Эпиграф урока: «Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешся» Народная пословица.
Цели и задачи урока: ввод новой физической величины, используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы, развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное, выработать умение быстро мыслить, развитие монологической речи и умений аргументировано отстаивать свою мысль.
Оборудование: плакат, кюветы с песком, алюминиевые и стальные цилиндры, деталь в тисках, проволока в плоскогубцах, две емкости и песок.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Вопросы к учащимся:
- Что такое сила?
- Падает мяч, какие тела взаимодействуют?
- Книга лежит на столе, какие здесь тела взаимодействуют?
- Чем характеризуется сила?
- Основная часть.
Однако, не всегда достаточно знать только действующие силы. Во многих случаях важно знать, на поверхность какой площади тела действует сила.
Давайте посмотрим на рисунок и проанализируем его. Огромный слон стоит на снегу, а обезьяна провалилась по пояс, ведь вес слона больше.
Посмотрим опыт: два одинаковых сосуда, затянутых тонкой бумагой, на один мы ставим мешочек песка, а на второй насыпаем песок тонким слоем. В первом случае бумага порвалась, а во втором нет. Что мы поменяли? Сила давления разная или одинаковая?
Значит, есть некая физическая величина, которая будет связывать силу, с которой тело давит на поверхность, и площадь поверхности. Этой физической величиной является давление.
Единица измерения давления [1Па]- Паскаль, названная так в честь французского ученого Блеза Паскаля, который жил в 17 веке, занимался математикой, философией, физикой, изобрел арифметическую машину, изучал давление воздуха, жидкости.Учитель показывает портрет ученого.
Формулу мы будем получать, используя проблемный эксперимент; (эксперимент выполняется учащимися на заранее приготовленных учителем бланках).
Цель эксперимента: выявить зависимость давления от площади соприкасающихся поверхностей и от веса тела.
Приборы и материалы: кювета с песком, два стальных и один алюминиевый цилиндры.
Опыт №1.
- Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.
- Что у них общего?
- Чем они отличаются?
- Поставьте их основанием на песок.
- Какой цилиндр погрузился в песок глубже?
- Почему?
Вывод: чем ………… вес тела, тем давление больше.
Опыт №2.
- Возьмите два стальных цилиндра.
- Что у них общего?
- Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.
- Где площадь соприкосновения больше?
- Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.
- Какой цилиндр погрузился глубже?
Вывод: чем площадь …………., тем давление меньше.
Дальше идет обсуждение полученных результатов. Учащиеся увидели сами, что чем больше сила, тем больше давление, а уменьшая площадь поверхности, они увеличили давление.
Записываем формулу:
Учитель. Записываем определение давления.
Демонстрации, показывающие направление силы давления: книга на столе, деталь в тисках, проволока в кусачках. Подчеркиваем, что сила давления всегда направлена перпендикулярно поверхности.
Физическая физкультурная минутка:
- Шаг на месте.
- «Силовые» упр. Взять книгу в руки и поднимать вверх.
- Потянуться к «знаниям», вставая на мысочки.
Как менялось давление в каждом упражнении?
Ответ по плакату.
Работа по индивидуальным карточкам с последующей самопроверкой (на закрытой доске заранее даны верные ответы)
1-й вариант.
1. На каком рисунке давление на поверхность больше:
а) б)
2. Если площадь увеличилась в два раза, как при той же силе изменилось давление?
3. Если силу давления уменьшили в 3 раза, как изменилось давление?
4. Сила давления равна 4 Н, действует на поверхность площадью 2 см2. Чему равно давление?
5. Назовите единицу измерения веса тела
2-й вариант.
1. На каком рисунке давление на поверхность больше:
а) б)
2. Если площадь уменьшилась в три раза, как при той же силе изменилось давление?
3. Если силу давления увеличили в 2 раза, как изменилось давление?
4. Сила давления равна 3 Н, действует на поверхность площадью 1 см2. Чему равно давление?
5. Назовите единицу измерения силы тяжести.
Проверка самостоятельной работы.
Объяснения смысла эпиграфа урока.
Домашнее задание содержит экспериментальное задание.