Тема урока "Растительный и животный мир смешанного леса" (по предмету "Окружающий мир")

Разделы: Начальная школа


Современная эпоха характеризуется всё углубляющимся противоречием между обществом и природой. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа учителя по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на окружающий мир и место человека в этом мире.
Цель данной методической разработки – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира.

Тема: Животный и растительный мир смешанного леса.

Цель: расширять и углублять природоведческие знания, развивать наблюдательность, мышление, внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать экологическую культуру.

Оборудование.

  1. Презентация «Животный и растительный мир смешанного леса».
  2. Костюмы сказочных героев – Царя Берендея, Лесовичка; растений – медуницы, ветреницы, берёзы, дуба; животных – зайца, медведя.
  3. Гербарии растений: брусники, черники.
  4. Образцы растений: пихта, сосна обыкновенная, ель, сосна сибирская.
  5. Карточки с названием животных (у каждого ученика).
  6. Карточки зелёного и красного цвета (у каждого ученика).
  7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия – фильм «Животные леса».
  8. Костюмы обитателей леса.
  9. Конституция РФ.

ХОД УРОКА

(На экране – слайды с изображением леса. См. Презентацию.)

Учитель. 

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.

– Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Из глубокой древности, из седой былинной старины пришло к нам короткое, как выдох слово «лес».
И сегодня на уроке мы снова с вами окажемся в уральском лесу, чтобы понять осознать всю сложность мироздания нашего общего природного дома.

(Звучит музыка, выход лесного царя).

Царь Берендей. Я, царь лесов, Берендей, приглашаю вас в гости!

(Изображение на экране: ярусы. См. Презентацию.)

Растения в лесу располагаются этажами – ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Ребятки, скажите, где больше ярусов в смешанном или хвойном лесу? (Ответы детей.)
– Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. А без света растения жить не могут, Как же решила этот вопрос природа?

(Изображение на экране: медуница, ветреница. См. Презентацию.)

(Исполняют песню девочки в театральных костюмах ветреницы и медуницы)

Если будешь долго-долго
Наблюдать за нашим лесом,
За любимым старым лесом
Многое увидишь тут.
Как в воде резвятся рыбки
Ветерок порхает зыбкий,
Как букашки и улитки
Дружною семьёй живут.

Царь Берендей. Вот и мои озорницы. Значит, с вопросами без меня справитесь.

Ветреница. Рано-рано весной, как только сойдёт снег, торопимся мы расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.

Медуница. На смену нам приходят теневыносливые растения. А, вы, их знаете? (Ответы детей)

(Изображение на экране: вороний глаз, ландыш. См. Презентацию.)

Учитель. Но не только травянистые растения составляют нижний ярус, есть и низкорослые кустарники. Образец одного из них на партах. Найдите, покажите, назовите. (Ответы детей)

(Изображение на экране: брусника, черника. См. Презентацию.)

Учитель. А какие лиственные деревья и кустарники, растущие в лесу, вы знаете?

(Выход детей в костюмах берёзки, дуба)

Берёза. Каждый год засеваю большие просторы миллионами своих мелких семян – орешков. Молодёжь моя растёт 15–20 лет – это их рассвет. Пройдёт ещё 10, и под пологом берёз поселятся молодые ели. Ведь недаром лесоводы называют меня «доброй няней ели», ведь это я молодые ёлочки от заморозков и от обжигающих лучей солнца оберегаю. А со временем, вытеснит ель меня, станет хозяйкой этого места, а моим семенам новое место обживать приходится.

Дуб. Вот услышал я, что черёмуха выделяет фитонциды, которые убивают микробы. А мои листочки губят стойкий микроб – дизентерийную палочку. Хотя я уже очень редко встречаюсь в уральских лесах, к этому привело сельскохозяйственное освоение лесов Урала, то есть их распашка.

Учитель. О какой группе деревьев в смешанном лесу, мы ещё не вспомнили?

(Изображение на экране: силуэты хвойных деревьев. См. Презентацию.)

