давление больше.

Опыт №2.

  • Возьмите два стальных цилиндра.
  • Что у них общего?
  • Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.
  • Где площадь соприкосновения больше?
  • Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.
  • Какой цилиндр погрузился глубже?

Вывод: чем площадь …………., тем давление меньше.

Дальше идет обсуждение полученных результатов. Учащиеся увидели сами, что чем больше сила, тем больше давление, а уменьшая площадь поверхности, они увеличили давление.

Записываем формулу:

Учитель. Записываем определение давления.

Демонстрации, показывающие направление силы давления: книга на столе, деталь в тисках, проволока в кусачках. Подчеркиваем, что сила давления всегда направлена перпендикулярно поверхности.

Физическая физкультурная минутка:

  • Шаг на месте.
  • «Силовые» упр. Взять книгу в руки и поднимать вверх.
  • Потянуться к «знаниям», вставая на мысочки.

Как менялось давление в каждом упражнении?

Ответ по плакату.

Работа по индивидуальным карточкам с последующей самопроверкой (на закрытой доске заранее даны верные ответы)

1-й вариант.

1. На каком рисунке давление на поверхность больше:

а) б)

2. Если площадь увеличилась в два раза, как при той же силе изменилось давление?

3. Если силу давления уменьшили в 3 раза, как изменилось давление?

4. Сила давления равна 4 Н, действует на поверхность площадью 2 см2. Чему равно давление?

5. Назовите единицу измерения веса тела

2-й вариант.

1. На каком рисунке давление на поверхность больше:

а) б)

2. Если площадь уменьшилась в три раза, как при той же силе изменилось давление?

3. Если силу давления увеличили в 2 раза, как изменилось давление?

4. Сила давления равна 3 Н, действует на поверхность площадью 1 см2. Чему равно давление?

5. Назовите единицу измерения силы тяжести.

Проверка самостоятельной работы.

Объяснения смысла эпиграфа урока.

Домашнее задание содержит экспериментальное задание.