Современная эпоха характеризуется всё
углубляющимся противоречием между обществом и
природой. В связи с этим большое значение
приобретает целенаправленная работа учителя по
формированию у подрастающего поколения
целостного взгляда на окружающий мир и место
человека в этом мире.
Цель данной методической разработки –
вовлечение каждого ученика в активный
познавательный процесс, причём в процесс не
пассивного овладения знаниями, а активной
познавательной деятельности и чёткого
осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том
числе и я – ученик – активная часть этого мира.
Тема: Животный и растительный мир смешанного леса.
Цель: расширять и углублять природоведческие знания, развивать наблюдательность, мышление, внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать экологическую культуру.
Оборудование.
- Презентация «Животный и растительный мир смешанного леса».
- Костюмы сказочных героев – Царя Берендея, Лесовичка; растений – медуницы, ветреницы, берёзы, дуба; животных – зайца, медведя.
- Гербарии растений: брусники, черники.
- Образцы растений: пихта, сосна обыкновенная, ель, сосна сибирская.
- Карточки с названием животных (у каждого ученика).
- Карточки зелёного и красного цвета (у каждого ученика).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия – фильм «Животные леса».
- Костюмы обитателей леса.
- Конституция РФ.
ХОД УРОКА
(На экране – слайды с изображением леса. См. Презентацию.)
Учитель.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.
– Удивительный мир природы. Он встречает нас
морем звуков, загадок и тайн. Заставляет
прислушаться, присмотреться, задуматься. Из
глубокой древности, из седой былинной старины
пришло к нам короткое, как выдох слово «лес».
И сегодня на уроке мы снова с вами окажемся в
уральском лесу, чтобы понять осознать всю
сложность мироздания нашего общего природного
дома.
(Звучит музыка, выход лесного царя).
Царь Берендей. Я, царь лесов, Берендей, приглашаю вас в гости!
(Изображение на экране: ярусы. См. Презентацию.)
Растения в лесу располагаются этажами –
ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса.
Ребятки, скажите, где больше ярусов в смешанном
или хвойном лесу? (Ответы детей.)
– Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. А без
света растения жить не могут, Как же решила этот
вопрос природа?
(Изображение на экране: медуница, ветреница. См. Презентацию.)
(Исполняют песню девочки в театральных костюмах ветреницы и медуницы)
Если будешь долго-долго
Наблюдать за нашим лесом,
За любимым старым лесом
Многое увидишь тут.
Как в воде резвятся рыбки
Ветерок порхает зыбкий,
Как букашки и улитки
Дружною семьёй живут.
Царь Берендей. Вот и мои озорницы. Значит, с вопросами без меня справитесь.
Ветреница. Рано-рано весной, как только сойдёт снег, торопимся мы расцвести и образовать семена, пока в лесу светло и деревья не покрылись листвой.
Медуница. На смену нам приходят теневыносливые растения. А, вы, их знаете? (Ответы детей)
(Изображение на экране: вороний глаз, ландыш. См. Презентацию.)
Учитель. Но не только травянистые растения составляют нижний ярус, есть и низкорослые кустарники. Образец одного из них на партах. Найдите, покажите, назовите. (Ответы детей)
(Изображение на экране: брусника, черника. См. Презентацию.)
Учитель. А какие лиственные деревья и кустарники, растущие в лесу, вы знаете?
(Выход детей в костюмах берёзки, дуба)
Берёза. Каждый год засеваю большие просторы миллионами своих мелких семян – орешков. Молодёжь моя растёт 15–20 лет – это их рассвет. Пройдёт ещё 10, и под пологом берёз поселятся молодые ели. Ведь недаром лесоводы называют меня «доброй няней ели», ведь это я молодые ёлочки от заморозков и от обжигающих лучей солнца оберегаю. А со временем, вытеснит ель меня, станет хозяйкой этого места, а моим семенам новое место обживать приходится.
Дуб. Вот услышал я, что черёмуха выделяет фитонциды, которые убивают микробы. А мои листочки губят стойкий микроб – дизентерийную палочку. Хотя я уже очень редко встречаюсь в уральских лесах, к этому привело сельскохозяйственное освоение лесов Урала, то есть их распашка.