Учитель. На партах лежат образцы хвойных деревьев (пихта, сосна обыкновенная, ель, сосна сибирская), определите и дайте название дерева.

Практическая работа

Учитель. Большое разнообразие растений, ярусность лесов, обилие пищи – всё это привело к образованию различных групп животных.

(Под музыку выбегает и поёт заяц)

Я прыгал как кузнечик
У берегов и речек,
Среди кустов и травки,
Живу я не один.
В траве колючий ёжик,
Спешит куда – то тоже.
А за кустом таится
Наверно… Крокодил.

(Убегает)

Учитель. Может ли это быть на самом деле? Крокодил – обитатель смешанных лесов? (Ответы детей)
– Давайте вспомним классы животных. (Ответы детей)
– На столах, у каждого есть карточка с названием животного, определите класс, назовите. (Ответы детей)
– На доске мы видим картинки с изображением животных разных классов, разделите их на разные экологические группы по определённому признаку.

1. По среде обитания (монтировка схемы). Каждому обитателю леса своё место.

  • околоводные и водные
  • обитатели стволов и крон деревьев
  • землерои
  • наземные.

Схема леса.

2. По способу питания.

– растительноядные;
– хищные;
, – всеядные.

(Работа с сигнальными карточками. Учитель называет животного, дети показывают карточку соответствующую способу питания животных)

Учитель. Заселяя наш лес, вы ориентировались на приспособление к жизни в лесу. Продолжим эту работу, заполняя таблицу, используя карточки с названием животных (карточки у каждого ребёнка на столе).

Приспособление животных к жизни в лесной полосе Названия животных
1. Селятся в дуплах старых деревьев.  
2. Могут передвигаться под снегом.  
3. С наступлением холодов впадают в оцепенение.  
4. Впадают в зимнюю спячку.  
5. Впадают в зимний сон.  

(Выход медведя).

Медведь (громко ревёт). Это кто тут меня звал? Мне давно пора в берлогу! Спать лечь я должен  до снега, чтобы по следам меня охотники не выследили. Это кто тут лесную столовую устроил? Белка или сойка?

(Медведь показывает детям проклеванную и погрызенную шелуху кедровых орешков. Дети определяют).

(Изображение на экране: фильм «Животные леса» из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»).

Учитель. Лес – это не только деревья и кустарники, но и травы, и звери, и птицы, и насекомые, которые живут в тесном взаимодействие. По этому предлагаю поработать над составлением цепей питания.

  • В парах. (На столах).
  • У доски с карточками.
  • С использованием костюмов.

(Дети надевают костюмы обитателей леса и выстраивают цепь питания).

Царь Берендей. – Люди всегда понимали, что без лесов жизнь на нашей планете невозможна и поэтому стремились найти какие – то формы их охраны. Важнейшим государственным документом сейчас является Конституция РФ, где сказано, что каждый гражданин России обязан беречь и охранять природу. Но кроме писаных правил существуют правила неписанные – это правила поведения. Надеюсь, вы их соблюдаете, думаю, не лишним будет вам сделать памятку в классе и придумать девиз.

Лесовичок.

Ухожу! Я ухожу!
Всё я больше не могу!

Учитель. Что же, ты, Лесовичок, так шумишь?

Лесовичок.

В траве осколки склянок
И сто консервных банок!

Учитель. Подожди! Не волнуйся, мы обязательно научимся и других научим, как надо вести себя в природе! (Дети делятся на группы.)

Практическая работа: каждая группа составляет аппликацию и девиз, пользуясь карточкой-помощницей.

Карточки-помощницы:

1. Ёлочку оставим мы в лесу…
2. Костёр в лесуне разожгу…
3. Зверюшку в дом я не возьму…

Защита плакатов каждой группой

Итог урока

Песня

Ничего на свете лучше нету
Чем спасти от гибели планету
Будет лес любимый свеж и зелен
Эту радость мы с тобой разделим.
Пусть вода всегда в реке струится
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем
Эту радость мы с тобой умножим.