Учитель. О какой группе деревьев в смешанном лесу, мы ещё не вспомнили?
(Изображение на экране: силуэты хвойных деревьев. См. Презентацию.)
Учитель. На партах лежат образцы хвойных деревьев (пихта, сосна обыкновенная, ель, сосна сибирская), определите и дайте название дерева.
Практическая работа
Учитель. Большое разнообразие растений, ярусность лесов, обилие пищи – всё это привело к образованию различных групп животных.
(Под музыку выбегает и поёт заяц)
Я прыгал как кузнечик
У берегов и речек,
Среди кустов и травки,
Живу я не один.
В траве колючий ёжик,
Спешит куда – то тоже.
А за кустом таится
Наверно… Крокодил.
(Убегает)
Учитель. Может ли это быть на самом
деле? Крокодил – обитатель смешанных лесов? (Ответы
детей)
– Давайте вспомним классы животных. (Ответы
детей)
– На столах, у каждого есть карточка с названием
животного, определите класс, назовите. (Ответы
детей)
– На доске мы видим картинки с изображением
животных разных классов, разделите их на разные
экологические группы по определённому признаку.
1. По среде обитания (монтировка схемы). Каждому обитателю леса своё место.
- околоводные и водные
- обитатели стволов и крон деревьев
- землерои
- наземные.
Схема леса.
2. По способу питания.
– растительноядные;
– хищные;
, – всеядные.
(Работа с сигнальными карточками. Учитель называет животного, дети показывают карточку соответствующую способу питания животных)
Учитель. Заселяя наш лес, вы ориентировались на приспособление к жизни в лесу. Продолжим эту работу, заполняя таблицу, используя карточки с названием животных (карточки у каждого ребёнка на столе).
Приспособление животных к жизни в лесной полосе | Названия животных |
1. Селятся в дуплах старых деревьев. | |
2. Могут передвигаться под снегом. | |
3. С наступлением холодов впадают в оцепенение. | |
4. Впадают в зимнюю спячку. | |
5. Впадают в зимний сон. |
(Выход медведя).
Медведь (громко ревёт). Это кто тут меня звал? Мне давно пора в берлогу! Спать лечь я должен до снега, чтобы по следам меня охотники не выследили. Это кто тут лесную столовую устроил? Белка или сойка?
(Медведь показывает детям проклеванную и погрызенную шелуху кедровых орешков. Дети определяют).
(Изображение на экране: фильм «Животные леса» из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»).
Учитель. Лес – это не только деревья и кустарники, но и травы, и звери, и птицы, и насекомые, которые живут в тесном взаимодействие. По этому предлагаю поработать над составлением цепей питания.
- В парах. (На столах).
- У доски с карточками.
- С использованием костюмов.
(Дети надевают костюмы обитателей леса и выстраивают цепь питания).
Царь Берендей. – Люди всегда понимали, что без лесов жизнь на нашей планете невозможна и поэтому стремились найти какие – то формы их охраны. Важнейшим государственным документом сейчас является Конституция РФ, где сказано, что каждый гражданин России обязан беречь и охранять природу. Но кроме писаных правил существуют правила неписанные – это правила поведения. Надеюсь, вы их соблюдаете, думаю, не лишним будет вам сделать памятку в классе и придумать девиз.
Лесовичок.
Ухожу! Я ухожу!
Всё я больше не могу!
Учитель. Что же, ты, Лесовичок, так шумишь?
Лесовичок.
В траве осколки склянок
И сто консервных банок!
Учитель. Подожди! Не волнуйся, мы обязательно научимся и других научим, как надо вести себя в природе! (Дети делятся на группы.)
Практическая работа: каждая группа составляет аппликацию и девиз, пользуясь карточкой-помощницей.
Карточки-помощницы:
1. Ёлочку оставим мы в лесу…
2. Костёр в лесуне разожгу…
3. Зверюшку в дом я не возьму…
Защита плакатов каждой группой
Итог урока
Песня
Ничего на свете лучше нету
Чем спасти от гибели планету
Будет лес любимый свеж и зелен
Эту радость мы с тобой разделим.
Пусть вода всегда в реке струится
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем
Эту радость мы с тобой умножим.